Найти в Дзене

Осенние чтения. Викторианский роман. Джордж Элиот и её "Мельница на Флоссе"

Я по некоторым причинам вошла в свою литературную викторианскую эпоху. За последнее время было прочитано довольно много книг викторианских авторов и, возможно, я найду время, чтобы написать о каждой из них, но пока хочу рассказать о той, которая произвела на меня самое большее впечталение не только из романов эпохи, но и в моем читательском опыте в целом. Итак, Джордж Элиот ( она же Мэри Энн Эванс) и её "Мельница на Флоссе". Вообще, в первую очередь Джордж Элиот известна своим внушительного объема романом "Мидлмарч" ( этот роман даже вошел в список любимых у актрисы Кейт Бланшетт), но я решила начать знакомство с более личной для писательницы книги, т.к. "Мельница на Флоссе" частично отсылает нас к жизненному опыту самой Мэри Энн. Возможно, наши утомленные души не могли бы так наслаждаться бликами солнца на густой сочной траве и лишь смутно ощущали их прелесть, если бы не солнечный свет и трава тех далеких дней, которые все еще живут в нашей душе и претворяют это ощущение в любовь.

Я по некоторым причинам вошла в свою литературную викторианскую эпоху. За последнее время было прочитано довольно много книг викторианских авторов и, возможно, я найду время, чтобы написать о каждой из них, но пока хочу рассказать о той, которая произвела на меня самое большее впечталение не только из романов эпохи, но и в моем читательском опыте в целом.

Итак, Джордж Элиот ( она же Мэри Энн Эванс) и её "Мельница на Флоссе". Вообще, в первую очередь Джордж Элиот известна своим внушительного объема романом "Мидлмарч" ( этот роман даже вошел в список любимых у актрисы Кейт Бланшетт), но я решила начать знакомство с более личной для писательницы книги, т.к. "Мельница на Флоссе" частично отсылает нас к жизненному опыту самой Мэри Энн.

Возможно, наши утомленные души не могли бы так наслаждаться бликами солнца на густой сочной траве и лишь смутно ощущали их прелесть, если бы не солнечный свет и трава тех далеких дней, которые все еще живут в нашей душе и претворяют это ощущение в любовь.

"Мельница на Флоссе", как и бОльшая часть всей классической английской литературы, история более чем неспешная. 2/3 романа текут вяло, событий крайне мало, и в процессе чтения я не раз возмущенно воздевала руки к небу из-за этой типичной вялотекучести английской классики. Но последняя треть книги заставила меня полностью простить ей ее усыпляющую читательскую бдительность неспешность. Словно непредсказуемая река, которая то течет так скромно и безопасно, что вы никогда не подумаете, что ее же течение в один момент уничтожит вас, поглотит в своих безжалостных, бурных потоках, то набирает такой ход, что выжить у вас не остается никаких шансов. Так и с романом "Мельница на Флоссе".

Я несу крест, я получил его из рук Твоих, и я буду нести его до самой смерти, ибо Ты возложил его на меня.

Всеми силами буду стараться обойтись без спойлеров, поэтому пройдусь лишь по сюжетным верхам книги. Есть черноволосая и смуглая Мэгги Талливер, унаследовавшая не только цвет волос, но и характер от своего неуживчивого отца, который в жизни не способен гнуться, а только ломаться. И ломаться с треском и навсегда. Ни внешность, ни характер Мэгги не устраивала благочестивую, светлокудрую семью Додсон - семьи матери Мэгги, поэтому Мэгги жила недолюбленной, всегда стремящейся заслужить чью бы то ни было любовь.

Семена некоторых растений, произрастающих в неблагоприятных условиях, природа снабжает зацепками, давая им возможность укрепиться даже в самой неподатливой почве. Семена, посеянные в душе мистера Талливера, были, видимо, лишены подобного приспособления и поэтому не дали никаких всходов.
Этот мир мне по силам.

На долю Мэгги совсем рано обрушится очень много горестей и разочарований. Но на этом пути ей встретятся люди, готовые разделить ее тяжкий удел, а поддержка - безусловная и рвущая все комфортные привязанности, придет оттуда, откуда сама Мэгги меньше всего ждала этой поддержки.

Этот роман после прочтения (да и в процессе чтения) заставлял меня постоянно размышлять, раз за разом проходить путь в башмаках Мэгги и думать, а как бы поступила я? Я не нашла ответа на этот вопрос, сколько бы раз ни возвращалась к событиям книги. Самое главное, что и автор так и не смогла ответить, как быть Мэгги, как ей жить дальше? Но финал романа вовсе не открытый, нет, он самый что ни есть конкретный и такой опустошающий в своей безвыходной конкретности.

Сюжет "Мельницы на Флоссе" очень интересно завязан на сложности семейных отношений, на человеческой мелочности и жадности, на немуестной педантичности, не будь которой, жизни близких людей не были бы так безжалостно разрушены и уничтожены. О той самой помощи, о которой я упомянула выше, которая во времена, когда каждый желает бросить в тебя камень, приходит оттуда, откуда, казалось, прилетит самый первый и тяжелый камень. О любви и силе духа в изуродованном, измученном морально и физически молодом теле, о любви, которые не позволяют покинуть этот мир, где это существо не ждет ничего, кроме страданий, потому что в этом мире тому, кого так беззаветно любит этот несчастный человек, еще может понадобиться его помощь. О борьбе внутри этого молодого человека - об озлобленности, которую порождает людская бестактность и жестокость, и о любви, которая побеждает в нем и эту озлобленность, и стремление к собственному счастью. И о переменчивости любви большинства людей, когда одно симпатичное лицо, которое, казалось, было так исступленно любимо и желанно, все равно потом заменяет другое миловидное лицо. А в это же время кто-то другой предпочитает одиночество там, где когда-то дышал и жил любимый человек, где каждая травинка хранит воспоминание о времени, проведенном вместе. И одиночество это безвременное и безутешное.

Я не мог покинуть мир, в котором жили вы и где я мог вам еще понадобиться.

Помимо грустных и трагичных моментов в книге много иронии, тонкого психологизма. Мягко, но довольно прямо, высмеивается викторианская эпоха, внутрисемейные отношения и отношения супругов.

Миссис Пуллет с большим изяществом обмахнула оба косяка своими широчайшими рукавами (в ту пору женщина была в глазах строгих ценителей поистине смешной, если не достигала полутора ярдов в плечах).

Роман "Мельница на Флоссе" очень и очень хорош, несмотря на изрядную затянутость. Он прекрасно подходит для серых осенних дней, погружая нас в атмосферу английской глубинки 19 века, и он заставляет нас думать, сопереживать и искать ответы вместе с героями книги.

Было темное, сырое, туманное, сулящее дождь утро - одно из тех, когда даже счастливые люди ищут прибежища в надеждах.

Автор: Алёна Левашова-Черникова