Найти в Дзене
Михаил Марков

Таруса

«Ой, как худо жить Марусе
В городе Тарусе!
Петухи одни да гуси,
Господи Исусе!» Этот дневник – рассказ о моей поездке в Тарусу. И что-то ни петухов, ни гусей не видел, Таруса уже не та, какой описал ее Заболоцкий. Долго я туда собирался, но все-таки выбрался, и теперь думаю, зачем так долго откладывал «на потом» такую прелесть. Эта поездка получилась очень приятной – и время года, и погода оказались, мне кажется, почти идеальными для такого места. Хотя кто знает – может, тут всегда так, в любой сезон, независимо от погоды. Таруса – древний город, датой основания считается 1246 год, хотя первое упоминание в летописи – более века спустя, но зато уже как о городе, среди других городов, ярлык на правление в которых купил в Золотой орде московский князь Василий I. Таруса входила то в Московское княжество, то в Литву – бурная у нее история. Когда-то административно она считалась Московской губернией, но в XVIII веке была передана Калужской, и с тех пор там и остается. В Тарусе некогда был св

«Ой, как худо жить Марусе
В городе Тарусе!
Петухи одни да гуси,
Господи Исусе!»

Этот дневник – рассказ о моей поездке в Тарусу. И что-то ни петухов, ни гусей не видел, Таруса уже не та, какой описал ее Заболоцкий. Долго я туда собирался, но все-таки выбрался, и теперь думаю, зачем так долго откладывал «на потом» такую прелесть. Эта поездка получилась очень приятной – и время года, и погода оказались, мне кажется, почти идеальными для такого места. Хотя кто знает – может, тут всегда так, в любой сезон, независимо от погоды.

Таруса – древний город, датой основания считается 1246 год, хотя первое упоминание в летописи – более века спустя, но зато уже как о городе, среди других городов, ярлык на правление в которых купил в Золотой орде московский князь Василий I. Таруса входила то в Московское княжество, то в Литву – бурная у нее история. Когда-то административно она считалась Московской губернией, но в XVIII веке была передана Калужской, и с тех пор там и остается. В Тарусе некогда был свой кремль, или детинец, сгоревший во время смуты, и более не восстанавливавшийся. Сейчас кремлевское высокое место над оврагом и речкой Тарусой занято кладбищем, но как напоминание о прошлом на видном месте установлен памятный знак.

До кладбища в Тарусе стоит дойти. Во первых, сама речка Таруса – живописная, с высокими берегами. В этом месте через нее перекинут подвесной пешеходный мост, не знаю кто как, а я поклонник таких мостиков. Мне кажется, что такой мост украсит любую, даже самую скучную местность. За мостом начинается прогулочная «тропа Паустовского». А на городском берегу реки, разделенные оврагом, находятся дом-музей Паустовского и вышеупомянутое кладбище, известное, кроме памятного знака о Тарусском городище, еще и могилой того же Константина Паустовского. От памятного знака до могилы Паустовского буквально пара минут ходу. Пройдя рядом с могилами Ариадны Эфрон (дочери Марины Цветаевой, той самой – «…знай одно: что завтра будешь старой, Остальное, деточка, — забудь») и Григория Паустовского, выходишь к могиле знаменитого писателя. Он похоронен чуть в стороне от остальных захоронений, на высоком месте над оврагом, спускающимся к реке Тарусе. Этим мне могила Паустовского сильно напомнила могилу Льва Толстого в Ясной Поляне, только Толстой лежит не на кладбище.

Но мертвым своё, а ми пока живы, и я продолжу рассказ о прогулке по Тарусе. Попасть в дом-музей Паустовского не получилось. Там нет свободного посещения, только экскурсионное, по сеансам, с экскурсоводом или аудиогидом по заранее оформленным электронным билетам. На ту пятницу, когда я выбрался в Тарусу, на сайте музея не было билетов вообще, хотя музей работал. Были на четверг, были на воскресенье… Ну и ладно. Чтобы почтить писателя (поэта, художника, композитора) не обязательно смотреть на его дом или его могилу, достаточно вспомнить его творчество. А прогноз погоды обещал (и не обманул) погожее теплое окно именно в пятницу.

Немного отвлекусь от Тарусы… Музеи-усадьбы наших литераторов интересны – мне, по крайней мере – во многом как усадьбы состоятельных людей XIX века. От той России осталось несколько дворцов (пальцев на одной руке хватит сосчитать сохранившиеся дворцы, а не восстановленные), и некоторое количество усадеб. Их немного, но всё же больше, чем дворцов, и все эти усадьбы и сохранились только потому, что были связаны с творческими людьми, прославившими страну. «Прикасаться к духу» творцов посещением этих усадеб и домов теснее, чем через творения этих людей, не получится. Их суть в их делах, а повседневная жизнь - скорее возможность заглянуть в прошлое страны, не прочитать, а увидеть, как жили люди этого сословия. Как сказал Пушкин словами одного своего персонажа – «…наши поэты сами господа…». XX век в России уравнял сословия, господ не стало, и люди жили более-менее одинаково, и повседневная жизнь известного писателя в этом плане мало чем отличалась от жизни наших дедушек и бабушек.

