Найти в Дзене

Когда мёртвые говорили через цветы

В 1886 году в английском поместье Aldwyn Tower произошло нечто странное. Медиум лежал на скамейке в саду под пледом. Наблюдатели — в двадцати метрах. Доктор с женой — на балконе, искали подвох. Над медиумом сформировалось белое облако, послышались голоса. А потом невидимая сущность начала срывать розы и класть их на плечи участникам. Сеанс в саду. Духи, медиум, цветы. Викторианская причуда? В 2025 году исследовательница из Harvard доказывает: эта история говорит о том, как мы понимаем связь между человеком, природой и запредельным. Середина XIX века, индустриальная революция, наука побеждает суеверия. И вдруг — взрыв интереса к спиритуализму. К концу столетия в движении почти десять миллионов последователей. Когда думаешь о спиритуализме, в голове стереотипы: тёмная комната, стук по столу, ектоплазма. Материальность кажется чуждой — духи же бесплотны. Парадокс: символом спиритуализма был подсолнух. Не призрак, не свеча, а живое растение. Девиз: "Как подсолнух поворачивается к свету со
Оглавление

Забытая история ботанического спиритуализма и почему Harvard изучает рисунки медиумов XIX века

В 1886 году в английском поместье Aldwyn Tower произошло нечто странное. Медиум лежал на скамейке в саду под пледом. Наблюдатели — в двадцати метрах. Доктор с женой — на балконе, искали подвох.

Над медиумом сформировалось белое облако, послышались голоса. А потом невидимая сущность начала срывать розы и класть их на плечи участникам.

Сеанс в саду. Духи, медиум, цветы. Викторианская причуда? В 2025 году исследовательница из Harvard доказывает: эта история говорит о том, как мы понимаем связь между человеком, природой и запредельным.

Десять миллионов верующих и подсолнух

Середина XIX века, индустриальная революция, наука побеждает суеверия. И вдруг — взрыв интереса к спиритуализму. К концу столетия в движении почти десять миллионов последователей.

Когда думаешь о спиритуализме, в голове стереотипы: тёмная комната, стук по столу, ектоплазма. Материальность кажется чуждой — духи же бесплотны.

Парадокс: символом спиритуализма был подсолнух. Не призрак, не свеча, а живое растение. Девиз: "Как подсолнух поворачивается к свету солнца, так пусть спиритуализм повернёт человечество к свету истины".

Растения были в самом центре практики.

-2

Автоматические рисунки: рука движется сама

Главная практика спиритуализма — автоматическое рисование. Медиум садится с карандашом, впадает в транс, рука движется сама. Духи управляют, передают послания через образы.

В 2017 году исследовательница изучала архивы шведской художницы Хильмы аф Клинт — одной из первых абстракционистов, члена спиритической группы. Поразило одно: в автоматических рисунках повсюду растения.

Не только у Хильмы. У всех. Мужчины, женщины, дети, разные страны — тысячи рисунков, везде цветы, корни, листья.

Обычная интерпретация: растения — метафоры. Рост души, внутренний мир.

Но Emily Leon предлагает другое: а что если растения не символы, а участники? Что если медиумы рисовали не про растения, а вместе с ними?

-3

Цветочные медиумы и розы из воздуха

В спиритуализме была категория "flower mediums" — цветочных медиумов. Специализация: материализация цветов из ниоткуда. Свежие розы зимой, лилии ночью, растения, которых в Европе не существует.

Скептики: фокусы. Верующие: доказательство контакта с иным миром.

Но факт: цветы были языком общения с духами. Не слова — растения.

Тот сеанс 1886 года был необычным. Обычно медиумы работали в закрытых комнатах, где легче скрыть хитрости. Но Эглинтона обвиняли в обмане. Он предложил: давайте в сад, на открытом воздухе.

И духи, согласно отчёту, двигались по саду, срывали живые розы, клали участникам на плечи.

Сад здесь не декорация. Это пространство, где живое (растения), мёртвое (духи) и люди сосуществуют в одном поле.

Рисунки: когда дух неотделим от корня

В архивах шведского "Общества Эдельвейс" (1890) — сотни автоматических рисунков.

Maria Löwstädt: плавающий цветок без корней связывает её инициал "M" с бутоном. За ним — укоренённое растение выпускает облако точек, как пыльцу.

William Wilkinson (1864): жена под духовным руководством рисовала "церковь, окружённую формами цветов из нового мира, неизвестных материальной реальности".

Эти образы говорят: дух и растение переплетены. Лица превращаются в травы. Семенные коробочки раскрываются как порталы. Корни уходят в пустоту.

-4

Parafloral: новая оптика

Emily Leon называет своё исследование "parafloral". Приставка "para-" — рядом, около, за пределами.

Это экокритический подход к эзотерике. Вопросы:

  • Почему медиумы так часто рисуют растения?
  • Какую функцию они выполняют в медиумизме?
  • Можем ли мы рассматривать автоматические рисунки как со-творчество человека, растения и духа?

Почему это актуально сейчас

В 2025 году три крупные выставки обращаются к этой теме. MoMA: "Hilma af Klint: What Stands Behind the Flowers". "The Botanical Mind". "Floral Fantasies".

-5

Почему сейчас? Экологический кризис. Две пятых видов растений под угрозой. Климат меняется.

И мы заново открываем идею медиумов XIX века: растения — не фон, а участники. У них есть агентность.

Современная наука говорит о "сознании растений" — они коммуницируют, принимают решения, запоминают. Ботаники и когнитивные учёные призывают пересмотреть, что значит "быть растением".

Медиумы это уже знали: граница между человеком и растением проницаема.

Медиумы как первые экологи

Ирония: спиритуализм — движение про бесплотное — был глубоко материальным. Сеансы в садах, цветочные апорты, рисунки, где дух неотделим от корня.

Leon пишет: "Изучение странных феноменов требует сделать странными наши способы мышления".

Может, медиумы видели то, что мы только сейчас понимаем: мир — не набор отдельных сущностей, а сеть связей. Всё переплетено.

Когда медиум рисовал цветок, это было не просто символом. Это было признание: я часть живого космоса, где границы размыты.

-6

Leon предлагает переориентировать взгляд: от человеко-центричного к экологическому и духовному переплетению.

Что если автоматические рисунки — совместное творчество человека, растения, духа?

Что если растительные образы — не символы, а признак более глубокого участия?

На этих рисунках растения — агенты, коллабораторы, посланники в космологии, отказывающейся разделять природу и дух.

Принимать растительное всерьёз — значит расширить масштаб того, что может раскрыть искусство. Не только о мёртвых, но о жизни самой — во всех её переплетённых формах.

Послесловие

В следующий раз, увидев букет на столе, подумайте: а вдруг викторианские медиумы что-то знали? Вдруг растения — не украшение, а собеседники?

Может, и не нужны сеансы в тёмных комнатах. Достаточно перестать смотреть на природу как на фон — и начать видеть её как соучастницу.

Цветы всегда говорили. Просто не все умеют слушать.

Источники:

  • Emily Leon, "Exploring the Parafloral: Mediumship and Plant-Human Entanglement", Harvard Center for the Study of World Religions, August 2025
  • Hilma af Klint archives, exhibitions at MoMA
  • Karl Kusserow, "Picture Ecology: Art and Ecocriticism in Planetary Perspective" (2021)
  • William Wilkinson, "Spirit Drawings: A Personal Narrative" (1864)

Для дальнейшего чтения:

  • Plant Humanities Lab (Dumbarton Oaks / Harvard)
  • The Botanical Mind exhibition
  • Critical Plant Studies series