Если вы слышите стук в передней подвеске, это не стоит игнорировать. Такие звуки могут указывать на износ или повреждение рулевой тяги, шарниров, сайлентблоков или других компонентов системы. Это не просто неудобство — это сигнал о потенциальной угрозе безопасности.
С увеличением пробега или нагрузки изношенные детали могут выйти из строя, что приведёт к потере управляемости, особенно в экстренных ситуациях. Поэтому важно своевременно обратиться в автосервис для диагностики и, при необходимости, ремонта или замены рулевой тяги.
Регулярное обслуживание и внимание к мелким симптомам помогут избежать серьёзных поломок и обеспечат надёжность и безопасность в пути.
Рулевая тяга на УАЗе — это элемент рулевого управления, передающий усилие от рулевого механизма к поворотным кулакам, что позволяет колёсам поворачиваться при вращении руля.
Важно не путать рулевую тягу с рулевой рейкой:
- Рулевая рейка — это механизм, внутри которого находится зубчатый вал, приводимый в движение от рулевого механизма. Она соединяется с левой и правой рулевыми тягами.
- Рулевая тяга — это жёсткая или регулируемая штанга, передающая движение от рулевого механизма к поворотным кулакам. Она может быть снабжена наконечниками и штуцером для регулировки длины.
На внедорожниках, таких как УАЗ, применяются два вида тяг, некоторые водители предпочитают называть их «поперечной» и «продольной» соответственно. Поперечная тяга соединяет рулевой механизм с рулевой сошкой поворотного кулака (альтернативное название – тяга сошки), а продольная соединяет поворотные кулаки между собой.
Рулевая тяга подвергается большим нагрузкам, поэтому её конструкция отличается высокой прочностью и надёжностью.
Рулевые тяги выполняют несколько важных функций в системе рулевого управления:
- Передача усилия от рулевого механизма к поворотным кулакам, что позволяет управлять углом поворота колёс в зависимости от положения руля;
- Удержание колёс в заданной позиции при прохождении поворотов, обеспечивая устойчивость и контроль над автомобилем;
- Совместная работа с другими компонентами рулевого механизма, чтобы обеспечить точное и синхронное поворачивание колёс.
- Регулировка углов схождения управляемых колес.
Если рулевые тяги изношены, деформированы или повреждены, это может привести к нарушению координации рулевого управления, нестабильности на дороге, отклонению автомобиля от заданной траектории и, в худшем случае, повышению риска ДТП. Поэтому важно регулярно проверять состояние рулевых тяг и при первых признаках неисправности — своевременно устранять проблему.
Признаки неисправности рулевых тяг
Основной причиной таких симптомов является износ шарниров рулевых тяг (рулевых наконечников), которые обеспечивают подвижное соединение между тягой и поворотным кулаком.
- Шумы из передней подвески, особенно справа или слева;
- Увеличение усилия на руле при повороте;
- Хруст или стук при повороте рулевого колеса;
- Нестабильное возвращение руля в центральное положение после поворота;
- Самопроизвольное смещение автомобиля в сторону, даже при прямолинейном движении.
Рулевые тяги требуют внимательного отношения, особенно при их эксплуатации в тяжёлых условиях, как это характерно для внедорожников вроде УАЗа. Вот основные проблемы, которые могут возникнуть:
- Износ шплинтов, удерживающих корончатые гайки;
- Повреждение пыльников наконечников, что приводит к проникновению грязи и влаги;
- Износ сферической поверхности пальца или вкладыша шарнира;
- Износ резьбовых частей.
Если пыльник наконечника повреждён, это ускоряет износ шарнира, особенно в зимних условиях. В таких случаях ремонт следует проводить незамедлительно.
Для самостоятельной диагностики можно выполнить следующие действия:
1. Поднимите передние колёса с помощью домкрата или стенда.
2. Проверьте свободный ход — если колесо шатается в разных направлениях, это может указывать на износ ступичного подшипника или шаровой опоры.
3. Один человек шатает колесо, второй — осматривает рулевую тягу и шарнир на наличие люфта или посторонних звуков.
4. Проверьте люфт в рулевом механизме, повернув руль до упора и наблюдая за ходом.
Основной признак неисправности рулевых тяг — значительный свободный ход. Если вы его обнаружили, необходимо своевременно провести ремонт или замену, чтобы избежать потери управляемости и аварийной ситуации.
Как заменить рулевую тягу
1. Установите автомобиль на передние опоры или на яму/подъемник для удобного доступа к подвеске.
2. Выверните колеса в сторону для доступа к рулевому наконечнику тяги.
3. Отвинтите гайки, соединяющие тягу с рулевым механизмом и рычагом поворотного кулака или поворотными кулаками.
4. Извлеките шарнирный палец с помощью специального съёмника.
5. Если требуется снять рулевой наконечник, прижмите его штуцер-шестигранник в тиски перед откручиванием гайки — это поможет избежать деформации.
6. При установке нового наконечника учитывайте количество оборотов, которое потребовалось для откручивания старого наконечника;
После замены обязательно проверьте схождение и степень затяжки всех соединений. Это поможет сохранить стабильность и безопасность в управлении автомобилем.
Компания MetalPart является производителем рулевых тяг для автомобилей УАЗ всех моделей, приобрести тяги можно на сайте компании: