Франс Флорис - художник, которого называли новатором, но одновременно упрекали в поверхностности. Он мечтал стать “нидерландским Микеланджело”, строил итальянские дворцы в Антверпене и собирал вокруг себя сотню учеников. Его картины то завораживают искренностью, то теряются в подражании итальянцам. Каким был путь этого мастера и почему его наследие так противоречиво?
Франс Флорис родился в семье скульптора Корнелиса Флориса, 17 апреля 1519 года. В 1538 году он стал учеником Ламберта Ломбарда в Льеже, а уже через два года вступил в антверпенскую гильдию живописцев как полноценный мастер.
В 1541 году Флорис отправился в Рим, и это путешествие перевернуло его представления об искусстве. Огромное впечатление на него произвела фреска Микеланджело “Страшный суд”. Художник делал с нее десятки рисунков, словно пытаясь уловить тайну её величия. Он изучал и других итальянских мастеров - Тинторетто, Вазари, Даниеле да Вольтерру, Сальвиати, Цуккаро, а также внимательно вглядывался в античное наследие.
Вернувшись в Антверпен, Флорис быстро добился успеха. Его картины находили поклонников, а заработанное состояние позволило ему построить дом в итальянском стиле. Именно он стал главным представителем романизма в Антверпене, писал религиозные и мифологические сцены, портреты, а также руководил крупной мастерской, где работало более сотни учеников. Современники считали его новатором и отмечали его влияние на коллег. Но при этом нередко замечали, что за мастерством скрывалась определенная поверхностность. Настоящим художником он становился лишь тогда, когда отказывался от подражаний и писал так, словно жил вместе со своими героями. В таких произведениях появлялись подлинная эмоциональность и непосредственность. Примером служит его “Святое семейство”, Дуэ, музей; Брюссель, Королевский музей изящных искусств.
Уже в самом начале карьеры Флорис умело использовал опыт, привезенный из Италии. Первые датированные работы появились в 1547 году. Среди них - триптих “Пятеро святых”, Рим, частное собрание. Где заметно влияние венецианской школы, и картина “Венера и Марс”, Берлин-Далем, музей, навеянная творчеством Луки Лейденского.
В 1554 году Флорис написал “Падение ангелов”. Картина с монограммой художника явно вдохновлена Микеланджело, но достичь монументальности и драматической силы великого флорентийца Флорису не удалось. В том же году появился триптих “Голгофа” для церкви в Арнштадте.
Середина 1550-х годов принесла более утонченные и изящные работы: “Девушка, играющая на арфе” и “Святой Лука” 1556 год. В этих картинах мастер отходит от нидерландской традиции с ее богатым колоритом и стремлением к натурализму.
Особое место в его творчестве занимают портреты. В 1558 году он написал “Портрет пожилой дамы” и “Сокольничего”. В отличие от условных поз, распространенных в то время, Флорис сумел передать живость характера, точность черт лица и выразительность эмоций.
Однако не все работы были столь удачными. В “Адаме и Еве” 1560 года и “Пире морских божеств” 1561, ощущается стремление к подражанию итальянцам, но без должной убедительности. Эти произведения близки по духу к более раннему “Пиру богов”. Здесь художнику не удается создать цельное пространство и общий ритм композиции.
Тяжелое впечатление оставляет и его “Страшный суд”. Более крупный вариант на ту же тему, триптих 1566 года, хранится в Брюсселе.
Последней крупной работой стал “Поклонение волхвов” 1571 года, Брюссель, Королевский музей изящных искусств. Флорис не успел его завершить - картину закончил его ученик Иероним Франкен, и работа получила подписи обоих мастеров.
В целом стиль Флориса оставался неизменным на протяжении всей его карьеры. Его современники восхищались легкостью и виртуозностью, но сегодня исследователи часто отмечают: за блеском мастерства не всегда скрывалась глубина.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.