Здравствуйте! Как человек становится подлецом? В какой момент он совершает свою первую подлость — и как потом оправдывает себя? Приведу вам пример из своей жизни и обменяемся мнениями.
Дорогие читатели, перед тем, как начать обсуждение, очень вас прошу подписаться на мой канал "Записки актёра" в Телеграме. Там моя основная площадка, и все актуальные новости, рубрики и посты выходят в ТГ приоритетно. Вы очень поможете и поддержите меня, подписавшись. Спасибо огромное! Переходим к теме.
Я обожаю играть мерзавцев — на сцене, в кино. Эти роли самые трудные, потому что требуют внутренней честности. Чтобы сыграть негодяя правдоподобно, нужно впустить в себя тьму, хотя бы на время. Это не просто. Но я люблю разбирать таких персонажей, копаться в их мотивах, искать корни их поступков. Сегодня хочу пригласить вас сделать это вместе со мной. И начну с истории из собственной жизни — реальной, без прикрас.
Одна история из Щепки
В актёрской профессии конкуренция порой безумная. Не каждый добивается успеха честным путём. И, как говорили наши мастера в Щепке, стоит лишь раз переступить черту — и «душа продана».
Вот о той самой черте я и хочу поговорить. Где она проходит? Можно ли остаться честным с собой и с коллегами — и при этом выжить в актёрском мире?
В жизни каждого человека рано или поздно возникает выбор: поступить по совести или сжульничать ради выгоды, славы, денег, победы (нужное подчеркнуть). Иногда это мелочь, на которую вроде бы никто и внимания не обратит. А иногда — предательство, после которого человек уже никогда не станет прежним.
Такое происходит не только с актёрами. Но мне кажется, что именно в нашей профессии соблазнов особенно много. И сейчас я говорю не о деньгах. С ними всё ясно: артисты соглашаются на лживую рекламу, участвуют в безвкусных ток-шоу, играют в примитивных сериалах только ради гонорара. Это отдельная тема, и мы уже не раз о ней говорили. А сегодня речь о другом.
Как всё началось
Помню, когда мы поступили в Щепку, все были окрылённые. Мы мечтали о сцене, о настоящем искусстве, клялись не изменять своим идеалам. Казалось, что никогда не опустимся до компромиссов. Но у каждого наступает момент испытания.
На первом курсе к нам часто заглядывали режиссёры — искали молодых, талантливых. Смотрели экзамены, этюды, куски из спектаклей. И вот однажды пришёл очень известный режиссёр. Тогда нам было по семнадцать, и, признаюсь, мы все начали стараться изо всех сил: переигрывали, суетились, пытались понравиться. Молодо-зелено — теперь вспоминаю с неловкостью.
После показа режиссёр подозвал одного нашего однокурсника и пригласил его на пробы на Мосфильм. Я искренне порадовался за товарища. Но, как выяснилось позже, радовался зря.
Режиссёр собирался утвердить его на роль и попросил позвать ещё троих наших ребят, которые тоже ему приглянулись. Товарищ пообещал передать им приглашение — и не передал. Через месяц стало известно, что режиссёр ждал их в назначенное время, не дождался, разозлился и решил, что те просто проигнорировали его предложение. А наш «герой» спокойно сказал, что всё передал, просто ребята не пришли.
Роль он получил. Снялся в фильме, побывал на фестивалях, заработал приличные деньги.
Когда мы узнали об этом и спросили: «Как ты мог?», он покраснел, а потом с вызовом ответил:
— А вы разве поступили бы иначе?
После этого всё изменилось
В нём что-то щёлкнуло. Из простого, симпатичного парня он превратился в циничного карьериста, который ради роли готов на всё. И хотя актёром он был неплохим — в дипломных спектаклях даже выделялся — дружить с ним перестали.
Позже дошли слухи, что в театр он тоже попал не совсем честно: подмазался к режиссёру, заменил заболевшего коллегу и так и остался в труппе, хотя должен был просто подменить на один показ.
Мир актёров в Москве очень тесен, и всякий раз, когда где-то звучит его имя, я слышу одно и то же — отвращение.
И всё же: у него работа, он востребован, ездит на хорошей машине, получил квартиру от минкульта. А вокруг — масса артистов, которые считают, что это нормально.
Мол, честно ничего не добьёшься, «с волками жить — по-волчьи выть».
Таких примеров, увы, много. Но я уверен: можно прожить и по-другому.
Да, у меня нет роскошной машины и ведущих ролей в кино. Зато у меня есть роли, за которые не стыдно. Есть семья, друзья, и вы — мои читатели, с которыми я могу говорить честно. И это, пожалуй, важнее.
Где проходит та самая черта?
Меня до сих пор не отпускает вопрос: что происходит внутри человека в тот момент, когда он решает предать? Что заставляет его «продать душу»?
А может, это я не прав? Может, жизнь и правда устроена так, что нужно «хватать» всё подряд, не глядя на методы?
Иногда судьба подбрасывает соблазны — я тоже это чувствовал. Но даже размышлять о подобном мне неприятно. Один знакомый режиссёр как-то сказал:
— Просто тебе пока не предлагали ничего по-настоящему большого.
И вы знаете — эти слова меня пугают. А вдруг он прав? Вдруг предложи мне мой любимый Месхиев роль мечты — и я бы тоже оступился?
А теперь вопрос к вам
Так как же актёры становятся подлецами? Где тот первый шаг, с которого всё начинается?
И видите ли вы, как зрители, в лицах известных артистов ту самую подлую черту — ту тень, которая однажды легла на их душу?
Напишите, пожалуйста, что вы думаете об этом. Мне очень важно ваше мнение.