Уважаемые читатели, любители удобного и комфортного транспорта! Канал "Удобно жить" вернулся, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие: к нам едут 50 новых автобусов, чтобы заменить троллейбусы на трех из восьми маршрутов Ижевска.
Больше не работает первый троллейбусный парк - в него согнали самые старые троллейбусы для утилизации, весь выпуск осуществляется из парка №2, а в конце октября там разместят автобусы. На фото ветераны обоих парков на последнем пристанище.
Я уверен, что планируется полная ликвидация троллейбуса, но об этом мэр Д.А. Чистяков и гендиректор МУП "Ижгорэлектротранс" И.Б. Сальников не спешат говорить.
Грядет конец системы, которая вызывала восхищение. Троллейбусы любой модели, включая современные низкопольные, служат здесь в полтора раза дольше, чем в другом городе. ЗиУ-682В 80-х годов поддерживались в хорошем техническом и визуальном состоянии (правда, в последние два года стало хуже).
Водители троллейбуса из Ижевска занимают призовые места на всероссийском конкурсе профмастерства. На каждой конечной остановке расположены измерители тока утечки собственного производства, которые могут даже сами вносить результаты измерений в базу данных, лежащую на сервере в троллейбусном парке.
В 2024 году Ижевск стал одним из 31 города России, где применяются троллейбусы с увеличенным автономным ходом, а мэр Чистяков сказал, что это наше будущее.
Мировая и российская практика такова: троллейбус закрывается в депрессивных городах наравне с другими видами транспорта. Многие города России сохраняют и развивают троллейбус. Аналогичная ситуация и в мире.
Противники троллейбуса любят говорить, что в последние годы было закрыто несколько троллейбусных систем, однако только дважды – в Москве и в Перми – решение было принципиальным, а в других городах экономическая ситуация депрессивная и наблюдается медленное вымирание (в лучшем случае стагнация) всех видов транспорта.
Иными словами, только два города избавились от троллейбуса, потому что действительно этого хотели, а остальные может и хотели, но не могли его сохранить. Закрываются и трамвайные системы (за последние 10 лет в Дзержинске, Молочном, Комсомольске-на Амуре, Твери, Усть-Илимске), банкротятся автобусные парки с подвижным составом большого класса (за последние 10 лет такое случалось в Саратове, Великом Новгороде, Хабаровске, Кемерове, Махачкале, Челябинске)* – означает ли это, что трамвай и автобус – тоже плохие виды транспорта и их тоже надо закрывать?
*из перечисленных в этой скобке городов троллейбус не закрыт ни в одном!
Эксперты уже давно бьют тревогу из-за того, что по нацпроекту "Инфраструктура для жизни" очень выгодно приобретать автобусы. И вот первый удар по ГЭТ, прилетевший в самую стабильную, но очень уязвимую из-за древности подвижного состава троллейбусную систему.
Обратите внимание на рекордные цифры приобретения новых троллейбусов. К сожалению, завершились программы "Чистый воздух" и "БКД", но неужели нет других способов приобретения? Считаю, что работа в этом направлении проделана недостаточная. Например, Калужская область купила 46 троллейбусов на средства, которые она должна была вернуть в Федеральный бюджет, но он списал долг с обязательством потратить деньги на конкретные цели. В данном случае, троллейбусы.
Йошкар-Ола, эксплуатирующая точно такие же, как в Ижевске, очень старые ЗиУ-682В, покупает новые троллейбусы с помощью «Сбербанк лизинг». Удастся ли войти в объявленную Минтрансом России «автобусную» программу обновления подвижного состава с троллейбусами с увеличенным автономным ходом, оформленными по документам как автобусы с электрическим двигателем?
Отсутствуют расчеты эксплуатационных расходов автобусов и современных троллейбусов, сказано только о стоимости их приобретения. Автобус погрузит наш бюджет в кабальную зависимость: большие деньги будут тратиться на топливо, на объемное ТО, на скорое приобретение новых автобусов, так как их срок службы небольшой, и на развитие транспорта денег не останется.
Теперь Ижевск уподобляется бесславно закрывшим троллейбус депрессивным городам, и на нас будут странно смотреть. Возникло четкое ощущение, что троллейбус – это зеркало развития и деградации Ижевска. В 60-е годы он возник вопреки всему: третий вид транспорта не полагался городам, не достигшим отметки в 500 тысяч человек, и за нас просил сам министр обороны; провод и опоры контактной сети приобретались «бартером», что противоречило действовавшим законам.
Но троллейбус поехал, потому что был необходим растущему городу. В 70-80-е годы бурное развитие промышленного центра породило уникальную ситуацию: каждый из трех видов транспорта расширял маршрутную сеть, не вытесняя друг друга при этом. Бурное развитие города сопровождалось бурным развитием троллейбуса. А теперь вымирает город, и вымирает троллейбус, замененный более примитивным транспортом третьего мира.