Поэтому мой «пролет» с посещением дома-музея Паустовского меня не расстроил. Я постоял рядом с ним – мне хватило. Отчасти мои рассуждения можно еще и описать словами «зелен виноград», но только отчасти. А еще присутствует небольшое недоумение по отношению к Паустовскому, как же так - восхищался всю жизнь Мещёрой, писал о ее красотах, а сам под старость поселился отнюдь не в Солотче… Не пошел и в находящийся неподалеку дом-музей семьи Цветаевых. Тот дом, который арендовали родители Марины Цветаевой под дачу на долгий срок, и где прошли почти все дачные сезоны ее детства и юности, не сохранился. Реконструирован «Дом Тьо», купленный её дедом по матери, в этом доме и располагается музей. И музей здесь появился только в 1992 году, так что вряд ли он может считаться мемориальным, и дать что-то большее, чем стихи Марины или проза ее сестры. Постоял рядом с этим домом – мне хватило. Хотя попасть сюда проще, чем в дом Паустовского – не надо ничего заказывать заранее.

Есть еще один памятный дом в Тарусе, на который мне хотелось поглядеть и постоять рядом – это дом, где два последние лета своей жизни провел один из величайших наших поэтов - Николай Заболоцкий. Расставлять поэтов по ранжиру – чистой воды вкусовщина, но на мой дилетантский взгляд самое большое достижение русской поэзии ХХ века – стихотворное переложение Заболоцким «Слова о полку Игореве». Это такое чудо! Как, впрочем, и вся его поэзия. Лично я к творчеству Заболоцкого обращаюсь гораздо чаще, чем к стихам Цветаевой или прозе Паустовского.

«Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!»

Это тоже написано в Тарусе. Опальный поэт жил на улице Либкнехта, минутах в пяти ходьбы от нынешнего дома-музея семьи Цветаевых. Дом сохранился, и до недавнего времени находился в частной собственности, но сейчас там создается музей поэта – единственный в стране. Эта часть улицы… как бы сказать… скажешь, что пешеходная, и обманешь тех, кто там не бывал. Там просто идет тропинка между домами. Но возможно, к открытию музея, улица станет больше похожа на улицу, и ее можно будет назвать пешеходной без оговорок.

И коль скоро речь пошла об улицах, то вот несколько фотографий тарусских улиц и особенно – переулков. И некоторых домов, украшающих эти улицы. В Тарусе все вперемешку – современные особняки и старые дома, дома ухоженные, как игрушки, и развалюхи, которые уже никто не восстановит – все это соседствует друг с другом. Хотя я не обошел все тарусские улицы, не было у меня такой цели.

Главное украшение Тарусы – Ока, те пейзажи и просторы, которые открываются над ее гладью. Ради этих видов сюда и приезжают люди. И Таруса щедро делится своим главным сокровищем. Можно любоваться этим с берега, а можно с реки. Не знаю, какова Ока зимой, безопасно ли выходить на лед, но в сейчас, в период навигации, в Тарусе есть множество вариантов для речной прогулки – речные трамвайчики, небольшие паромчики, катера. Вверх по течению, вниз по течению, с остановкой в каких-то интересных местах, без остановок… Я прокатился на катере на несколько километров и вниз и вверх по течению, и это заняло полчаса. Хотя день был теплый и солнечный, в сентябре на реке сидеть на носу катера… свежо )) Но закутавшись в плед - нормально, полчаса без проблем можно высидеть. Можно было и сидеть в кабине катера, защищенной чехлом из прозрачной пленки – но не то.

Про виды, открывающиеся с берега, можно говорить бесконечно. В Тарусе на берегах Оки постарались увековечить память о тех людях, жизнь которых оказалась связана с этими местами. В первую очередь это памятник павшим в Великую Отечественную, в виде стелы на высоком городском берегу. От стелы открывается такая панорама реки, что дух захватывает, и ком встаёт в горле – вот за что эти люди отдали жизни, за этот простор, за этот свет, за это спокойной движение воды. Прочитал на памятнике, что жители Тарусы - это тарусяне, а не тарусцы, как я опрометчиво думал вначале.

Ну конечно памятник Ленину, как водится, но он чуть в стороне от Оки. Есть еще в городе памятник моему любимому Заболоцкому, но... Это не совсем памятник, это бюст поэта в худших традициях безликого официоза, что никак не вяжется с личностью и судьбой Заболоцкого. А вот о трех других литературных памятниках расскажу чуть подробнее. Они все, как и военный памятник, находятся на набережной, с видом на Оку. Конечно, первым все гости города видят памятник Цветаевой, сразу за Петропавловским собором. Памятник и окружающий его сквер – одно из самых благоустроенных мест города, даже можно сказать, его визитная карточка. Конечно, у Цветаевой судьба сложилась трагично, и босая фигура поэтессы это подчеркивает… Но мне кажется, стоило сделать памятник менее трагичным. Таруса – это ее детство и юность, самое светлое время ее жизни. Не взрослая Марина Цветаева, а девочка, подросток влюбленная в эти места – так, наверное, было бы и уместнее, и позитивнее. Ведь именно за позитивом, за светлыми чувствами люди обращаются к её поэзии.

