В четверг вечером позвонил Дварф. Народ снова собрался ехать в том составе, который мне не нравится. И на место, которое мне не нравится. Ну ок, ну ква. Решил ехать в Калужскую область, чтобы совместить дела семейные с отдыхом. Некий реверанс в сторону супруги - то отвези, а то привези, ну и так, по мелочи, свои дела.
Обзвонил друзей. Кортес, увы, сходу отказался - занят. Барбаросса греет пузо на теплых морях. Значит, планы надо строить в расчете на то, что поеду в одного.
Состояние полей по тем краям я не знаю... ну, сколько времени там не был. Поэтому основной темой виделся лес. Есть там один достаточно крупный лесной массив, в котором во времена оны стояла богатая такая деревенька. Был я на ней. Увы, был не первый. Там сейчас вынесено всё, кроме железа, а на месте домовых ям шурфы чуть ли не до магмы.
Но вот в стороне от деревни, метров шестьсот, гуглокарты показали наличие трёх подозрительных полянок. Причем все три поляны, если глянуть по Шуберту, ровненько так укладываются на некую местечковую дорогу. То есть, там могли быть как выселки, так и просто какие-то придорожные строения. Надо проверять, в общем.
А потом, если не зайдёт, можно и по полям.
.....
Раннее утро, дорога. Темно. Дождь и грустные мысли.
Сам по себе дождь особо не пугает. Но если машину у леса парковать, то до точек на проверку километра два идти. А если бросать на обочине, то все три, поскольку километр придется через поле оттоптать. И что-то по дождю на то поле заезжать совсем не хотелось. Переднеприводной Тигуан на механике тот еще внедорожник... вся его внедорожность кончается там, где заканчивается дорога. В общем, ехал и грустил.
На месте оказалось, что всё не так печально. Лесок, оказывается, теперь в ведении одного охотхозяйства, и охотники натоптали до леса достаточно приятную колею, по которой я вполне уверенно доехал туда, куда и хотел. Рюкзак на спину, прибор и лопату в руки, пинпойнтер на бедро, сумку под сброс на пояс - и вперёд.
Отдельно порадовало, что две трети пути - ещё имперская дорога - можно было пройти по добротно натоптанной тропе. И рюкзак порадовал; когда тащишь еду и воду только в расчете на себя, любимого, пусть и с полуторным запасом, он становится настолько подъемным, что можно даже базу не делать. Прямо так с ним и ходить. Треть пути, правда, буреломы и завалы, но тоже ничего экстраординарного.
.....
Первая точка. Увы, болотистая низменность с высокой травой, и небольшой островок березняка посередине. И шевалье Хрюкальдэ, который пасся на противоположной от меня стороне. Увидев мрачного мужика, юный болельщик Спартака уверенно опознал в нём фаната ЦСКА, а заметив в руках лопату, справедливо решил, что его останки тут при случае и прикопают. Исходя из этих умозаключений, он на всякий случай слинял, грамотно, быстро и со всей пролетарской решительностью. Слинял и я. Во первых, поляна не интересная оказалась. Во вторых, кто знает, что у них, у спартачей, на уме. Заявятся толпой, куда я столько мяса потом девать буду?!
Вторая точка, и остатки дороги к ней. Как водится, прошелся по колее, выдернул 10 копеек, рамочник. Состояние бывшей монеты... я видал грустнее, конечно, но, ей богу, тут ловить нечего. Даже год проверять нет смысла.
Дорога в какой-то момент ушла в сторону. Я попёр уже по материковому лесу, и больше даже по рельефу, чем по направлению. Приятная верхотура, сухо. Есть ветровал, но почти нет подлеска. И мох хороший. Низенький, плотный, искать не мешает. Начало периодически попадаться железо. Но, увы, или современное, или правильное, но без явной концентрации.
На одном из цветных сигналов подобрал остатки перстня. Медный сплав, драгоценный камень Стеклярус, отсутствует 2/3 окружности. Восстановлению не подлежит, да и не нужен с такими утратам. По периоду бытования рискну предположить XVII-XVIII век, и хозяин был явно не богатым. Скорее просто понты любил. Ну это во все времена такие люди бывали.
Попробовал повыхаживать вокруг точки, где остатки перстака подобрал. Ничего интересного. Видимо, дорожная потеряха. Тем более, как раз тут, по плато на спуске с локальной верхотуры, дорога и могла проходить.
.....
