Отличный выбор! ВАЗ-2104, или в простонародье «Четвёрка», — это настоящий символ эпохи, один из самых массовых и узнаваемых автомобилей в истории постсоветского пространства. Это универсал на базе легендарного ВАЗ-2101 (Жигули «Копейка»).
Давайте разберём всё по порядку.
Общая информация
· Годы производства: 1984 – 2012 (очень долгий жизненный цикл!).
· Класс: Субкомпактный автомобиль (сегмент B) с кузовом «универсал».
· Платформа: Основан на ВАЗ-2101 и ВАЗ-2105.
· Ключевое преимущество: Огромный, по меркам своего класса, багажник и практичность.
История и эволюция
ВАЗ-2104 был разработан для замены устаревшего универсала ВАЗ-2102. Главным донором агрегатов и дизайна послужил седан ВАЗ-2105 («Пятёрка»), от которого «Четвёрка» унаследовала переднюю часть (оптика, капот, бамперы).
За время производства автомобиль неоднократно модернизировался:
· Ранние модели: Карбюраторные двигатели, простейшая отделка салона.
· ВАЗ-21047: Самая массовая и известная версия с более современной передней панелью от ВАЗ-2107, улучшенной обивкой и двигателем 1.5 л (1500 см³).
· Поздние модели (после 2000-х): Появились инжекторные двигатели, соответствующие более строгим экологическим нормам.
Двигатели
На ВАЗ-2104 устанавливали различные бензиновые двигатели:
· 21041: 1.2 л (1200 см³) — маломощный, ставился редко.
· 21042: 1.3 л (1300 см³) — достаточно распространенный вариант.
· 21043: 1.5 л (1500 см³) с карбюратором — самый популярный и сбалансированный вариант.
· 21044: 1.7 л (1700 см³) с инжектором — более редкий, но динамичный.
· 21045: 1.8 л (1800 см³) с дизельным двигателем — большая редкость.
· 21047(i): 1.5 л или 1.6 л с инжектором — поздние модификации.
Плюсы ВАЗ-2104
1. Практичность и универсальность: Огромный багажник (от 375 литров), а при сложенных задних сиденьях — полноценный грузовой отсек. Идеально для дачи, поездок на рынок, перевозки вещей.
2. Простота и ремонтопригодность: Конструкция автомобиля архаично проста. Почти любую поломку можно починить «на коленке» гаечным ключом и молотком. Запчасти — копеечные и есть в изобилии.
3. Проходимость: Благодаря заднему приводу и неплохой геометрической проходимости, «Четвёрка» справляется с легким бездорожьем лучше, чем многие современные хэтчбеки.
4. Низкая стоимость: Покупка подержанного экземпляра обойдется очень дешево.
5. Культовый статус и ностальгия: Для многих это первый автомобиль, автомобиль молодости, символ 90-х и «лихих» 2000-х.
Минусы ВАЗ-2104
1. Устаревшая конструкция: Дизайн, комфорт, безопасность и технологии остались в 70-х годах прошлого века.
2. Низкий комфорт: Жёсткая подвеска, шумно в салоне, слабая печка, сквозняки.
3. Слабая активная и пассивная безопасность: При серьезной аварии пассажирам приходится тяжело. Нет ABS, подушек безопасности.
4. Высокий расход топлива: Карбюраторные версии особенно «прожорливы» по современным меркам.
5. Низкая надежность: Постоянные мелкие поломки, склонность к коррозии, требуют постоянного внимания и «любви».
6. Динамика и управляемость: Медленный, нечеткое рулевое управление, склонность к заносу на скользкой дороге (особенности заднего привода).
На что смотреть при покупке подержанного ВАЗ-2104 сегодня?
Если вы всё же решились на покупку, будьте готовы к тщательному осмотру:
1. Кузов и ржавчина: Главный враг. Внимательно проверяйте пороги, арки, днище, пол багажника, лонжероны.
2. Техническое состояние: Проверьте работу двигателя (стуки, дымность), коробки передач (хруст при переключении), заднего моста (шум).
3. Электрика: «Вечная проблема» Жигулей. Проверьте всю оптику, приборную панель, дворники.
4. Документы: Убедитесь, что автомобиль не в залоге и не в угоне.
Вердикт
ВАЗ-2104 — это не просто автомобиль, это целый культурный феномен. В 2024 году он может быть:
· Объектом ностальгии и хобби-авто для энтузиастов.
· Первом автомобилем для обучения ремонту.
· Беспощадным рабочим инструментом для дачи или перевозки грузов, которому не страшны царапины.
Но как повседневный, комфортный и безопасный транспорт для города он безнадёжно устарел. Это автомобиль с характером, который требует от владельца прямых рук, терпения и чувства юмора.