Тема спорта издавна занимала особое место в нашем кинематографе. Многие художественные фильмы, начиная с «Вратаря» (1936) и «Первой перчатки» (1946) - до новейшей «Родниной» (2025) ярко воспевали дух открытого соперничества и искромётного азарта, царящего на спортивных аренах. Для примера можно вспомнить другие российские ленты: «Легенда № 17» (2012), «Движение вверх» (2017) и пр.
Новая работа режиссёра Артёма Михалкова «Первый на Олимпе» посвящена знаменательному событию в жизни советского спорта, да и всей нашей страны – завоеванию одной из первых в истории СССР золотых олимпийских медалей.
Папу создателя фильма, Никиту Сергеевича Михалкова, очень уважаю как ведущего «Бесогона» - программы весьма актуальной. В своё время его дебютный фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» оставил хорошее впечатление. Но монументальная киноэпопея заслуженного маэстро «Утомлённые солнцем», по правде, особенного восторга не вызвала.
Ну, а как сын Артём? Смог ли «спеть в полный голос», как в советской песне:
Чтоб сердце загорелось,
Чтоб каждому хотелось
Догнать и перегнать отцов!
В этом свете на премьеру шел с некоторым предубеждением. Мол, тут «не ходи к гадалке» - не иначе как опять, «родная кровиночка» знаменитой фамилии пошла на штурм творческих высот под патронажем заботливого родителя?
Хотя, кого этим сегодня удивишь?
Не сочтите за восхваление «звёздных мальчиков» нашей киноиндустрии, но нормально так спел Артём Никитович. Может, и без особого блеска, но с чувством искренним; в тональности уважительной к нашей великой истории.
Итак, в центре нового фильма образ советского спортсмена Юрия Тюкалова, обладателя золотой медали XV Олимпийских игр в Хельсинки (1952). Эта награда, полученная им за победу в одиночных соревнованиях по академической гребле, стала одной из первых в олимпийской копилке нашей сборной, и положила начало победному шествию советского спорта на международной арене.
СССР и США, ранее состязавшиеся исключительно в гонке вооружений, теперь могли померяться силами и на спортивных площадках. И оценивать свою державную мощь не только числом атомных бомб, а ещё и количеством завоёванных олимпийских медалей …
Как раз, одной из самых волнующих сцен фильма показался олимпийский полуфинал, где советский спортсмен обгоняет американского супер-гребца, кумира мировой публики!
Образ олимпийского чемпиона на экране воплотил молодой артист Глеб Калюжный, запомнившийся по роли чекиста Светлова в довольно неоднозначном фильме «Красный шелк». Сам же исполнитель тогда отторжения не вызвал: парнем показался не из робкого десятка, с нравом упорным и независимым, пусть и с некоторой авантюрной жилкой.
В числе положительных качеств нового фильма хочется отметить одно редкое по нынешним временам достоинство. А именно, внятно построенный сюжет, развивающийся весьма слаженно и динамично. Неплохо передан спортивный азарт одиночных гонок по академической по академической гребле – с узенькими, как стрелы, лодками, стремительно летящими по водной глади.
Авторы ленты показывают, как суровое блокадное детство закалило характер героя, воспитало в нём качества бойца, способного идти наперекор жизненным вызовам. Знаковым лейтмотивом в фильме звучит напутствие отца, отправляющего юного Юру в спасительное плаванье на утлой лодчонке под жестоким артиллерийским обстрелом: «Греби сын, греби»!!
Этот рискованный вёсельный заплыв спасает ему жизнь, и в последствии определяет дальнейшую судьбу.
В послевоенные годы после упорных тренировок, совмещенных с работой в литейке завода «Электросила», Юра одерживает первые спортивные победы в одиночных гонках по академической гребле: сначала в клубных соревнованиях, потом и на всесоюзных чемпионатах.
Как водится, в жизни его окружают не одни только доброжелатели. Находятся желающие «подрезать крылья» восходящей звезде гребного спорта.
Но вот уже в составе олимпийской сборной СССР Юрий рвётся вступить в соперничество с лучшими зарубежными спортсменами.
На старт он выходит, как на памятную линию огня в гавани блокадного Ленинграда - города осаждённого, но своих флагов не спустившего!
В неимоверно тяжелой борьбе Юрий побеждает австралийского спортсмена, и становится олимпийским чемпионом.
Собственно, фильм этот не только о спорте. Но о и герое волевом и решительном, одержимом в своём стремлении к победе; о советском человеке, вместе со страной идущем на подъём к гагаринскому взлёту. О личности, талантливой во всем, многогранной и творчески одарённой.
По фильму, Тюкалов успевает заниматься ещё в рисовальной студии при Ленинградском высшем художественном училище им Мухиной. Его реальный прототип, действительно, окончил легендарную «Муху», стал художником, членом Союза архитекторов СССР.
Актёрский ансамбль вместе с Глебом Калюжным составила съёмочная группа с участием известных артистов: Владимира Ильина (в роли сторожа Ильича), Андрея Смолякова (в роли тренера Ивана Колосова), Алексея Кравченко (в роли полковника Левитина), Артёма Быстрова (в роли тренера Михаила), Ивана Стебунова (в роли Павла).
Подлинной удачей фильма можно назвать образ тренера Веры, созданный Еленой Лядовой. Актриса сумела воплотить в своей героине черты опытной наставницы и любящей матери, заново обретшей сына. Она окружает Юрия своей душевной теплотой, и своим эмоциональным порывом увлекает его к победе.
Отмечу и Ирину Паутову в роли Шуры Чириковой. Героиня у неё получилась серьёзная, с обострённым чувством достоинства. Поверилось, что эта девушка не ветренная сердцеедка, гоняющаяся за чемпионами.
Насчёт немного поругать, так это пожалуйста. Артём Никитович, что ж Вы не показали саму процедуру восхождения Юрия на Олимпийский пьедестал - где флаг Страны Советов реял бы выше иных полотнищ? И гордо звучал наш гимн, который тогда никто не смел отменить. Признаюсь, ждал эти кадры – вроде бы, действие шло к этому неумолимо. И жаль, что не дождался. Признаюсь, осталось чувство недосказанности, наподобие того, как если б у Гоголя знаменитый монолог о Птице-Тройке вдруг оборвался перед финальной фразой:
«Летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства» …
С мая этого года Глеб Калюжный проходит срочную службу в Вооруженных Силах России. Почудил, но в потом сам явился в военкомат. Для участия в предварительном показе фильма «Первый на Олимпе», состоявшемся в московском кинотеатре «Октябрь», он был отпущен из части в увольнение: перед гостями предстал в форме рядового ВС РФ, с короткой стрижкой. Хочется пожелать артисту: Глеб, служи как надо, будь достоин своих героев. Народ это оценит.
В целом, ленту посмотрел с интересом: образ, созданный Глебом Калюжным, показался убедительным. Может, артисту следовало бы внести в облик «сурового бойца» побольше тёплых нот. Фильм можно рекомендовать к семейному просмотру