Приветствую вас!
ОкарИна – это такой чудесный музыкальный инструмент. Чудесен он своим звучанием, доводящим до мурашек, и уносящим мысленно в далёкое далёко, а ещё тем, что не требует особой подготовки, чтобы на нём играть. И взрослый, и ребёнок способны обучиться игре на этой «свистульке» буквально за час, независимо от наличия музыкального образования. Окарины небольших размеров, их можно брать с собой, играть на берегу реки, в лесу, у костра, или у себя на балконе. Волшебство заключается в том, что на ней очень легко импровизировать. Неважно, какую мелодию вы сыграете. Само звучание этого инструмента проникает глубоко внутрь, доводя до мурашек.
У меня нет муз.образования, я никогда не ходила в муз.школу, ни на чём не играла, и не училась петь. Слух у меня есть с рождения, однако нот я не знала. Когда мне захотелось научиться играть на окарине, стала сама в интернете искать информацию, и разбираться что к чему. Сейчас расскажу, что мне помогло научиться играть на этом маленьком чуде, дарящем радость и умиротворение.
На самом деле, чтобы играть на окарине, нужно всего 2 навыка: уметь дуть, и попадать пальцами на игровые отверстия. Первое умеют все. Второй навык тренируется.
Дыхание.
Для игры на окарине нужны длинные выдохи, с последующим быстрым спокойным вдохом, без захлёбывания. Если пока не получается длинно выдыхать, можно потренироваться: по несколько минут в день дышать так, чтобы выдох был длиннее вдоха. Например, начать с того, что вдох 3 счёта, выдох 4. Если чувствуете, что легко, то вдох 3 – выдох 5. Потом вдох 3 – выдох 6. Вдох 4 – выдох 8. Вдох 5 – выдох 10 счетов. Дышаться должно легко, без напряжения. С ощущением, что так можно дышать всегда.
Если занимаетесь йогой, то можно использовать дыхание удджайи, и капалабхати, с учётом противопоказаний к этих техникам.
В целом, работа с дыханием благотворно скажется не только на вашей дыхательной системе, а также и на сердечно-сосудистой, и на нервной системе. Это я вам как инструктор йоги говорю 😊
Как дуть (подавать воздух) в окарину?
Уверенно. Иначе звук будет тихий, неравномерный, и вообще невнятный. Окарина будет «мямлить». Нам же интересно, чтобы она играла – громко, звонко, привлекательно. Поэтому не стесняйтесь, дуйте. Только не сильно, иначе будет неприятный пересвист: вместо мелодии как будто тренер свистнул «Старт!».
Есть несколько вариантов подачи воздуха в окарину.
Первый – дуть постоянно. Просто длинный равномерный выдох. И на этом выдохе перебирать пальцами: то открывать отверстия, то закрывать их. Будет непрерывная мелодия, звуки перетекают друг в друга мягко, без толчков. Пока пальцы не двигаются, будет длиться одна нота, без изменений: ляааааааааааа.
Второй – дуть толчками (ту-ту-ту). Короткая резкая подача воздуха. Если дышать таким образом в такт открыванию и закрыванию отверстий, каждый звук будет акцентным. Особенность в том, что не меняя положение пальцев, можно сделать несколько отдельных звуков на одной ноте. Если в предыдущем варианте было: ляаааааа, то здесь будет: ля-ля-ля. Можно комбинировать такое звучание с непрерывным: ля-ля-ляаааааааа-ляаааааааааааа.
Третий вариант – вибрация, волнообразное дыхание. Воздух подаётся в окарину то сильнее, то слабее. Как волна. Громче-тише-громче-тише. Этот вариант скорее тренировочный. Он используется в игре косвенно. Когда у окарины все отверстия закрыты, дуть нужно не сильно (но уверенно). Когда начинаем открывать отверстия, силу выдоха нужно увеличивать. Чем больше открытых отверстий – тем сильнее нужно дуть. Очень маленькая разница, не нужно сильно менять усилие. Когда открыто много отверстий, то воздуху проще выходить из камеры (ведь у него уже не одно отверстие для выхода, как при всех закрытых игровых отверстиях, а два-три, или даже 7). Поэтому если не менять силу выдоха, звук будет постепенно затихать, теряться, и к последнему отверстию станет едва-заметным. Чтобы этого не произошло, мы усиливаем давление. С каждым новым открытым отверстием дуем чуть сильнее.
Работа пальцев.
Сначала привыкаем к расположению отверстий. Цель: научиться попадать чётко на игровые отверстия, быстро и не глядя.
Для тренировки можно просто «играть» пальцами без звука – держать окарину на уровне груди, или прижать отверстие, в которое дуть, к подбородку, сразу под нижней губой. Пальцами перебирать отверстия, то открывая, то закрывая их по очереди. Сначала удобнее смотреть, куда попадают пальцы. Постепенно тренироваться не смотреть. Пальцы быстро привыкнут к расположению игровых отверстий, и начнут попадать на них без промахов.
