Найти в Дзене
Ira furor brevis est

Жандарм Европы: Как российский император наводил «порядок» штыками и угрозами

Николай «Палкин» I, жандарм Европы: благие намерения и чудовищные последствия

Правление Николая I, как всем нам хорошо известно, началось с восстания декабристов на Сенатской площади, и хотя «Страшно далеки они были от народа», попытка переворота показала, что в обществе есть проблемы!

Нужно сказать, что восстание на Сенатской площади — та ещё историческая головоломка. В этом восстании сплелись чистые помыслы и грязь, доставшаяся Николаю «по наследству» от почившего Александра. Среди заговорщиков было немало тех, кто так или иначе участвовал в убийстве Павла, приведя Александра на престол. 

Интересы аристократии и рядового дворянства, Британии, Великого Князя Константина и Бог весть, кого ещё, сплелись в запутанный клубок интриг, страшных тайн и благородных помыслов. Но результат нам известен — Николай I испугался и запустил репрессивный аппарат!

После суда над заговорщиками, в 1826 году был создан III Отделения Собственной Его Величества Канцелярии, инструмент политического сыска и цензуры. Началась эра строгого контроля над обществом, цензурных комитетов, прессы и ограничений университетов.

Атмосфера в Российской Империи стала душной, инакомыслие подавлялось, притом доходило до такого абсурда, что давили не только дискуссию в обществе, но и в науке!

Несколько лет спустя дошло до того, что по сути, преподавание философии в Российских университетах было запрещено, а то, что было разрешено к преподаванию, было кастрированными выжимками, из которых можно было разве только составить общее впечатление о философии вообще. 

История, в том числе и средневековая, археология, всё подвергалось цензуре!

Мало того, цензуре подвергались даже математика и химия. Например, Лобачевского не запрещали формально, но подвергали насмешкам и не признавали в России. 

Химик Герман Гесс, один из ведущих специалистов того времени, вынужден был уехать в Европу из-за невозможности работать.

Учебники химии, биологии, геологии (!) и математики правили, если видели в них намёки на подрыв «божественного порядка»!

-2

Вы можете себе представить, какая атмосфера, какой застой воцарился в обществе, если, де-факто, была запрещена даже свободная научная мысль в математике и химии? Это стало одной из причин отставания российской науки от западной, и соответственно — образования, производства, и, конечно же, уровня жизни. 

Разумеется, нельзя сказать, что в Российской Империи не проводились экономические реформы и не развивалось производство. Но всё это было, по сути, точечным — железные дороги, без выдающихся успехов, и Армия, как потом оказалось — во многом исключительно на бумаге. 

В остальных же отраслях чем дальше, тем больше нарастало отставание, спровоцированное как желанием императора регламентировать всё и вся, так и низким уровнем образования и науки, ну и конечно же, крепостным правом. 

Помимо цензуры, Николай I сделал общество предельно милитаризированным, подставив «под ружьё» невообразимое количество народа. Это была эпоха военных поселений, где солдаты с семьями, организованные в некое подобие военных «колхозов», должны были, по указке командиров, не только упражняться с оружием, но и заниматься сельским хозяйством.

Нужно ли говорить, что это были убыточные «колхозы» и плохие солдаты?

Отношение к солдатам было, наверное, самым жестоким за всю историю России. «Девять забей, десятого представь» говорили тогда, и били, били, били…

Формально в Российской Империи того времени смертная казнь не применялась, но солдат, а в некоторых случаях и гражданских, забивали шпицрутенами насмерть, и это было повсеместной практикой. А ещё солдаты, доведённые до отчаяния, дезертировали, если была такая возможность, и кончали жизнь самоубийством — притом последнее, для человека верующего, страшный грех!

Внешняя политика Российской Империи так же не отличалась разнообразием. Священный Союз действовал, Николай I втягивал Россию в чужие проблемы, не приносящие стране никакой политической и экономической выгоды.

