На протяжении 20 лет Вера Ивановна из Краснокаменска, что в Забайкальском крае, ждала возвращения сына Аркадия. Лишь редкие письма были единственной ниточкой, связывавшей их. Но потом оказалось, что все эти письма два десятка лет писала убийца Аркадия. Настигло ли убийцу возмездие?
Пропал - как сквозь землю провалился
Шел 1996 год. В Краснокаменске пропал 29-летний Аркадий Мустюков. Для Веры Ивановны, потерявшей за четыре года до этого еще одного сына, исчезновение Аркаши стало настоящим ударом. Но все началось за несколько лет до того рокового сентябрьского дня в 1996 году.
За несколько лет до этого Аркаша вернулся из армии. Высокий, красивый, харизматичный, он пользовался популярностью у девушек. Но его сердце было занято: еще до армии он встречался с девушкой Инной – у них даже родился ребенок. Жили как все – небогато, работа то есть, то нет. В свободное время Аркадий выпивал стопочку-другую, но не более. Инна ворчала, но Аркаша все же был хорошим человеком, да и сына любил.
И вдруг в жизни Аркадия появилась она – Антонина. Женщина была старше на восемь лет, два ребенка от предыдущего брака. Дочке было пять, сыну – восемь. Аркадий никак не мог выбрать между двумя зазнобушками – так и метался между Инной и родным сыном и Тоней с ее двумя детьми.
А потом пропал. Ни звонка, ни строчки, в гости не заходит… Вера Ивановна, мать Аркадия, разволновалась. Стала искать сына – всех родных и знакомых обзвонила, но тот словно сквозь землю провалился. И вдруг – записка в воротах.
«Мама, я попал в плохую историю, сунул голову, куда не надо. Нужно срочно скрыться».
Вера Ивановна за голову схватилась: на дворе лихие 90-е, люди пропадают. И непонятно, что лучше: обратиться за помощью в полицию или дать возможность сыну спрятаться. Возможно, это спасет ему жизнь…
Вскоре в гости заглянула Антонина. Выслушала свекровь, покачала головой и подтвердила: да, мол, Аркаша стал свидетелем убийства двух авторитетов. А свидетелей в живых не оставляют. Вот и прячется теперь.
Потом – еще одна записка. Сын просил деньги, чтобы уехать на Дальний Восток. Вера Ивановна побежала по родным да по знакомым, собрала нужную сумму, а потом передала деньги сыну – через Тоню.
А дальше полетели письма – точнее, записки на тетрадных листах, без конвертов и обратного адреса.
- Письма передает Лешка, наш знакомый. Он туда-сюда мотается, - объясняла Антонина.
- Так пусть адрес мне сообщит, я сама напишу, - упрашивала Вера Ивановна.
- Что вы! Так бандиты узнают, где он прячется. И вы в беде окажетесь, - отвечала Антонина, прихлебывая чай.
Помогала сыну 20 лет
Вера Ивановна очень переживала за сына. С каждым письмом передавала ему деньги – от своей пенсии отщипывала. Помогла отремонтировать машину, когда Аркашка попал в ДТП. Распереживалась, узнав о проблемах со здоровьем – то деньги передаст, то лекарства. Сын каждый раз благодарил и напоминал:
- К ментам не ходи, они меня в тюрьму посадят, а там меня бандиты найдут. Не переживай, все хорош будет. Через Лешку и Тоню будем связь держать.
Годы шли, а у Веры Ивановны ни фото сына нет нового, ни голоса она его давно не слышала. Вот уже и мобильные телефоны появились, и смартфоны, и интернет! У Веры Ивановны в 2015 году тоже было уже такое чудо. Вот бы созвониться с сыночком…
- Аркашенька, давай созвонимся! 90-е прошли, бандиты тебя уже не ищут. А я так скучаю по тебе! – написала одна в очередном письме.
- Мама, прости, но звонить тебе не буду. Не могу. Опасно. Тебе что, не хватает писем?
