Продолжаю публиковать отзывы читателей, написанные в ходе сентябрьского Киномарафона. Сегодня перед вами отзыв Людмилы Смоляковой.
Может быть, пора угомониться,
Но я, грешным делом, не люблю
Поговорку, что иметь синицу
Лучше, чем грустить по журавлю.
Я стою, машу ему, как другу,
Хочется мне думать про него,
Будто улетает он не к югу,
А в долину детства моего.
У нас педагогическая династия – всегда с гордостью говорю я. Мои бабушка, дедушка, тети, да и сама я – учителя. И фильмы о школе любимые и часто цитируемые. Так, фразу «Нет такого глагола, голубушка, Таисия Николаевна, где вы его взяли? Мы же не на рынке! Если вам не жаль детей, то пощадите наши уши!» я узнала задолго до того, как увидела «Доживем до понедельника»… А повесть Георгия Полонского увидела впервые на полке школьной библиотеки, когда пришла работать в школу.
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет»
Уильям Уорд
Основная масса телезрителей смотрела классический советский фильм «Доживем до понедельника» с прекрасным актером Вячеславом Тихоновым в главной роли. Кинолента получилась удачной, и сценарист Георгий Полонский опубликовал спустя время свою повесть.
Скажу сразу — повесть небольшая, написана отличным слогом, читается быстро и легко. Сюжет очень актуален! Здесь отлично прописаны и первая любовь, и юношеская дружба, и классные споры и ссоры. Читая, сразу вспоминаешь свои школьные годы: сколько было планов, горений и стремлений. И казалось, что вот-вот и Вы «дотянетесь до чуда»! Автор умело пишет о жизни педагогов с их личными перипетиями... Возрастные кризисы, подведение профессиональных и личных итогов жизни. Сомнения и вопросы к самому себе: «Что я действительно хочу? А действительно ли живу, реализуя свои возможности, или это мой "потолок"?».
Да.... Непросто.... Вроде бы такая маленькая повесть, а сколько всего в ней заложено, о чем стоит задуматься....
«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу» (Ричард Олдингтон)
Вот именно об этом и пишет Г. Полонский, о размышлениях и сомнениях педагогов о правильности своего пути в жизни....
Школа — это мир, в котором сталкиваются люди из разных семей и поколений, все они абсолютно разные, со своим, особенным, мировоззрением, привычками, устоями и воспитанием. И вот однажды жизнь сталкивает их и они вынуждены провести вместе несколько лет. В эти годы случается всякое, хорошее и не очень, но всё же для многих людей школа становится одним из самых светлых воспоминаний. И для ребят из повести Полонского она станет таким же воспоминанием уже скоро. Тогда уйдут в прошлое тетради, домашние задания, звонки на урок, оценки... И всё же когда-нибудь они вновь захотят вернуться в родные стены, увидеть учителей, пройтись по кабинетам, за партами которых когда-то проводили часы...
И размышляя об этом, я ощущаю какую-то светлую грусть... Это повесть о трех школьных днях, но больше о жизни и о людях, об их борьбе с самими собой, разрешении противоречий собственного характера, пути к гармонии. Здесь как такового нет сюжета – три таких типичных школьных дня и вечные темы «Что такое счастье?», «Что такое любовь?», «Что значит быть учителем?».
На последний вопрос – главный конфликт – отвечает центральный образ в повести – учитель истории Илья Семенович – представитель русской интеллигенции, учитель строгий, требовательный, человек любящий, борющийся, ищущий, со сложным, полным противоречий и внутренних границ характером. Эти границы мешают ему обрести гармонию, заставляют метаться и страдать. Финал у повести открытый…
Мне совсем не хочется расставаться с произведением. Хочется возвращаться к нему снова и снова.
Просто почитайте «Доживем до понедельника» и поностальгируйте. И совершенно неважно — застали вы советскую школу или нет, просто улыбнитесь, просто вспомните о хорошем, чтобы обязательно дожить до понедельника.
Фильм немногословный, но очень правдивый. Его успех во многом зависел от великолепной игры актёров и работы режиссера Станислава Ростоцкого. Ростоцкому едва удалось уговорить Вячеслава Тихонова на роль в этом фильме. Дело в том, что Тихонов очень переживал после своей роли в фильме «Война и мир», считал ее неудачной и думал бросить карьеру актёра. Его душевное состояние было похоже на состояние учителя Мельникова, решившего, что не может быть больше учителем, который «сеет "разумное, доброе, вечное", а вырастает белена с чертополохом». К этой мысли он приходит после встречи с одним из своих бывших любимых учеников, который предстает перед ним обычным карьеристом. А тут еще учительница словесности не узнает стихи поэта Баратынского, которого он читает, а не угадав поэта, говорит, что не обязана знать всяких второстепенных поэтов. А потом под горячую руку попадает учительница начальных классов, которая говорит «ложат» и он срывается на ней, о чем потом жалеет…
Очень душевный фильм с необыкновенной теплотой и грустью. Фильму много лет, и каждый раз он смотрится по-разному. Видно годы добавляют опыта, а школьная жизнь как бурлила, так и бурлит. И как были в любом классе «клоуны»-двоечники, так они есть и сейчас.
Перед нами всего три дня школьной жизни... три дня и вся жизнь... Наша и наших детей.
Лично мне понравилось исполнение каждой роли: будь то Ирина Печерникова, Вячеслав Тихонов или Нина Меньшикова. Каждый в роли оказался на своем месте.
У каждого из нас была своя школа, и как хорошо когда она вспоминается только с теплыми чувствами.
Когда уйдем со школьного двора
Под звуки нестареющего вальса,
Учитель нас проводит до угла,
И вновь - назад, и вновь ему с утра –
Встречай, учи и снова расставайся,
Когда уйдем со школьного двора.
Спасибо Людмиле за душевный отзыв! Снова захотелось пересмотреть фильм и отдохнуть душой.
Друзья, я не спрашиваю видели ли вы фильм. Конечно видели. Расскажите, какие чувства он у вас вызывает?
Приглашаю на свой канал на Boosty. Там вас ждут увлекательные совместные чтения, отчёты о путешествиях, мои дневники. Ну и, конечно, жду вас в Телеграме!