Отверстия нужно закрывать плотно, чтобы воздух не проходил, при этом сильно зажимать нет смысла. Просто плотно закрываем отверстия подушечками пальцев. Так мы избежим фальшивых звуков. Все ноты будут звучать чисто и красиво.
Играем гамму.
К каждой настроенной окарине прилагается аппликатура. Это картинка, где нарисован инструмент, и обозначено, в каком порядке открывать отверстия, чтобы ноты шли по порядку.
На большинстве окарин, которые мне встречались, порядок такой: сначала открываются все отверстия под правой рукой, начиная с дальнего; затем все отверстия под левой рукой, начиная с дальнего. Открывая второе отверстие, первое мы не закрываем, оно также остаётся открытым. То есть, сначала мы только открываем, а потом только закрываем. Если открывать и закрывать отверстия в произвольном порядке, будет какофония звуков. Никакой мелодии не получится. Идём по порядку, как по ступенькам.
На этом этапе можно поучиться звучать «ту-ту-ту» на каждое открытие и закрытие отверстий: все закрыты – ту, открыли одно – ту, открыли второе – ту, и так далее.
Следующее упражнение чуть сложнее. Приступаем к нему, когда пальцы привыкли попадать чётко на отверстия, и гамма освоена.
Учимся открывать и закрывать по несколько отверстий сразу:
Все закрыты
Одна открыта (первая)
Все закрыты
Две открыты (1 и 2)
Все закрыты
Три открыты (1, 2 и 3)
И так далее до всех открытых.
Потом в обратном порядке:
Все открыты
Одна закрыта (последняя)
Все открыты
Две закрыты (последняя и предпоследняя), и т.д. до всех закрытых.
Трели.
Красивое звучание, особенность духовых инструментов, и конкретно окарины. На ней можно играть совершенно восхитительные трели.
Сначала тренируемся медленно открывать и закрывать одно отверстие (например, первое, все остальные закрыты). Одним и тем же пальцем одно и то же отверстие то открываем, то закрываем. Если получается – пробуем быстрее. Конечный результат – на длинном выдохе очень-очень быстро открывать и закрывать отверстие. Получается красивый, переливчатый звук. Тренируемся так делать с каждый пальцем, чтобы во время игры можно было сделать такую трель на любом отверстии.
Рельефный звук.
Эффект звучания можно усилить за счёт добавления очень короткой более низкой ноты. Делается это так: звучим на одном открытом отверстии (первом), на мгновение закрываем это отверстие, и сразу же открываем два – это, и следующее за ним (первое и второе). Для тренировки проще делать это сначала медленно, постепенно увеличивая скорость.
Ещё несколько секретов.
Чтобы получилась гармоничная мелодия, отверстия нужно открывать и закрывать по порядку. Можно перескакивать, открывая сразу 2-3-4 отверстия, или все вместе, но обязательно они должны идти по порядку. Не должно быть такого, что открыты 2 и 3 отверстия, а первое закрыто. Или открыты 3-5, а первые два – закрыты. Следите, чтобы все отверстия перед играющим тоже были открыты, а последующие - закрыты. Для этого мы учились играть гамму.
Когда играете мелодию, логично заканчивать той же нотой, с которой она начиналась. Если сыграть два варианта: завершить той же нотой, и другой – на слух сразу станет всё понятно. Но это не правило. Можно и по-другому.
Если завершать игру низкой нотой – будет более минорно, как какое-то падение. Слышится грустинка, даже если в целом мелодия была весёлая. Если завершать высокой нотой – наоборот, подъём, появляется надежда, бодрость, радость даже.
Кстати, заметила, что на окарине с мажорным строем можно играть как весёлые, так и грустные мелодии. А вот на окарине с минорным строем – только грустные. Весёлые не выходят))
Как самостоятельно развивать свои навыки дальше?
В интернете есть мастера, которые обучают игре на окарине. Я их услугами не пользовалась, разбиралась (и продолжаю) сама. Если хочется быстро и круто, можно купить обучение у профи. Однако, на мой субъективный взгляд, окарина — это тот волшебный инструмент, на котором даже очень простые, базовые мелодии звучат прекрасно, и очаровывают. Поэтому быстро развиваться здесь совершенно необязательно.
Итак, для развития своих навыков я бы порекомендовала чаще играть.
Пытаться на слух повторить услышанные мелодии. Проще всего воспроизвести мелодии для духовые инструментов.
Искать табулатуры (табы) для окарины, и тренироваться играть их.
Смотреть приёмы игры у разных мастеров, и пытаться их повторить. Например, однажды я подглядела такой приём: очень быстрое поочерёдное открытие 1-2-3 отверстий. Получается красивая трель. Теперь часто использую в своей игре.
Желаю вам освоить эту волшебную малышку, и радовать себя и окружающих её завораживающим звучанием! Успехов!
Юля УЛА керамика.
На канале есть также видео со всеми упражнениями, описанными в этой статье. Посмотреть его можно, кликнув по ссылке.