А интересно у нас получилось с квартирами и машинами. Забавно. Так сказать, многие граждане РФ пережили на своей шкурке путешествие «туда и обратно».
Всё дело в том, что в позднем СССР машина была культом. И квартира была культом. Купить машину было непросто, большинство обходилось без неё. Купить квартиру? Её обычно получали после многих лет стояния в очереди. Или не получали (бывало и так). Кооперативные квартиры тогда — удел немногих.
Квартира в городе — это, извините, был фетиш.
И вот новая Россия на определённом этапе вроде как попыталась решить эти проблемы. Машины и квартиры стали вроде как доступными. На определённом этапе, конечно. Был момент, когда покупка нового авто стало почти рядовым явлением, а квартиру ипотеку разбирали как горячие пирожки.
Но… рано или поздно всё заканчивается. Так уж устроена наша жизнь: рано или поздно всё подходит к концу. Начнём с недвижки. Внезапно оказалось, что даже с «помощью» ипотеки (а скорее именно из-за неё) жильё большинству россиян недоступно.
А не сходятся размер зарплат и размер денег необходимых для уплаты за чудесный бетон. Ещё и ещё раз: они просто не сходятся. Ипотеку в России себе могут позволить те, кто в ней в общем-то не нуждается. Это я про некую «подушку». Если у вас есть такая (на много миллионов), то ипотека будет для вас комфортной и доступной. Но зачем она вам вообще нужна?
Если же вы берёте ипотеку на совсем последние деньги… что говориться «безумству храбрых».
Изначально всё (в благополучных странах) задумывалось так, что если у вас есть работа, то ипотечные платежи — это небольшая часть зарплаты. И если вы работу не потеряли, то ипотеку вы выплатили. Ну как-то так.
Ну и каковы реальные (я подчёркиваю, реальные!) зарплаты россиян сегодня? Что-то много предлагают работ (в миллионниках) от 30-40 тыр. Вот как-то так. А это где-то долларов 400 в лучшем случае. В пике, так сказать. И вот за эти деньги рядовой россиянин должен много и плодотворно трудиться, ну и понятно, что ипотеку выплачивать.
А знаете ли, 400 долларов по мировым меркам это не то чтобы сильно много. Скорее катастрофически мало. Мы всё-таки (несмотря ни на что) живём в мире с открытыми границами и есть просто дофига стран, где и тысяча долларов вполне себе проходная зарплата и не все они в Европе. И товары, и услуги по миру перемещаются вполне себе спокойно. И цены выравниваются и в отличии от СССР, РФ — далеко не «отдельная планета с отдельными законами».
И ипотечник с доходом четыреста баксов — ну очень так себе ипотечник.
У нас есть строительная индустрия и банковский сектор, которые привыкли зарабатывать на этом миллиарды. И прибыль там далеко не 10-12 процентов. И это очень серьёзный бизнес. Но есть одно «но». Среднемесячные доходы рядового россиянина — это даже не тысяча долларов.
И он не потянет вашу стройку.
Нет, есть некий теоретический и гипотетический россиянин, который гораздо богаче, но он, как бы это сказать, «немного виртуален», да и возможно вследствие своих больших возможностей в России просто не живёт.
Вот именно в этот барьер наконец упёрлось наше жилищное строительство «за деньги» — большинство россиян слишком мало зарабатывают, чтобы покупать жильё. Да, именно так.
Ипотека это вопрос никак не решает: если вместо одной квартиры надо оплачивать шесть — решением это назвать весьма сложно.
И тут государство активно начинает решать демографическую проблему. Через «льготную ипотеку», понятно. Схема красивая: тут и строители заработают и все с ними связанные и рабочие места и рост экономики, и мигрантов завезём (без них никак) и банки в накладе не останутся… ну и демографию поднимем! Так видимо и доложили президенту.
Ну или почти так.
И выглядело всё очень хорошо и красиво. Вот только демография… В таких вот «сказочных» условиях демография начинает активно противоречить экономике, ну или строго наоборот — экономика начинает гробить демографию.
