Тот, кто хоть раз посетил Ново-Иерусалимский монастырь, наверняка обратил внимание на корпуса монастырских гостиниц. Здания эти построены в далёком прошлом и привлекают внимание туристов и паломников своей старинной архитектурой.
Наш рассказ пойдёт о гостинице «Восточная» у стен Ново-Иерусалимского монастыря. Находится она в начале Советской улицы города Истры. Кстати, со времён строительства здания и улица, и сам город поменяли названия. Раньше улица была Дворянской, а город до 1930 года назывался Воскресенском.
Старожилы Истры помнят эту постройку из красного кирпича как жильё для сотрудников Истринского краеведческого музея, из которого и вырос современный Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим». И вот ведь какие интересные переплетения фактов преподносит нам история! Благодаря тому, что в Ново-Иерусалимской обители в 20-е годы, при советской власти открыли музей, сохранился и сам монастырь. Здание гостиницы дало приют специалистам музея, и они сохранили в фондах документы и фотографии, которые сегодня позволяют рассказать удивительную историю этой постройки, ныне монастырской гостиницы «Восточная», а ранее – странноприимного дома при монастыре.
Ну, что, отправляемся в историческое путешествие?
Перенесёмся в XIX век, когда по проекту архитектора В.Е. Сретенского на средства монастыря было сооружено трёхэтажное здание из красного кирпича. Строительство заняло три года. Здание было освящено и торжественно открыто 25 сентября 1893 года, в день празднования 500-летия преставления преподобного Сергия Радонежского. По благословению настоятеля Воскресенского монастыря епископа Христофора (Смирнова) в здании разместился странноприимный дом, рассчитанный на приём до 100 богомольцев. На нижнем (полуподвальном) этаже находились кухня, умывальня, столовая и кладовые, а на верхних этажах помещения были заставлены нарами. Кроме того, на верхнем этаже имелись комнаты для «чистой публики» и было отдельное помещение для заболевших [1].
В собрании историко-художественного музея «Новый Иерусалим» имеется подборка фотографических открыток с видами странноприимного дома и монастырских гостиниц.
Однако история странноприимного монастырского дома началась раньше, чем построили краснокирпичное здание. Это подтверждают документы из собрания музея. Самые ранние из них датируются 1875 годом – указ из Московской синодальной конторы о завещании почётным гражданином Иваном Дмитриевичем Чикиным одноэтажного деревянного фабричного корпуса на городской земле Воскресенска монастырю под странноприимный дом и расписка купца Егора Березкина о получении 200 руб. за плотничную работу в странноприимном доме.
О том, что на месте деревянного корпуса монастырь на свои средства построил каменное здание, тоже говорят исторические документы. В музее сохранилась ведомость о расходе 1222 руб. 50 коп. из монастырских сумм на постройку каменного странноприимного дома и указ из Московской синодальной конторы о постройке нового каменного странноприимного дома вместо старого деревянного.
Из документов, касающихся ныне существующего здания бывшего странноприимного дома, наиболее важными являются приходо-расходная книга Воскресенского монастыря 1892 года с указанием расходов на строительство и обустройство странноприимного дома и паспортная книга странноприимного дома Воскресенского монастыря 1897 года.
Сохранилось множество Счётов Воскресенскому монастырю за выполнение разного рода работ в странноприимном доме (отопление, ремонт полов, покраска стен, окон, крыши и водосточных труб, выведение тараканов, чистка сортиров и т. д.), с 1890-х по 1914 год.
Звенигородская уездная управа вела санитарный надзор за монастырскими гостиницами и странноприимным домом, не раз выявляя нарушения и предписывая их устранить. Так, в документах монастыря имеются копия заключения санитарного врача Московского губернского земства А. Малькова о состоянии гостиниц и странноприимного дома Воскресенского монастыря от сентября месяца, но без указания года (скорее всего, 1907), и отношение в Звенигородскую земскую управу, датированное началом ноября 1907 года, в котором перечисляются меры, планируемые для ликвидации выявленных нарушений: 1) к лету привести кухню и флигель монастырской гостиницы в соответствие с санитарными нормами; 2) переустроить отхожие места при странноприимном доме так, чтобы не допускать загрязнения почвы вокруг них; 3) впредь не допускать изготовление напитков, идущих в продажу, в помещении прачечной или в соседних с ней помещениях; 4) впредь не выливать грязную воду в пруд. Тем не менее руководство монастыря отказалось от ещё одной предписанной ему меры – замены сплошных нар на двойные или четверные, сославшись на убыточность этой меры.
В начале Первой мировой войны в странноприимном доме разместился госпиталь для раненых и больных воинов. 1 сентября 1914 года Звенигородская уездная управа направила обращение на имя управляющего Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем епископа Александра с просьбой предоставить помещения странноприимного дома под устройство земского госпиталя для больных и раненых [2]. 3 сентября 1914 года управляющий Ново-Иерусалимского монастыря подтвердил, что здание странноприимного дома на время войны отдают под госпиталь. Госпиталь разместился на двух этажах, там были обустроены 4 палаты и подготовлено 50 коек. Также в документе перечисляется другая мебель – столы и табуретки, отмечается наличие тёплого ватерклозета и ванны. Расходы за отопление и освещение здания монастырь брал на свой счёт, в то время как за обеспечение госпиталя всем необходимым отвечало Звенигородское уездное земство [3]. В фондах историко-художественного музея «Новый Иерусалим» есть коллективная фотография пациентов и персонала госпиталя в странноприимном доме вместе с тогдашним настоятелем Воскресенского монастыря епископом Трифоном (Туркестановым), датированная 1917 годом.
В советское время здание бывшего странноприимного дома стало принадлежать Истринскому краеведческому музею, в нём работникам музея предоставлялась ведомственная жилплощадь.
Подробнее об истории Истры и Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря вы можете узнать, посетив постоянную экспозицию музея.
На основе статьи Антона Лошакова, кандидата исторических наук, научного сотрудника музея «Новый Иерусалим».
Список литературы:
[1] Зеленская Г.М. Новый Иерусалим. Путеводитель. М., 2003. С. 104–105.
[2] ЦГА Москвы, ОХД до 1917, Ф. 189, Оп. 2. Д. 11, Л. 174.
[3] Там же, Л. 210.