Найти в Дзене
Кинопоиск

«Здесь был Юра»: трогательное драмеди с Константином Хабенским в роли (нейро)отличного дядюшки

Последним показанным дебютом на фестивале «Маяк» стал фильм Сергея Малкина «Здесь был Юра», основанный на реальных событиях. О том, почему драмеди про рокеров-раздолбаев, вынужденно присматривающих за 54-летним мужчиной с ментальными особенностями, может стать зрительским хитом, рассказывает Никита Демченко. @sedmoeiskysstvo Редактор российского направления медиа Кинопоиска Тридцатилетние Олег (Денис Парамонов) и Серёга (Кузьма Котрелёв) снимают комнаты в обшарпанной коммуналке. Спят на полу, на матрасе, едят кое-как. Постоянной работы у них нет, в отличие от пассивно-агрессивного Андрея (Василий Михайлов), еще одного счастливого обладателя десяти квадратных метров в той же квартире. Зато есть музыкальные репетиции на крыше и мечта давать свои концерты не для 16 человек, а хотя бы для сотни. К счастью, желанный успех уже где-то близко, ведь панк-группу, в которой еще есть барабанщик Чеба (Александр Поршин), вдруг приглашают заткнуть дыру в лайн-апе локального фестиваля «Иглы». Поймать

Последним показанным дебютом на фестивале «Маяк» стал фильм Сергея Малкина «Здесь был Юра», основанный на реальных событиях. О том, почему драмеди про рокеров-раздолбаев, вынужденно присматривающих за 54-летним мужчиной с ментальными особенностями, может стать зрительским хитом, рассказывает Никита Демченко.

-2

Никита Демченко

@sedmoeiskysstvo

Редактор российского направления медиа Кинопоиска

Тридцатилетние Олег (Денис Парамонов) и Серёга (Кузьма Котрелёв) снимают комнаты в обшарпанной коммуналке. Спят на полу, на матрасе, едят кое-как. Постоянной работы у них нет, в отличие от пассивно-агрессивного Андрея (Василий Михайлов), еще одного счастливого обладателя десяти квадратных метров в той же квартире. Зато есть музыкальные репетиции на крыше и мечта давать свои концерты не для 16 человек, а хотя бы для сотни. К счастью, желанный успех уже где-то близко, ведь панк-группу, в которой еще есть барабанщик Чеба (Александр Поршин), вдруг приглашают заткнуть дыру в лайн-апе локального фестиваля «Иглы».

Поймать удачу за хвост мешает нелепый случай. Отец Олега, ввязавшись в пьяную драку, попадает за решетку на 10 суток, и, стало быть, без надзора остается его брат Юра, лысеющий мужчина за 50 с ментальными особенностями (неузнаваемый Константин Хабенский), который на любой вопрос отвечает лишь кивком. Мать слезно просит помочь, и Олег нехотя соглашается присмотреть за дядей. Он, разумеется, не подарок: то начнет в припадке страха колотиться в дверь, то забьется в угол или, того хуже, сбежит. Иными словами, оставить Юру, неспособного самостоятельно помыться и приготовить еду, в пустой отцовской квартире нельзя. Так в коммуналке появляется четвертый, во всех смыслах особенный жилец, который непременно изменит жизнь мечтательных кидалтов.

-3

«Здесь был Юра» — первый полный метр Сергея Малкина, выпускника мастерской Алексея Попогребского в МШК (в прошлом году его очаровательный квазидокументальный коротыш «Последний фильм о любви» о кухонных посиделках был отмечен призом за сценарий на «Короче»). В «Юре» (который основан на реальной истории из жизни автора и мог бы быть документальным уже по-настоящему) кухня тоже играет важную роль. Присутствует бытовая достоверность, которую уже можно назвать фирменным знаком Малкина. Особенно щедро она разлита в диалогах, отчасти рожденных прямо на площадке; это почти мамблкор. Да и в образах главных героев, вызывающих симпатию, много житейского. Таких модных ребят с характерными усами и винтажным гардеробом вы наверняка видели где-нибудь в барах и секондах на Китай-городе или в «Складе № 3» на Малой Семёновской, где, собственно, и снимали одну ключевую сцену «Юры».

От фильма про нейроотличного человека заведомо ждешь надрыва и резкого выплеска эмоций, однако Малкин не поддается соблазну дешевых эффектов и преодолевает привычный схематизм. Все эпизоды, на которых хочется пустить слезу, решены крупными планами и фактически без диалогов, крайне деликатно и непривычно тихо, словно в противовес оглушительной музыке (в основном это каверы на брянскую группу Kick Chill), которую исполняют Олег, Серёга и Чеба. И отметим, что это не бенефис Хабенского, хоть и этапная роль в его фильмографии — впервые за долгие годы артисту достался сложный кинообраз.

-4

«Юра» — кино ансамблевое, и не меньше Константина Юрьевича для создания атмосферы дружного, несмотря ни на что, коммунального быта сделали его партнеры (и воспитанники) Денис Парамонов, Кузьма Котрелёв, Александр Прошин. Поначалу их герои, облаченные в растянутые лонгсливы и потертые цветастые кепки, — типичные раздолбаи без гроша в кармане, неспособные ужиться даже друг с другом, не то что с особенным дядей. Однако при первом же столкновении с новым соседом пацаны перековываются. Да, Юра, мы не всё потеряли!

Это действительно обаятельное и чуткое кино об ответственности, милосердии, тепле (но и о фрустрациях) тридцатилетних, а не сопливый эксплотейшен, попавший в программу по социальной квоте. Снято оно с удивительным чувством меры и обескураживающей легкостью, какой могут похвастаться только эти самые тридцатилетние. Именно они сейчас и пишут новейшую историю российского кино.