Найти в Дзене
Музей Скрябина

Красотою мы объединены

«И когда мы провозглашаем: Любовь, Красота, Действие, мы действительно знаем, что утверждается формула международного языка. И эта формула, которая теперь принадлежит музеям и сценам, должна ныне войти в повседневную жизнь. Знак Красоты откроет все священные врата. Под знаменем Красоты мы будем радостно двигаться вперед. Красотою мы победим. Красотой мы молимся. Красотою мы объединены». Н.К. Рерих. Листы Дневника Том 2. «Ценность деятельной красоты». 151 год назад, 9 октября (27 сентября по ст.ст.) 1874 года, родился русский художник, сценограф, мыслитель, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, гуманист Николай Константинович Рерих. В наследие он оставил около 7000 картин и около 30 томов литературных трудов. Автор международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха). Из дневниковых записей художника известно, что Рерих и Скрябин рассматривали сотрудничество в области синтеза искусств: музыкально-философские
«И когда мы провозглашаем: Любовь, Красота, Действие, мы действительно знаем, что утверждается формула международного языка. И эта формула, которая теперь принадлежит музеям и сценам, должна ныне войти в повседневную жизнь. Знак Красоты откроет все священные врата. Под знаменем Красоты мы будем радостно двигаться вперед. Красотою мы победим. Красотой мы молимся. Красотою мы объединены».
Н.К. Рерих. Листы Дневника Том 2. «Ценность деятельной красоты».

151 год назад, 9 октября (27 сентября по ст.ст.) 1874 года, родился русский художник, сценограф, мыслитель, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, гуманист Николай Константинович Рерих. В наследие он оставил около 7000 картин и около 30 томов литературных трудов. Автор международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха).

Рерих в своём имени в Гималаях
Рерих в своём имени в Гималаях

Из дневниковых записей художника известно, что Рерих и Скрябин рассматривали сотрудничество в области синтеза искусств: музыкально-философские поэмы Скрябина должны были сопровождаться художественными произведениями Рериха.

«Предполагалось наше сотрудничество по инсценировке его симфоний. Ничтожная неосторожность вызвала отравление и унесла композитора в самый расцвет его творческих сил. Одна из самых безвременных потерь».
Рерих Н.К. Спеши. Листы Дневника. Том 3.

Примечательно, что Рерих в 1940 году в Индии написал очерк «Скрябин» по поводу памятных мероприятий в Музее Скрябина в Москве. Художника особенно радовала активная деятельность музея, обогащение его фондовых коллекций.

«Всё, связанное с именем Скрябина, особенно радует. А ведь нельзя же мыслить о Скрябине без его симфоний, давших новые дали мировой музыке. И вот не на чванном Западе, а в родной Москве чествуется память великого композитора. Собирают всё, до него относящееся. Даже портреты не только его самого, но и друзей его сносятся в народную сокровищницу. Последнее весьма примечательно. Кто-то чуткий и заботливый хотел создать атмосферу, в которой крепло дарование. «…»
Не верилось, когда пришла весть о кончине Скрябина, такой нелепой, недопустимой. Прометеев огонь снова угас. Сколько раз что-то злое, роковое пресекало уже развернувшиеся крылья. Но “Экстаз” Скрябина сохранится среди самых победных достижений. Добрая дальняя весть. Живёт в Москве имя Скрябина. Кто-то любит его и трудится над его достоянием. Наверно, молодёжь».
Рерих Н.К. Скрябин. Листы Дневника. Том 2.

Н.К. Рерих. Величайшая и святейшая Тангла. 1929.
Н.К. Рерих. Величайшая и святейшая Тангла. 1929.

Из очерков Рериха выясняется, что художник и композитор планировали сотрудничество примерно в тот период, когда Скрябин вынашивал идеи создания «Мистерии» и её исполнения в Индии. Не случайно, оба гениальных творца эпохи именно тогда устремили свои взоры в эту загадочную страну. Преодолев множество трудностей, после долгих приготовлений, Рерих с семьёй в 1923 году приплыл из Европы к берегам Индии. Идея создания «Мистерии» была близка так же Рериху. Ещё будучи в Сердоболе (Карелия), в 1917 году, художник напишет пьесу-мистерию «Милосердие», а в 1924 году в Индии Рерих создаст картину «Рождение Мистерий». Художнику удалось обрести в Индийских Гималаях, в живописной горной долине Куллу, имение, где до последних дней своих он жил и творил во благо культуры и мира во всём мире.