Дошел постепенно до точки. Увы, снова болотце. Но решил как-то по его краю пройтись, и был сильно удивлён. Рядом с болотцем яма. Ну, примерно четыре на четыре метра. Правильной квадратной формы, глубокая, и заполнена водой.
Странно. Точно не рукодельный средневековый пруд - покажите мне идиота, который стал бы его делать, имея под рукой шикарное болото? Точно не домовая яма... кто бы поселился на месте выхода грунтовых вод к поверхности. Форма слишком правильная, опять же. Что-то от человека двадцатого века, скорее всего. Возможно, война. Всё-таки я не на севере Московской области; могли какой-то окоп/капонир организовывать, тем более рядом попались несколько патронов от мосинки. Патроны сгнившие, но нестрелянные, из гильз порох высыпается.
Вокруг ямы море чермета. Чермет тоже всё больше на двадцатый век. Нет, какие-то темы могут проскакивать и по девятнашке, те, которые не особо менялись это время. И, по характеру находок, тут люди, которые неподалёку лес валили, а потом сажали, могли устроить что-то мини-рембазы для техники. Да, лесопосадка чуть в стороне присутствует, и она послевоенная. А яму могли "переиспользовать", углубив до состояния, когда в нее вода натекать стала. Но это так, мои догадки, и вообще, фактики на краю галактики. А вот что есть факт несомненный, так это то, что до меня тут прогулялся свинорой со слабым прибором. Свинорой - потому что ямы не закапывал. Слабый прибор - потому что не ямы, а ямищи. И человек явно не понимал, что именно копает, так как почти все ямы со сбросом. Черметным.
.....
Третья точка. Снова заболоченная поляна. Но выглядит так, что эти полянки выстраиваются "в елочку" на неком как бы ручье в низине. А рядом есть интересная верхотура. Уверенное плато, с повышением от ручья минимум метра на полтора. И вот как раз такое плато у воды очень, очень интересно. По нему и дорога шубертовская скорее всего шла, и ранние поселения могли быть.
Поднимаюсь на это плато, и упираюсь в явно рукотворный земляной вал. Прошел, посмотрел, копнул грунт на пробу в паре мест - углежогня. Очень большая углежогня. Видал больше, но буквально однажды.
Углежогня - это интересно в случае, если сюда приезжали за углём, и тут же вели расчеты. Слышал о случаях, когда в таких местах находились очень приятные кладухи. Сам систематически поднимал отдельные потеряшки в достнойном количестве.
Но тут, увы, не тот компот. Углежогня слишком близко к деревне. Тем, кто на ней работал, не было, как мне кажется, никакого резона вести расчеты на месте. То есть, "контора" стояла в самой поселухе, а к месту загрузки приежали просто возчики, без денег. Так или иначе, покрутился вокруг. Немного правильного железа, одна ушатанная жизнью капуста. И вроде как без особой коррозии, но вся помятая, побитая, с глубоким расколом в одном месте. Даже год проверять лень.
Решил выдвигаться из леса, благо дождь на это очень сильно намекал. По пути набрал немного лисичек. Не те, крепенькие, что на пике волны, а такое, осенне-мято-кривое. Но на сковородку с картошкой хватит. Ну и пятак советский поднял, 1930 года. Как раз эту монету очень, очень хотелось увидеть. Дварф на совместных выездах вообще гундит, что в кофейном пари эти пятачки надо вовсе учитывать не в плюс, а в минус нашедшему.
.....
Вышел к машине. Перекусил немного, и решил было рвануть в сторону одного тупикового поселения, где по полям были раньше неплохие находки. Доехал, и развернулся обратно: все поля засажены озимыми и даже взошли уже. Ну, кроме одного, на котором стерня такая, что ходить никакого смысла нет.
Настроение улетело куда-то совсем в район плинтуса. Бог с ним, думаю, поеду ка я домой. Но по пути надо проверить три-четыре места, и, если на них всё будет выглядеть нормально, то можно и задержаться немного.
Первое, второе поле - трава и стерня, стерня и трава. Ловить нечего. А вот третье поле скошено на отлично!
Поле билось нами, и не только нами, многие годы. Строго говоря, это даже не одно, а два поля, разделённых между собой ручьем. Ручей же вытекает из каких-то то ли ключей, то ли, реальнее, выхода грунтовых вод к поверхности. Раньше тут стояла деревня, теперь фактически СНТ. Одна половина поля - почти что квадрат, с ярко выраженным холмом в центре. Вторая - неправильной формы, и на ней находок в целом меньше. Но есть, как говорится, нюанс. А именно, первая линия деревенских домов как раз по краю второго поля и стояла, у современной дороги. И она, эта часть, наиболее интересна. Находки раньше были огонь. Подвыбили, конечно, но - я тут в своё время рубль поднимал николаевский.
.....
Сначала большое поле, где в центре холм.
Мишки-алюмишки в количестве. В количестве. В количестве. Дерипаска грустит. Я тоже. Ведь когда-то бродили здесь с достаточно простыми приборами, и поднимали очень прикольные вещи. А сейчас вроде и поопытнее в плане копа стал, и прибор дорогущий и навороченный, а результаты по таким местам всё хуже. До какой-то степени понимаю одного человека, встреченного в полях: "Не, я больше не копаю. Раньше за пару часов отсюда полный карман монет выносил, а теперь десяток за день". Десяток за день - хорошо бы. Но нет пока этого десятка и близко.
Наконец в одном месте вытаскиваю полкопейки Поклонского. Сохран - третий сорт не брак. Приятно, что нашел хоть что-то, грустно, что не для коллекции. Буквально рядом рамочник, 20 копеек. Настолько зеленый, что о сортах брака говорить вообще смысла не имеет. 620 рублей килограмм.
И почти тут же крестик на 17-18 век - ррраз! Второй такой же, но побольше - два! Уставшие, но большенький вроде почистить можно попробовать, хотя бы ради тренировки. И тут же мыслишка - вот мне бы нормальный рупь сейчас бы, по верхнему краю периода бытования этих крестов, и я бы поехал домой.
Отошел пять метров - дзыннннь!!! Чистейший глубокий сигнал, компактный, на 95+. Ну что, мысли материальны?
- Ага, ага, жди, - ехидно пробормотал Земляной Дед. - Щас мы тебе и желания материализуем, и слонов раздадим.
Трёшник, медь, плоский чекан. Нет у меня пока плоского чекана в сохране, чтоб не совсем стыдно в альбом класть по типам монет. Ну и не появилось пока - какалик, как он и есть.
.....
Захотелось перекусить, ну и по времени пора уже было проверять место, где дома стояли. Опять же, тучка неприятная на горизонте нарисовалась. Так что выдвинулся к машине. Что-то даже нашел по пути. По моему, 2 копейки 1938 года, гирьку, ну и что-то ещё по мелочи, что и в отчетное фото могло не попасть по причине незначимости.
Поел-попил. Перебрался через ручей на вторую часть поля. А она прямо у дороги. За дорогой же СНТ-шные дома. И в одном доме барбос лает как не в себя. Не знаю, чем я ему так не понравился, но ходить расхотелось. Не в том плане, что собаки боюсь - "А вам вашей собаки, если что, не жалко?" (с) Турист - а больше не хотелось местных напрягать. Всё-таки какой-то хмырь крутится рядом с участком, и барбос непрерывно вякает - всё это давит на нервы.
Так что походил минут 15-20. Нашел ровно одну монетку, но вот ей рад больше всего. 10 копеек, щитовик, 1931 год. Такой у меня в альбоме с погодовкой не было - а тут для копаной монеты не сохран, а сохранище! Думаю, она не совсем в глине лежала, а на фундаменте бывшем, или в какую засыпку попала, либо же древесную труху. Нет, не идеал, конечно... как-то Дварф подарил полный 1932 год, взятый из кошелечка, жившего на каком-то московском чердаке. Вот там всё как надо, всё в идеале, всё почти унц:) Но это про чердаки. А тут из земли. Однозначно лучший сохран медноникеля, который я до сегодняшнего дня на копе видел.
.....
Ну а дальше был заезд в Обнинск, а потом - трехэтажный мат. Причина мата: стоимость проезда по Киевке плюс пробка на ней же. Платник, если верить Яндекс-навигатору, запустили, деньги вроде как берут (но это не точно), а пробень местами стоит такая, что ну нафиг.
В итоге до дома добирался партизанскими тропами, благо местность знаю. Не скажу, что порадовало. Ничего необычного, очередные субботние пробки.
По итогу - выезжать копать на границу Московской и Калужской можно и нужно, но надо искать места по лесам. А я, увы, не такой виртуоз этой темы, как Дварф.
Ничего, ещё научусь. И по находкам - без серебра и почти без сохрана, но не пустой. И то в гору.