В 1830-1831 гг. в Царстве Польском вспыхнуло восстание, подавленное очень жестоко, что вызвало большое возмущение в Европе. А ведь Польша, пусть и формально, была независимым государством! 

Возмущение европейской общественности вызвал не только, и может даже, не столько сам факт подавления мятежа, сколько ликвидация польской автономии. Это был, наверное, последний «звоночек», поставивший точку на репутации России-освободительницы.

В то время, да и много позднее, российские историографы писали о «неблагодарных поляках», которым даровали автономию, а они «не оценили». Спорная оценка...

Но если смотреть правде в глаза, если знать, что в Польше планомерно и уверенно давили не только права и свободы, но и собственно «польскость», причины восстания становятся намного понятней. Нужно также знать, что Польша совсем недавно стала частью Российской Империи, и ещё были живы люди, которые помнили времена независимости!

Россия воспринималась, да и де-факто была, оккупантом, и именно так воспринимали её поляки и европейцы…

… хотя последние, прямо скажем, и сами не без греха!

Николай же видел себя защитником легитимизма и монархического порядка, «Последним рыцарем Европы»

Насколько его мнение было оправданным, вопрос спорный… Но факт в том, что он, похоже, видел мир через призму Средневековья и феодализма, насаждая свои идеалы как в России, так и в Европе. 

Одна история, а скорее, исторический анекдот, дошедший до наших дней, гласит: в одной из европейских столиц (называют обычно Вену или Париж) ставили пьесу, не понравившуюся русскому императору. Николай пообещал прислать на неё «Сто тысяч зрителей в серых шинелях», если пьесу не снимут… и пьесу сняли!

Это анекдот, но очень точный в историческом контексте. Николай действовал именно в таком духе, не стесняясь угрозами по малейшему поводу. Нужно ли говорить об уровне российской дипломатии в то время, и о «любви», с которой европейцы относились как к русскому императору, так и к Российской Империи?

Нельзя сказать, что политика Николая всегда была провальной. Например, в отношениях с Османской Империей он сперва добился определённого успеха, заключив Адрианопольский мир после победы в Русско-турецкой войне. А Ункяр-Искелийский договор 1833 года сделал Россию покровителем султана…

… и сплотил против Российской Империи Британию и Францию.

В конце 1830-х годов Россия начала терять дипломатические позиции, да оно и не удивительно! «Последний рыцарь Европы», грозящий «зрителями в серых шинелях» по самому ничтожному поводу — прекрасный раздражитель и «жупел» для всех недовольных. 

В 1848-1849 гг. в Европе начали вспыхивать Революции, названные «Весной народов». Либерализация общества, национально-освободительные движения…

… и разумеется, Николай не остался в стороне, послав 200 000 корпус для удушения Революций. По сути, Российская Империя спасла тогда Габсбургов, но нажил ненависть всех либералов и националистов!

К слову, Вена, несмотря на помощь России, не испытывала к спасителю горячей благодарности. Это можно объяснять как подлостью Габсбургов, так и более приземлённо — платой за спасение, которую посчитали чрезмерной

Отдельно нужно отметить, что неприязнь к России и русским у венгров тянутся именно с середины 19-го века. Да собственно, и не только венгров.

Николай поддерживал реакционные режимы на Балканах, выступал (в том числе не конвенционными методами) против польской эмиграции, в итоге Российская Империя оказалась, по факту, в политической изоляции.

Впрочем, это не помешало Николаю начать сперва борьбу за Иерусалим (!), навязывая заодно османскому султану новые, ещё более унизительные договора, а потом ввести войска в Молдавию и Валахию.

Он считал, что у Российской Империи достаточно сил, чтобы справиться со всеми вызовами… Его мнение отчасти разделяли и европейские державы, так что переговоры длились несколько месяцев, но ни к чему не привели.

Началась война, которую тогда называли Восточной, а позже она получила название Крымской. Но это уже совсем другая история!

Василий Панфилов @VasilyPanfilov - Циклы произведений