А писем Вере Ивановне, действительно, не хватало. Ведь каждое письмо он сжигала – по просьбе сына. Но неужели нельзя хотя бы с «левой» симки позвонить?! Вера Ивановна многие годы гнала от себя мысль о том, что с сыном что-то неладное, а может, и вовсе нет его в живых. Но кто же тогда пишет?
Чтобы убедиться, что с сыном все в порядке, Вера Ивановна в очередном письме упомянула о родственниках – дальних, с которыми они когда-то давно близко общались. И в ноябре 2015 года письма вдруг прекратились. Хотя – в последнем письме Аркадий вскользь намекнул, что они, возможно, созвонятся.
«Не ждите больше сына»
Три месяца – ни строчки. И вдруг – звонок с неизвестного номера в январе 2016-го.
- Алло, - сердце Веры Ивановны готово было выскочить из груди.
Но вместо голоса сына она услышала незнакомый женский голос.
-Вы тетя Вера? Не ждите больше сына, он никогда не вернется. Его убила Тоня. Закопала в старом доме, - скороговоркой проговорила незнакомка.
Как оказалось, звонила подруга Антонины, Елена. Тоня сама призналась в том, что убила Аркадия, еще тогда в 1996 году. А еще попросила Елену, чтобы та помогла найти мужчину, который позвонит Вере Ивановне и представится ее сыном, пишет kp.ru.
Убитая горем мать пошла в полицию.
Преступление без наказания
Позже Антонина призналась: да, это она убила Аркадия. А все потому, что он сам пил и ее бил. Мол, только первые два года она была с ним счастлива, когда Аркадий все деньги в дом приносил и с детьми хорошо ладил.
А потом запил Аркашка, да так сильно, что стал поколачивать ее. Да еще и дочку изнасиловал, когда той было 13 лет. Антонина уверяла: в милицию обращалась, но там лишь отмахивались от нее. Говорит, вместе с детьми спала в одежде: мол, если Аркадий придет пьяным, они смогут убежать.
В тот день, по словам Антонины, Аркадий сильно напился, чуть не выломал дверь. Хорошо, что дети были в гостях.
- Не хотела открывать, но он начал выбивать дверь. Боялась, что окна разобьет, потом чини. Открыла, а он уже весь распаленный, - приводит слова Антонины kp.ru.
Антонина уверят: Аркадий накинулся на нее, стал душить. Женщина упала на инструменты и в полузабытьи схватила первое, что попало под руку и ударила мужа по голове.
- А потом уже наносила удар за ударом - пелена на глазах, ужас. Боялась, что он встанет, очнется и меня точно убьет. Вопрос стоял: или я его, или он меня! Он чудовище! Недавно, когда экспертизу сделали, посчитали: я ему нанесла 15 ударов по голове, - это тоже то, о чем рассказала Антонина.
И тем ужаснее стало решение правоохранителей: не возбуждать уголовного дела об убийстве. И это при том, что тело Аркадия нашли – там, где указала Антонина, завернутое в покрывало. Как оказалось, срок давности за убийство в соответствии с УК РСФСР (действовал до 1 января 1997 года) к 2016 году истек.
Веры Ивановны не стало в 2024 году. Узнав о смерти сына и о том, в чем его обвиняет Антонина, Вера Ивановна добилась возбуждения уголовного дела об изнасиловании несовершеннолетней.
- Всех допрашивали тогда. Саму девушку, ее одноклассников, друзей. В итоге, дело закрыли из-за отсутствия состава преступления, - рассказала родственница Веры Ивановны.
А Антонину все же судили – за мошенничество (эти преступления совершались уже в то время, когда начал действовать новый УК, и срок действия по ряду эпизодов не истек). Ведь она присваивала и деньги, и вещи, которые передавала Вера Ивановна сыну. Кроме того, суд обязал выплатить миллион рублей в качестве возмещения морального вреда матери Аркадия.
Около четырех лет она провела в колонии, после освобождения вместе с дочерью уехала в другой город. А родственники Веры Ивановны и Аркадия до сих пор не верят в то, что Антонина совершила преступление в одиночку. Но теперь это, к сожалению, не получится узнать.