Найти в Дзене
Alebrio

Антверпенский романист: нидерландский Микеланджело или талантливый подражатель?

Франс Флорис - художник, которого называли новатором, но одновременно упрекали в поверхностности. Он мечтал стать “нидерландским Микеланджело”, строил итальянские дворцы в Антверпене и собирал вокруг себя сотню учеников. Его картины то завораживают искренностью, то теряются в подражании итальянцам. Каким был путь этого мастера и почему его наследие так противоречиво?

Прославился, создавая картины с обнажённой натурой. Итальянский художник Франческо Айец и его чувственные работы.
Alebrio17 июля 2023

Франс Флорис родился в семье скульптора Корнелиса Флориса, 17 апреля 1519 года. В 1538 году он стал учеником Ламберта Ломбарда в Льеже, а уже через два года вступил в антверпенскую гильдию живописцев как полноценный мастер.

В 1541 году Флорис отправился в Рим, и это путешествие перевернуло его представления об искусстве. Огромное впечатление на него произвела фреска Микеланджело “Страшный суд”. Художник делал с нее десятки рисунков, словно пытаясь уловить тайну её величия. Он изучал и других итальянских мастеров - Тинторетто, Вазари, Даниеле да Вольтерру, Сальвиати, Цуккаро, а также внимательно вглядывался в античное наследие.

Вернувшись в Антверпен, Флорис быстро добился успеха. Его картины находили поклонников, а заработанное состояние позволило ему построить дом в итальянском стиле. Именно он стал главным представителем романизма в Антверпене, писал религиозные и мифологические сцены, портреты, а также руководил крупной мастерской, где работало более сотни учеников. Современники считали его новатором и отмечали его влияние на коллег. Но при этом нередко замечали, что за мастерством скрывалась определенная поверхностность. Настоящим художником он становился лишь тогда, когда отказывался от подражаний и писал так, словно жил вместе со своими героями. В таких произведениях появлялись подлинная эмоциональность и непосредственность. Примером служит его “Святое семейство”, Дуэ, музей; Брюссель, Королевский музей изящных искусств.

​Пять самых нескромных и привлекательных героинь советских и диснеевских мультфильмов, ставших персонажами мальчишеских грёз.
Alebrio7 апреля 2024

Уже в самом начале карьеры Флорис умело использовал опыт, привезенный из Италии. Первые датированные работы появились в 1547 году. Среди них - триптих “Пятеро святых”, Рим, частное собрание. Где заметно влияние венецианской школы, и картина “Венера и Марс”, Берлин-Далем, музей, навеянная творчеством Луки Лейденского.

В 1554 году Флорис написал “Падение ангелов”. Картина с монограммой художника явно вдохновлена Микеланджело, но достичь монументальности и драматической силы великого флорентийца Флорису не удалось. В том же году появился триптих “Голгофа” для церкви в Арнштадте.

Середина 1550-х годов принесла более утонченные и изящные работы: “Девушка, играющая на арфе” и “Святой Лука” 1556 год. В этих картинах мастер отходит от нидерландской традиции с ее богатым колоритом и стремлением к натурализму.

Секрет популярной картины Фабрициуса, о котором искусствоведы предпочитают стыдливо молчать
Alebrio18 мая 2023

Особое место в его творчестве занимают портреты. В 1558 году он написал “Портрет пожилой дамы” и “Сокольничего”. В отличие от условных поз, распространенных в то время, Флорис сумел передать живость характера, точность черт лица и выразительность эмоций.

Однако не все работы были столь удачными. В “Адаме и Еве” 1560 года и “Пире морских божеств” 1561, ощущается стремление к подражанию итальянцам, но без должной убедительности. Эти произведения близки по духу к более раннему “Пиру богов”. Здесь художнику не удается создать цельное пространство и общий ритм композиции.

Тяжелое впечатление оставляет и его “Страшный суд”. Более крупный вариант на ту же тему, триптих 1566 года, хранится в Брюсселе.

Последней крупной работой стал “Поклонение волхвов” 1571 года, Брюссель, Королевский музей изящных искусств. Флорис не успел его завершить - картину закончил его ученик Иероним Франкен, и работа получила подписи обоих мастеров.

В целом стиль Флориса оставался неизменным на протяжении всей его карьеры. Его современники восхищались легкостью и виртуозностью, но сегодня исследователи часто отмечают: за блеском мастерства не всегда скрывалась глубина.

Золотой унитаз и упавший Папа: Маурицио Каттелан, как эпатаж стал искусством
Alebrio1 июля
Хулиганистые карикатуры знаменитого Гильермо Мордильо, которые рассмешат без слов
Alebrio25 ноября 2024

Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.