Странная вообще идея — привязать рождение детей к банковским процентам.
Тут извините: или то, или другое, но ни то и другое вместе.
Понимаете, можно долго играться с разными банковскими схемами, но в конце концов всё упирается в реальные доходы. А они у нас…
К примеру, то же авто за два миллиона рублей для немца не так уж и дорого (если не говорить о качестве), именно, потому что зарплаты там другие. И делать авто в России в расчёте на североевропейские зарплаты — идея ну очень так себе. Она не сработает.
Продажа в рассрочку? Автокредит, говорите? И на сколько он лет? И сколько прослужит авто, произведённое в 24-м году и проданное в 25-м?
Ипотека и автокредит вообще-то — это не волшебные палочки, делающие доступными недоступные продукты, это нечто другое. Просто об этом почему-то никто не любит говорить. Ипотека и автокредит не делают дорогие вещи дешевле. Они делают их гораздо, гораздо дороже. И что же тут хорошего?
Так вот насколько средней российской семье сегодня доступны собственная квартира и собственное авто?
И живёт эта семья в провинции и кормится от вполне скромных зарплат на каком-нибудь местном полуживом предприятии. Так что насчёт авто и квартиры?
Ну… как-то не очень получается. Про то что после повышения утиль-сбора авто стали недоступны для среднего потребителя сказано много, но та же самая ситуация и с квартирами. Для среднего потребителя они сегодня малодоступны.
То есть одномоментно на рынке присутствуют сотни тысяч непроданных новых (почти) авто и сотни тысяч квартир, тоже не проданных. И числятся они на балансе по своей номинальной (то есть существенно завышенной) стоимости.
И их не покупают не потому что не хотят, а потому что категорически нет денег.
Насчёт «нищебродов», тут дело не в том, если машина-квартира не доступна данному конкретному потребителю — это его глубоко личные проблемы, но вот если ситуация такова, какова она есть, то есть рынок затоварен не распроданными машинами и квартирами, то это уже макроэкономическая проблема.
Рынок жилья и рынок авто просто полностью оторваны от реального рынка зарплат. Ну не зарабатывают у нас столько люди! Не зарабатывают! АвтоВАЗ уже по сути «схлопнулся», но сто тысяч машин по два ляма продолжают висеть на складах и за полцены их никто не продаст. Это жеж «актив», кто ж их продаст за бесценок?
Странно как-то работает эта самая «рыночная экономика» — если товар абсолютно не пользуется спросом… цена на него стоит на одном месте.
Парадокс какой-то не находите? Уже доходит до того что «девелоперы» (вложившие кучу бабок в строительство) откровенно находятся в очень сложном финансовом состоянии (скажем мягко), но цена на недвигу совсем не падает, а как раз наоборот — «растёт небыстро».
Почему-то эта цена абсолютно не зависит от спроса и напрямую зависит от якобы «затрат на строительство». Как и авто выставляются по цене, никак на спрос не ориентированной и «зависящей от затрат». Это что за «квази-социализм» такой?
Нас так долго учили «азам рыночной экономики», но почему-то топ-манагеры в России эти самые основы так и не выучили. Или у них какие-то другие «азы». Пока за товар не заплатили реальных денег (или хотя бы виртуальных) он ни черта не стоит. Вернее так: сложно сказать сколько он стоит, может и ничего.
То, что вы нарисовали на ценнике — это глубоко ваша личная проблема (ну или проблема вашего бизнеса).
И вот тут начинаются истории с утилизационным сбором и прочими «внеэкономическими методами» принуждения к покупке замечательного продукта АвтоВАЗа. И тут начинается (уже почти закончилась) та самая «семейная ипотека», далеко не каждой семье по карману которая.
А вопрос тут куда более серьёзный: «новое общество» как раз вроде давало возможность купить машину… и решить жилищный вопрос, при отсутствии этого мы возвращаемся назад. Сильно назад. При этом без советской системы социальной защиты уже.