А дальше по набережной - беда. Памятник Белле Ахмадулиной. Это просто кошмар. Памятник создан ее супругом, Борисом Мессерером. Первая мысль, когда увидел это чудовище – чем же она его достала, что он ей так отомстил, когда ее не стало? Ничего кроме недоумения этот монстр не вызывает.

И третий литературный памятник на набережной – Паустовский. Памятник по стилистике ближе к уличной скульптуре, чем к памятнику. Неплохо, но не шедевр. Недотягивает памятник до масштаба личности писателя.

Прогуливаясь дальше вдоль реки, можно дойти до «пьяной» живописной улицы Ефремова и Воскресенской церкви, от которой пешеходной тропинкой дойти до нынешнего Дома Литераторов, бывшей клуб-столовой дома отдыха в Тарусе. Низом, вдоль реки, попасть туда быстрее, да и красивейшие виды Оки, опять же… Сколько не гляди – не пресытишься. Если добираться до Дома Литераторов поверху, по улицам и асфальтовой дороге, то там придется сделать большой крюк, и наверное, пешком вдоль реки будет ничем не медленнее, чем на машине поверху, а уж пешком поверху – тут и говорить не о чем. На тропинке у реки установлен памятный камень, иногда его называют кенотафом, пустой гробницей. Место, где хотела бы покоиться Марина Цветаева. От камня вверх к косогору ведет лестница, к могиле русского художника Виктора Борисова-Мусатова, входившего в знаменитый «Мир искусства». Он тоже выбрал это место для своего захоронения, но только его могила сама настоящая. И тоже – трагическая фигура нашего искусства… Неудачно упав в раннем детстве, он остался на всю жизнь с искривленным позвоночником. Его жизнь оказалась недлинной – 35 лет. Не надеясь на семейное счастье, тем не менее он обрел его – в 33 года. Через год родилась дочка, а еще через год его не стало. Два последних года жизни он провел в Тарусе, на даче Цветаевых – как раз в этот период семья не приезжала в Тарусу, а жила в Европе. Незадолго до смерти, словно предчувствуя судьбу, он указал жене на место неподалеку от дома, где хотел бы быть похоронен. Не знаю, кто первым отметил это место как погребальное – художник или же поэтесса, тогда еще девочка-подросток. Или Марина Ивановна сделал свой выбор под впечатлением от могилы Борисова-Мусатова? О его смерти пишут разное. Кто -то причиной смерти называют сердечный приступ, кто-то спасение тонущего мальчика из Оки и последующую простуду. На надгробном камне высечен мальчик, лежащий в неудобной позе… Мне показалось, что это аллегория поломанного жизнью художника.

Но хватит о грустном. Не знаю, как насчет доступа к Дому Литераторов от дороги сверху – там, судя по карте, сплошь «частные владения». Сейчас это концертный зал, наверное, и доступ к нему должен быть свободным? Или он свободный только перед какими-то мероприятиями? Не знаю. Я прогулялся понизу, вдоль берега, и по крутой тропке смог попасть на территорию Дома Литераторов, в обход заборов, но предупреждаю - чтобы подняться, а потом спуститься по этой тропке, нужны удобная обувь и определенная физическая подготовка. Рядом есть более пологая обустроенная тропинка, но с нее на Дом Литераторов можно посмотреть только через забор. А посмотреть есть на что, здание очень интересное, как будто два сильно разных архитектора разделили его по диагонали, и каждый создавал свою часть так, как считал нужным. Юго-восточный угол – советский сталинский ампир, северо-западная часть – конструктивизм. Удивительно, никогда не видел ничего подобного! А еще на территории Дома выставлены разные арт-объекты… есть занятные. Автор всех представленных объектов – итальянец Марко Бравура. Его же мозаиками украшены западная и восточные части Дома, и это очень интересные мозаики! Их можно долго рассматривать, и хотя они продукт новейшего времени, они очень органично смотрятся на этих стенах из другой эпохи. По соседству с Домом Литераторов, на территории пансионата «Серебряный век» можно увидеть место, где находился тот самый дом, семнадцать лет арендуемый семьей Цветаевых. На месте дома раскинут большой полотняный шатер для мероприятий.

Здесь стоял дом, который семья Цветаевых арендовала под дачу 17 лет
Здесь стоял дом, который семья Цветаевых арендовала под дачу 17 лет

В Тарусе есть еще и картинная галерея, есть частные музеи – но это был день прогулки по улицам, так что про это все ничего не могу сказать. Может, соберусь в «музейный» тур по Тарусе. Спасибо за внимание!

Таруса
2387 интересуются