Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Прозрение” (2010, Los ojos de Julia): Одна в темноте и невидимый гость

Этот фильм я выбрала по одному критерию – захотелось посмотреть что-нибудь испанское. И меня заинтересовало описание сюжета. Триллер “Прозрение” – это второй, после “Незваного гостя” 2004 года, полнометражный художественный фильм испанского режиссера Гильема Моралеса (Guillem Morales). Сценарий он написал в сотрудничестве с Ориолом Паоло (Oriol Paulo), что является очень хорошим знаком. Потому что Паоло поставил такие захватывающие истории, как “Невидимый гость” (2016), “Кривые линии Бога” (2021), “Тело” (2012) и мини-сериал “Харлан Кобен. Невиновен” (2021). А присутствие среди продюсеров Гильермо дель Торо (продюсерской компании Double Dare You) намекает на подтекст/посыл истории. Явно будет что-то на тему монстров среди нас, прячущихся в темноте (то ли комнаты, то ли души). Ведь что-то заинтересовало его, когда он познакомился со сценарием и захотел поучаствовать в производстве. Но “Прозрение” может показаться слабее выше перечисленных триллеров по одной причине – работа над ним вела
Оглавление

Этот фильм я выбрала по одному критерию – захотелось посмотреть что-нибудь испанское. И меня заинтересовало описание сюжета.

Триллер “Прозрение” – это второй, после “Незваного гостя” 2004 года, полнометражный художественный фильм испанского режиссера Гильема Моралеса (Guillem Morales). Сценарий он написал в сотрудничестве с Ориолом Паоло (Oriol Paulo), что является очень хорошим знаком. Потому что Паоло поставил такие захватывающие истории, как “Невидимый гость” (2016), “Кривые линии Бога” (2021), “Тело” (2012) и мини-сериал “Харлан Кобен. Невиновен” (2021).

постер к фильму “Прозрение” (2010), режиссер Гильем Моралес  | источник фото imdb
постер к фильму “Прозрение” (2010), режиссер Гильем Моралес | источник фото imdb

А присутствие среди продюсеров Гильермо дель Торо (продюсерской компании Double Dare You) намекает на подтекст/посыл истории. Явно будет что-то на тему монстров среди нас, прячущихся в темноте (то ли комнаты, то ли души). Ведь что-то заинтересовало его, когда он познакомился со сценарием и захотел поучаствовать в производстве.

Но “Прозрение” может показаться слабее выше перечисленных триллеров по одной причине – работа над ним велась задолго до того, как они были созданы; и “Прозрение” можно считать наработкой мастерства. Для Ориола Паоло – так точно. Он-то свои сценарные навыки отлично развил.

А вот участие Гильермо дель Торо помогло привлечь к фильму Моралеса более широкую аудиторию. Похожая ситуация сложилась с проектом 2007 года “Приют” (El orfanato) Хуана Антонио Байоны, который дель Торо тоже поддержал. В обоих фильмах главную женскую роль исполняет Белен Руэда (Belén Rueda).

Сюжет

Сара и Хулия (в исполнении Белен Руэды) – сестры-близнецы, страдающие от дегенеративного заболевания глаз. Их зрение ухудшается каждый день понемногу.

Но сестры не особенно близки. Хулия даже не знала, что Сара общалась с людьми из центра Баумана, где оказывается помощь слабовидящим; она не знала, что у Сары появился бойфренд, с которым она была в севильской Беллависте в отеле “Ромео”; она не знала, что в кругу Сары были соседи по улице – слепая сеньора Соледад (в исполнении Хулии Гутьеррес Кабы) и девочка-подросток Лия (в исполнении Андреа Эрмосы).

Она не знала и того, что Сара сделала операцию, чтобы вернуть зрение.

Поскольку близнецы чувствуют друг друга, даже когда не общаются, однажды Хулии стало нехорошо прямо во время рабочего дня. Она почувствовала, словно ее что-то душит. Она тут же помчалась в дом к Саре. Там обнаружилось, что Сара свела счеты с жизнью.

Полиция, правда, не нашла следов криминала. По их заключению, Сара не захотела продолжать жить дальше из-за неудачной операции на глаза.

Только Хулия не приняла версию полиции на веру, она чувствовала, что произошло что-то страшное. И стала расследовать гибель сестры самостоятельно. При этом ее зрение стремительно ухудшается.

Хулия (в исполнении Белен Руэды) | скриншот из фильма
Хулия (в исполнении Белен Руэды) | скриншот из фильма

Каким получился фильм – повествование с точки зрения слепнущего человека дезориентирует, но и лучше погружает в историю

Конечно, по тому, что происходит в фильме, это триллер. Действие развивается напряженно, постоянно что-то происходит, вызывая вопросы. Кто стоит в темноте; с кем разговаривает Сара; она в себе; кто в этой истории скрывает самый страшный секрет; каковы намерения всех тех, кто находится рядом? Но через триллер протянута драма, потому что постепенно обнажается трагедия обесцененного человека. Он блуждает в темноте, не верит в себя и старается утащить в эту темноту еще кого-нибудь, чтобы чувствовать себя видимым и быть менее одиноким. Вообще он возлагает ответственность на посторонних, не имеющих отношения к проблеме, потому ничего хорошего у него и не получается.

Мотив зрения – основной в этой истории. У Хулии зрение ухудшается. Все, что она видит, подернуто черной пеленой, которая становится все менее прозрачной. Хулия движется словно на ощупь. И ее дискомфорт достраивается с помощью манеры съемки.

То, чего не знает Хулия, не знает и зритель; то, чего не видит/не замечает в полной мере Хулия, не видит и зритель. Находка с тем, чтобы не показывать лиц персонажей, находящихся рядом с Хулией, мне понравилась. Это заставляет сильнее концентрироваться при просмотре и словно ставит на место главной героини. Каково это, когда зрение ограничено и при этом еще и ухудшается? Что ускользает теперь?

Перспектива съемки меняется в зависимости от сцены, так что просмотр становится настоящим живым действом.

Более того, неспособность видеть все, пугает. Воображение начинает работать активнее, раздражая нервную систему и вызывая в сознании пугающие картинки. Хулия беспокойно спит, ей начинают сниться кошмары. Никто не верит ей, что некто постоянно следует за ней, потому что никого рядом не видят. А, если не видели, значит не было. И тот, кто утверждает обратное, выглядит безумцем.

Слепота в сюжете раскрывается не только как физическое состояние, но и как метафора. Подразумевается неспособность видеть правду, нежелание представать перед тем, что страшно принимать/признавать. Символически срывание повязки с глаз – это обретение в себе смелости встать лицом к лицу с монстром, кем бы он ни был. Либо отражением в зеркале, либо тем, кто физически находится в темном углу.

Но Хулия в данной истории – условная главная героиня. Пусть она и ведет историю, пытаясь найти ответ, что на самом деле случилось с ее сестрой, история тут о другом человеке. Смещение этого человека на третий план, превращение его в персонажа, драматургически оправдано, и это хороший ход.

Любое другое комментирование сулит раскрыть поворот и испортить впечатление от просмотра. “Прозрение” из тех фильмов, которые получится только испортить дополнительными разъяснениями. Добавлю только, что Гильем Моралес и Ориол Паоло намного лучше обыграли идею Герберта Уэллса, чем это сделал Ли Уоннелл спустя 10 лет.

Но вот финал у них получился так себе. Он сильно контрастирует со всеми предыдущими сценами, словно произошло резкое переключение на совсем другую историю даже по цветовой гамме.