Найти в Дзене
Вестник истории

Последний из Габсбургов: почему Карла II считали заколдованным, и что удивило врачей при его вскрытии?

В феодальной Европе было совсем не редкостью, когда правящие династии состояли из чужеземцев. Родоначальники династий могли даже не говорить на языке страны, которой правят. В трагедии Шекспира «Гамлет» в самом конце, когда погибает и сам Гамлет, и королевская чета, датский трон забирает норвежский принц Фортинбрас. А во второй половине XIX века в той же Болгарии трон занимали сперва немец, затем - австриец. Не миновала такая судьба и Испанию, где власть захватила династия немецких феодалов Габсбургов. Это была одна из величайших династий Европы, при которых Испания стала империей с обширными колониальными владениями, доминировавшая на всём континенте. Однако со временем Испания приходит в упадок: долги короны растут, на господство Испании посягают заклятые соседи, особенно кардинал Ришелье во Франции. Период упадка Габсбургской Испании удивительным образом совпал с периодом вырождения династии Габсбургов. Последним из Габсбургов стал король Карл II, чьё правление стало лебединой песне

В феодальной Европе было совсем не редкостью, когда правящие династии состояли из чужеземцев. Родоначальники династий могли даже не говорить на языке страны, которой правят. В трагедии Шекспира «Гамлет» в самом конце, когда погибает и сам Гамлет, и королевская чета, датский трон забирает норвежский принц Фортинбрас. А во второй половине XIX века в той же Болгарии трон занимали сперва немец, затем - австриец. Не миновала такая судьба и Испанию, где власть захватила династия немецких феодалов Габсбургов. Это была одна из величайших династий Европы, при которых Испания стала империей с обширными колониальными владениями, доминировавшая на всём континенте. Однако со временем Испания приходит в упадок: долги короны растут, на господство Испании посягают заклятые соседи, особенно кардинал Ришелье во Франции. Период упадка Габсбургской Испании удивительным образом совпал с периодом вырождения династии Габсбургов. Последним из Габсбургов стал король Карл II, чьё правление стало лебединой песней величайшей династии и закатом великой эпохи испанского господства.

Вырождение династии

Причина упадка династии Габсбургов заключалась вовсе не в военных поражениях, хотя урон, понесённый Испанией в войнах с Францией, безусловно, сказался на положении страны. В куда большей степени династия попросту вырождалась. Причина достаточно распространённая: близкородственные браки. Традиция эта была сильна ещё со времён Древнего Египта. Не просто так гуляют байки, будто Египтом правили инопланетяне - у сохранившихся мумий обнаруживали определённые дефекты конечностей, формы головы, строения костей. Все эти внешние дефекты были прямым следствием близкородственных браков, и это закономерность: от такой связи куда выше риск рождения детей с различными заболеваниями, дефектами, внешними уродствами, вследствие проявления рециссивных генов. Однако правящим династиям было важно не только заключать браки с равными себе, но и создать ситуацию, при которой никто бы не смог посягнуть на трон, пользуясь своим правом родства.

Не миновала эта участь и европейские монархии. В период правления Габсбургов в Испании, феодализм постепенно уступал место абсолютизму. О жестоких нравах Габсбургов давно ходили пугающие легенды, сами короли Испании опасались потерять власть, и потому решили прибегнуть к близкородственным бракам во имя спасения личной власти и отсечения потенциальных противников, которые в случае очередной гражданской войны могли бы низложить августейшую семью. Однако результат кровосмесительных браков был удручающим: редко кто из детей доживал до зрелого возраста, не говоря уже о престолонаследии. В 1661 году, наконец, в семье короля Филиппа IV рождается наследник, которому было суждено стать последним из великой династии. О нём позже напишут:

«Карл I был воином и королём, Филипп II был только королём, Филипп III и Филипп IV были только мужчинами, а Карл II даже не был человеком».

С самого начала оказалось, что наследный принц очень слаб, были сомнения, что он вообще выживет. Эти новости, однако, дальше стен дворца не выходили - не следовало подданным знать, что править ими будет откровенный калека, ещё и страдающий слабоумием.

