Найти в Дзене
it-park74

Искусственный интеллект создаёт вирусы: инновации, рынок и риск глобальных локдаунов

Учёные Стэнфорда и Arc Institute впервые показали, что искусственный интеллект способен создавать жизнеспособные бактериофаги — вирусы, уничтожающие бактерии. Из 302 сгенерированных геномов 16 оказались жизнеспособными и даже эффективнее природного аналога. Это открытие может стать шагом к новым методам лечения, но одновременно вызывает вопросы о биобезопасности и регулировании. За разъяснениями мы обратились к инфекционисту Алёне
Коньковой-Рейдман. Алена Конькова-Рейдман
Доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой инфекционных болезней ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России. Почему это важно для медицины:
«По мере распространения лекарственной устойчивости во всем мире, эффективность антибиотиков неуклонно снижается. И это приводит к появлению трудноизлечимых болезней с летальным исходом… Всемирная организация здравоохранения указывает на необходимость срочного решения проблемы лекарственной устойчивости. И здесь достаточно большое

Учёные Стэнфорда и Arc Institute впервые показали, что искусственный интеллект способен создавать жизнеспособные бактериофаги — вирусы, уничтожающие бактерии. Из 302 сгенерированных геномов 16 оказались жизнеспособными и даже эффективнее природного аналога. Это открытие может стать шагом к новым методам лечения, но одновременно вызывает вопросы о биобезопасности и регулировании.

За разъяснениями мы обратились к инфекционисту Алёне
Коньковой-Рейдман.

Алена Конькова-Рейдман
Доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой инфекционных болезней ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России.

Почему это важно для медицины:
«По мере распространения лекарственной устойчивости во всем мире, эффективность антибиотиков неуклонно снижается. И это приводит к появлению трудноизлечимых болезней с летальным исходом… Всемирная организация здравоохранения указывает на необходимость срочного решения проблемы лекарственной устойчивости. И здесь достаточно большое значение отводится фаготерапии».

Искусственный интеллект и новые возможности:
«Безусловно, языковое программирование, использование
искусственного интеллекта можно рассматривать как основу для
будущих медицинских стартапов, особенно учитывая их инновационность и их масштабируемость».

«В рамках санитарного щита России секвенирование проводится во всех отраслевых лабораториях Роспотребнадзора. Мы активно сотрудничаем с лабораториями Роспотребнадзора, осуществляющими полногеномное секвенирование вирусов и бактерий, в частности с НИИ вирусных инфекций Виром Роспотребнадзора г. Екатеринбург, с другими отраслевыми институтами страны. Такие технологии есть в ряде других
городов Российской Федерации».

Международный опыт:
«4 июня 2025 года Агентство по регулированию лекарственных средств и изделий медицинского назначения Великобритании создало первое в Великобритании официальное руководство по безопасной разработке и применению фаговой терапии».

Экономика рынка:
Фаготерапия постепенно формируется в новый бизнес-сектор. По
глобальным прогнозам, рынок оценивается в диапазоне от 40–70 млн долларов (сейчас) до 1,5 млрд долларов к 2030 году. В модели
монетизации уже видны четыре направления: готовые коктейли,
персонализированная терапия, фаг-банки, а также ИИ-сервисы для
ускорения R&D.; Великобритания стала первой страной, которая открыла «окно возможностей» для стартапов: теперь инвесторы видят понятные правила игры.
Данных по рынку ЕАЭС (Россия, Казахстан, Беларусь, Армения,
Кыргызстан) в денежном или натуральном выражении — начиная со времён СССР и по настоящее время — в открытых источниках нет.

Исторический контекст: СССР:
«Их [фагов] масштабное промышленное производство сохранилось по существу только в СССР».
В Советском Союзе выпускались фаговые препараты, включая коктейли против ряда инфекций:
— стафилококковый фаг;
— стрептококковый фаг;
— дизентерийный фаг (в том числе поливалентный);
— сальмонеллёзный фаг;
— колипротейный фаг;
— пиобактериофаг поливалентный;
— интести-бактериофаг.

Биобезопасность:
«Безусловно, достаточно большая проблема создания новых геномов с помощью систем искусственного интеллекта поднимает важнейшие вопросы биобезопасности. То есть должно проводиться исследование биологическое в рамках установленных уровней биобезопасности».

«Исследования на уровне биобезопасности, которые подходят для
исследований с бактериофагами, их непатогенными бактериальными хозяевами, конечно, должны быть обеспечены дополнительными мерами предосторожности. То есть системы биобезопасности могут быть эффективно адаптированы и применены к генеративному дизайну новых биологических систем».
«Существуют определенные требования к противоэпидемическому
режиму работы лабораторий, которые осуществляются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных болезней. Поэтому не допускается проведение работ, связанных с бактериофагами, в помещениях, где осуществляются культуральные работы по накоплению биомассы биологических агентов 3–4 группы патогенности и геноинженерные работы, в том числе при получении и выделении рекомбинантных генетических конструкций».

Риски и барьеры:
«Ключевая проблема – это как раз нормативно-правовое регулирование применения препаратов и регистрации бактериофагов в виде лекарственных препаратов… Разработанные искусственным интеллектом бактериофаги, могут ли они быть отнесены к биологическим препаратам? Это не совсем правильно, так как они будут искусственно созданы. Поэтому здесь создаются достаточно большие проблемы нормативно-правового регулирования».

#про_науку_и_инновации_ITPARK74

Алена Конькова-Рейдман
Доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой инфекционных болезней ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России.
Алена Конькова-Рейдман Доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой инфекционных болезней ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России.