Появление культового сериала «Убойная сила» стало результатом небывалой популярности другого проекта — «Улицы разбитых фонарей». Этот сериал, созданный с ограниченным бюджетом и с участием малоизвестных актеров, изначально не вызывал больших ожиданий, однако зрительская любовь к нему оказалась настолько сильной, что он быстро завоевал огромную аудиторию.
Параллельно с успехом «Улиц» у писателя и сценариста Андрея Кивинова возникли разногласия с продюсерами этого шоу. Дело в том, что под его именем начали выходить серии, к которым он не имел никакого отношения, и это его крайне расстраивало. В это же время на другом телеканале возникла идея создать свой собственный проект о «ментах», поскольку тема оказалась настолько востребованной у зрителей. Кивинов, увидев возможность реализовать свои идеи в новом сериале, с радостью согласился написать сценарий. В качестве соавтора к нему присоединился Олег Дудинцев, который был его коллегой по Кировскому РУВД и стал прототипом майора Соловца. С самого начала «Убойная сила» завоевала популярность, и первые серии собрали даже большую аудиторию, чем «Улицы разбитых фонарей», которые уже шли в эфире два года.
Чтобы привлечь внимание к новому проекту, продюсеры решили пригласить актеров из «Улиц разбитых фонарей». Несмотря на то что продюсеры «Улиц» были против этого шага, такие актеры, как Сергей Селин, Алексей Нилов, Александр Половцев и Михаил Трухин, подписали контракты на съемки в конкурирующем проекте. Хотя у сценаристов не было цели переманить этих актеров, они все же оставили в сюжете «Убойной силы» небольшую лазейку, на случай, если кто-то из них решит остаться.
Изначально сценарий нового сериала был написан с учетом участия Александра Лыкова, однако в первый съемочный день актер отказался работать с бывшими коллегами и покинул проект. В результате началась длительная поисковая кампания для нахождения подходящего исполнителя на роль Игоря Плахова.
После нескольких кастингов был утвержден Алексей Кравченко, но вскоре он осознал, что не может передать лиричность своего персонажа, и отказался от работы. Ситуация вновь потребовала проведения кастинга, и на этот раз режиссер Александр Рогожкин пригласил молодого театрального актера Константина Хабенского. Хабенский пришел на пробы после спектакля, и от усталости мог лишь улыбаться и кивать головой на рассказы Рогожкина о концепции сериала и видении своего персонажа. Режиссера это впечатлило, и он утвердил Хабенского без дополнительных проб.
С выбором актера на роль Васи Рогова все оказалось намного проще. Андрей Федорцов, который уже снимался в первых сериях «Улиц» и в «Особенностях национальной охоты», был приглашен на пробы прямо из буфета «Ленфильма» и сразу же был утвержден на роль. Однако сам Федорцов относился к своему герою с некоторым скепсисом, считая, что тот не совсем соответствует его представлениям о серьезных ролях. Федорцов был человеком, который пил умеренно, в то время как Вася не мог устоять перед соблазном смешивать водку с ликером, что становилось для него не просто привычкой, а настоящей проблемой. В первых сериях сериала «Убойная сила» это различие в характере и привычках было особенно заметно.
Режиссура Рогожкина, безусловно, оставила свой след: ни одна серия не обходилась без сцен с алкоголем. В результате, герой Васи, который начинал как слегка выпивающий персонаж, постепенно превратился в запойного алкоголика, в то время как его тесть стал самогонщиком. Эта ситуация напоминала события из «Улиц разбитых фонарей», где сначала герои открыто рекламировали алкоголь, но с приходом нового режиссера эта тема была свёрнута.
Во втором сезоне «Убойной силы» на экраны вернулись такие актеры, как Селин, Нилов, Трухин и Половцев, а в проект были введены новые персонажи. На роль харизматичного Жоры Любимова был приглашён театральный актёр Евгений Ганелин, который, к своему удивлению, не знал о существовании сериала и даже на пробах думал, что его зовут на фильм. Сергей Кошонин был утверждён на роль майора Веригина, а Семён Стругачёв, известный по роли Лёвы Соловейчика из «Особенностей национальной охоты», стал капитаном Черныгой. В «Убойную силу» были введены и другие актёры, ранее работавшие с Рогожкиным в комедиях, например, Виктор Бычков, который сыграл осведомителя Померанцева, а Вилле Хаапасало исполнил роль иностранца, пострадавшего на улицах Петербурга.
Другом Игоря Плахова, бизнесмена Борьки, стал Сергей Мурзин. До этого у него была одна заметная роль в фильме «Брат», но в основном он работал как факир. Мурзин был увлечен восточными единоборствами и научился контролировать своё тело так, что ни огонь, ни острые лезвия не могли ему навредить. Он демонстрировал свои таланты в собственном шоу, где выступал как шпагоглотатель, танцор на битом стекле и заклинатель огня. После успеха в «Брате» и «Убойной силе» Сергей Мурзин стал популярным актёром, но на протяжении многих лет его приглашали на роли, связанные с криминалом и бизнесом.
Сначала события сериала разворачивались исключительно в Санкт-Петербурге, однако вскоре съёмочная группа решила расширить географию проекта. Мало какой другой сериал может похвастаться такой разнообразной локацией — съемки проходили не только в России, но и за её пределами, включая Чечню, Эстонию, Францию, Америку и даже Африку. По мнению актёров и зрителей, самые сильные и впечатляющие эпизоды были сняты в Чечне. Эти серии создавались в Осетии и Ингушетии, и для обеспечения безопасности съемочной группы была организована охрана.
Съёмки африканских серий, которые возглавил режиссёр Дмитрий Иосифов — известный как Буратино из «Приключений Буратино», оказались весьма рискованными. Во время работы над проектом у съёмочной группы было угнано несколько автомобилей, а участники столкнулись с нападениями бабуинов. Кроме того, Федорцов был укушен зеброй, а его и Григория Сиятвинду чуть не подожгли во время одной из сцен с жертвоприношением.
После завершения съёмок в Африке Константин Хабенский покинул проект, и было принято решение, что этот сезон «Убойной силы» станет последним. Андрей Кивинов, в свою очередь, решил завершить историю о харизматичных «ментах» и в следующем году написал сценарий комедии «Каникулы строгого режима», которая уже представляла собой совершенно другую историю.
Таким образом, создание «Убойной силы» стало целым процессом, в котором пересекались интересы актеров, сценаристов и продюсеров, а также их личные амбиции и взгляды на то, каким должен быть идеальный сериал. Успех «Убойной силы» во многом был предопределен тем, что создатели сумели привлечь внимание зрителей к новым, ярким персонажам, которые не только продолжили традиции «Улиц разбитых фонарей», но и привнесли в сюжет свежие идеи и неожиданные повороты. С каждым новым эпизодом «Убойная сила» становилась все более популярной, и зрители с нетерпением ждали новых серий, обсуждая их в компаниях и на форумах. Это создало вокруг сериала настоящую фанатскую культуру, которая продолжает существовать и по сей день. В результате, «Убойная сила» не только стала успешным проектом, но и оставила заметный след в истории российского телевидения, открыв двери для множества новых сериалов и проектов в жанре криминальной драмы.