«В официальном описании новорожденного говорится, что он был ребенком с очень красивыми чертами лица, пропорциональной головой, большими глазами, здоровой внешностью и очень пухлым, что не согласуется с описанием, которое французский посол сделал о принце. Он написал, что принц кажется довольно слабым, с видимыми признаками дегенерации... Правда в том, что второе описание более правдиво, чем первое, в том смысле, что король, стыдясь своего потомства, приказывал не показывать ребенка, а когда это было абсолютно необходимо, по причинам придворного протокола, его одевали так, что можно было увидеть только один глаз и часть брови».
-2

Филипп был взбешён: мысль, что наследник не сможет править Испанией столь же славно, как и его предки, угнетала его. Долгое время он не мог говорить, воспитатели отмечали его необучаемость, кроме того, он с трудом мог самостоятельно ходить, потому наряды ему подбирали так, чтобы слуги могли его незаметно поддерживать. В 1665 году король умирает, трон наследует Карл. Особенности внешности и поведения Карла можно понять из послания французского посла королю Людовику:

«Принц кажется чрезвычайно слабым. У него герпетическая сыпь на обеих щеках. Голова полностью покрыта корками. В течение двух или трех недель под его правым ухом образовывался своего рода канал или дренаж. Мы не могли этого увидеть, но мы узнали через другие источники. Чепчик, тщательно подобранный для этой цели, не позволял видеть эту часть лица».

На тот момент Карл не мог не только ходить, но даже разговаривать. Не мог он и есть самостоятельно - вследствие деформации лицевых костей, челюсти его выступали так, что рот буквально не закрывался. До тех пор, пока по причине малолетства указы издавались регентами, Карла усиленно пытались учить, однако, вследствие слабоумия, он не усваивал ничего. Придворные воспитатели быстро поняли, что король необучаем и сосредоточились на обучении его манерам. Это было единственное, в чём действительно преуспели королевские слуги. Лишь в 10 лет Карл, наконец, смог научиться говорить, а в 15 с трудом мог поставить подпись «Я, король».

В народе он получил прозвище «околдованный». Несмотря на юный возраст, он выглядел совершеннейшей развалиной: учиться или играть не хотел, на охоту если и выезжал, то только в экипаже, а когда к нему приходили министры с докладами, он с нетерпением поглядывал на часы, слушая со скучающим видом докладчиков, выжидая, когда, наконец, он сможет отправиться на отдых. У него часто случались эпилептические припадки, что считали воздействием злых сил. Даже на портретах того времени можно понять, насколько безобразным внешне был король, хотя портреты всегда дают лишь отдалённое сходство с настоящей внешностью: художники того времени всегда старались сгладить внешние изъяны высокопоставленных заказчиков, а если речь шла о королях, или императорах, то правда могла стоить им жизни. Яркий пример - Екатерина Великая, лишь один портрет которой был близок к оригиналу, но его она не оставила в личной галерее, а отправила в Швецию, откуда родом был художник, изобразивший её «с лицом шведского кондитера лет на двадцать старше».

Но в случае Карла, никакой художник не мог сгладить его внешние изъяны. Само собой, когда встал вопрос о браке, трудно было найти невесту для короля, однако придворные решили по дипломатическим каналам сосватать за Карла французскую принцессу для смягчения напряжённых отношений с Францией. Людовик XIV согласился и решил сосватать за короля Испании свою племянницу Марию Луизу Орлеанскую.

«Мария Луиза знала, что Карлос II был глуп и страдал олигофренией. Но то, что произошло, было выше ее опасений. Карлос II, как только он получил известие о своей свадьбе, днями напролет говорил об этом, целовал ее портрет и показывал его всем, от швеи до слуги. Он никогда не переставал быть ребенком, более того, умственно отсталым ребенком и вел себя как ребенок. Французский посол в Мадриде, граф де Блер, который позже стал герцогом, подкупил некоторых королевских слуг и получил его трусы, «из грубой ткани и шелка», на которых были следы загрязнения, он предоставил их для осмотра двум врачам. Один из них сказал, что король обладает способностью порождать, а другой - нет, поэтому посол решил постараться узнать больше».
Королева Мария Луиза
Королева Мария Луиза

Гости свадьбы отмечали, что король на церемонии сидел со скучающим видом и непрестанно жевал пироги, подаваемые на стол. Девять лет Мария Луиза прожила в браке с Карлом, но, несмотря на все старания, наследника так и не смогла произвести. Карл как будто не был заинтересован в продолжении рода, да и в целом был бессилен. После девяти лет несчастливого брака Мария Луиза умерла. В скором времени короля женили во второй раз, теперь уже на немке Марии Анне Пфальц-Нейбургской, дочери курфюрста Пфальца. Тот факт, что у невесты было 23 брата и сестры, служил гарантией плодовитости. Это было именно то, что искали Габсбурги, но это тоже не сработало: король был бессилен и бесплоден. В одной популярной песне говорилось:

«В Мадриде три девственницы: Альмудена, Аточа и Королева наша».
Мария Анна, вторая жена Карла II
Мария Анна, вторая жена Карла II

Династия никак не могла смириться с таким положением вещей. Как лечить такие ужасные недуги, в те времена не представляли, да и сейчас лечить эти болезни толком врачи не могут. Карла лечили обрядами экзорцизма, молитвами, заговорами, но ничего не помогало. Дошло до того, что известный в Испании астролог посоветовал ему раскопать гробы своих предков для проведения обряда. Последствия такого обряда шокировали всех. Вот, что писали историки:

«Этот (король) созерцает то, что осталось в каждом из гробов: его первой жены, его отца Филиппа IV, его бабушки и дедушки Филиппа III и госпожи Маргариты, прадеда Филиппа II и доньи Анны, а также его прадедов - королях императора Дона Карлоа и Доньи Изабеллы. Из всех этих останков, некоторые мумифицированные и находящиеся в хорошем состоянии, как в случае с императором. Наибольшее впечатление на Карла II произвели останки его жены королевы Марии Луизы, уничтоженные и обезображенные через девять лет после ее смерти. Бедный Карлос всю ночь стонал и кричал: «Мария Луиза! Моя королева!»

Тем временем жизнь Карла неуклонно угасала. В свои тридцать шесть он выглядел немощным стариком, а последние два года жизни не жил, а мучился от частых приступов. В романе Игнасио Мартина Эскрибано «Чума Бурбонов» прямо описывается момент, когда король окончательно потерял рассудок:

«Летом 1700 года король Карл II, физически и психически больной с момента зачатия, вступил в последний период своей жизни. Комната, примыкающая к королевской спальне, была наполнена шумом монахов, священников, врачей, целителей, экзорцистов, гадалок и слуг, которые приходили и уходили, беспрерывно трепеща, пытаясь утешить душу и облегчить страдания больного тела умирающего монарха. Спальня была украшена реликвиями и изображениями, принесенными из церквей, где им поклонялись, и в темноте угла некоторые священники пели непрерывные псалмы и молитвы»
Изображение Карла II на смертном одре
Изображение Карла II на смертном одре

Упоминался там и момент, когда придворный щенок потянул простыню, а король в страхе закричал, решив, что это демоны пришли за ним. Он не узнавал уже никого, даже своих приближённых принимал за слуг Люцифера, желающих его погубить.

1 нобря 1700 года король скончался после продолжительной болезни. Придворный врач, проводивший вскрытие, не мог скрыть своего удивления: внутренние органы были сильно деформированы, как и кости. Король был настоящей живой энциклопедией врождённых заболеваний, и было удивительно, что он вообще дожил до своих тридцати восьми. Заключение придворного врача народу не явили, но просочившиеся слухи укрепили обывателей во мнении, что король был заколдован.

Карл стал последним из великой династии Габсбургов, два века доминировавшей в Европе. Именно с пресечением Гасбургов начинается эпоха упадка Испании, как великой державы. Можно сказать, династия погубила себя сама. Не пройдёт и двадцати лет, как от некогда великой империи начнут отпадать колонии, а через век она сохранит лишь малую часть из того, что когда-то удалось завоевать в XVI веке и в последующие годы.

(с) Андрей Долохов

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii

Мы будем очень признательны любой поддержке!