Найти в Дзене

Какие действия регоператора в сфере ТКО считаются нарушением № 135-ФЗ

Оглавление

ФАС РФ подготовила письмо с разбором пунктов НПА в сфере обращения с ТКО и типовых нарушений регоператоров. Служба рассмотрела нюансы заключения договоров, выбора способа учёта, складирования отходов и вопрос включения мусора от уборки территории в норматив. Читайте первую часть обзора этих разъяснений.

В письме ФАС России разобрал признаки нарушений регоператорами норм НПА в сфере обращения с ТКО

Письмо ФАС России от 18.08.2025 № ВК/77494/25 содержит информацию для территориальных органов по вопросу применения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Эта норма запрещает действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта по устранению конкурентов или ущемлению интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности или потребителей. К ним в том числе относятся:

  • установление и поддержание монопольно высокой или низкой цены;
  • навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, не предусмотренных НПА;
  • экономически или технологически не обоснованные отказ или уклонение от заключения договора с отдельными заказчиками;
  • беспричинное установление различных тарифов на одну и ту же услугу, если это не предусмотрено законом;
  • создание дискриминационных условий или препятствий к доступу на рынок;
  • нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Федеральная антимонопольная служба включила в новое письмо девять разделов. Многие из них полезно изучить регоператорам по ТКО, управляющим организациям, органам власти и жителям многоквартирных домов, поскольку они содержат трактовку вступивших в силу Правил № 293 и других отраслевых НПА.

Рассмотрим сегодня разъяснения службы:

  • о порядке коммерческого учёта объёма, массы ТКО;
  • о сборе и вывозе отходов;
  • о листьях и ветках, остающихся после ухода за придомовыми территориями.

Вправе ли регоператор взимать отдельную плату за вывоз смёта от МКД

Выбор способа коммерческого учёта ТКО вопреки решению региона и условиям договора

С 1 сентября 2025 года при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО нужно руководствоваться Правилами № 293. В п. 11 типового документа из ПП РФ № 293 указано, что стороны должны выбрать способ коммерческого учёта ТКО согласно Правилам № 671.

Коммерческий учёт проводится исходя из массы ТКО, определённой с использованием средств измерения, или расчётным путём – по нормативу или по количеству, объёму контейнеров, бункеров, в которые складируются отходы, рафику вывоза и средней плотности мусора (п. п. 5, 6 Правил № 671).

Действующим законодательством в сфере обращения с ТКО не предусмотрена обязанность регионального оператора и собственника производить учёт только исходя из нормативов накопления. Стороны вправе выбрать метод расчётов.

Ограничение в этом вопросе установлено для следующих ситуаций:

  • Орган государственной власти субъекта РФ уже определил такой способ и утвердил порядок его выбора (п. 7 Правил № 671).

Региональные власти вправе это сделать в соответствии с п. 1.1 ст. 24.10 № 89-ФЗ. Если этот параметр установлен, то именно он используется в расчётах с потребителями. В ином случае применяются п. п. 8–12 Правил № 671.

  • Согласно реестру мест накопления ТКО и договору, многоквартирный дом или СНТ являются единственным источником образования отходов на контейнерной площадке или же мусор поступает от одного потребителя (п. п. 9, 11 Правил № 671).

Положения в части коммерческого учёта ТКО применительно к собственникам и пользователям жилых помещений уточняются в Правилах № 354. В соответствии с п. 148(30) этого НПА, расчёт проводится исходя из нормативов накопления ТКО.

Если орган власти принял решение о начислениях по факту, то объём отходов определяется исходя из количества и объёма баков, бункеров, установленных на контейнерной площадке.

В случае несогласия собственника с предлагаемым региональным оператором способом коммерческого учёта ТКО, потребитель в соответствии с Правилами № 293 вправе предоставить мотивированный отказ от подписания договора и предложить иной метод расчётов.

Навязывание регоператором невыгодных условий потребителю, например, способа коммерческого учёта ТКО, может содержать в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства (п. 3 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ).

Пять вопросов о пожарной безопасности на контейнерной площадке у МКД

Прекращение оказания услуг по обращению с ТКО из-за оспаривания норматива накопления

В п. 1 типового договора из постановления № 293 прописано, что региональный оператор обязуется:

  • принимать ТКО в объёме и в месте, которые определены в договоре;
  • обеспечивать их транспортирование и обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством.

Потребитель или уполномоченная им организация должны оплачивать эти услуги по единому тарифу. Согласно п. 41 Правил № 293, если в реестре мест накопления нет данных о площадке, регоператор направляет информацию об этом в органы власти субъекта РФ и МСУ для включения в него этих сведений.

Объём ТКО и места их сбора, в том числе крупногабаритных отходов, способ складирования и периодичность вывоза, определяются согласно приложению к договору.

В п. 30 Правил № 293 прописано, что потребители должны складировать ТКО в соответствии с договором на оказание услуг регоператорами и территориальной схемой:

  • в баки, расположенные в мусороприёмных камерах, если в доме они есть;
  • в контейнеры и бункеры на площадке МКД, в системах подземного накопления, на территории домовладений или в их технических помещениях;
  • иным способом, утверждённым в регионе.

Законодательством не предусмотрено случаев, когда регоператор вправе прекратить предоставление услуги по обращению с ТКО. Если соответствующий договор не расторгнут и не признан недействительным, организация обязана продолжать его исполнять.

«Оспаривание региональным оператором в судебном порядке нормативов накопления не может рассматриваться как основание для прекращения вывоза ТКО при наличии договора», – подчеркнула ФАС России в письме.

Такие действия должны рассматриваться антимонопольными органами на предмет нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ.

Какие изменения в сфере обращения с ТКО вступили в силу 1 сентября

Отказ вывозить растительные отходы от уборки территории, если они включены в норматив

Согласно ст. 1 № 89-ФЗ, к твёрдым коммунальным относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также:

  • эпидемиологически безопасные медицинские, приближённые по составу к ТКО.
  • товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях для удовлетворения личных и бытовых нужд.

В действующих Правилах № 1390 прямо не указано, что при определении нормативов нужно учитывать мусор, образующийся при уборке придомовой территории.

Согласно пп. «в» п. 36 Правил № 293, запрещается складирование отходов, образовавшихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, в местах накопления ТКО.

Но если ранее в регионе они входили в норматив, утверждённый до вступления в силу Правил № 1390, то он применяется до 1 июля 2027 года или до утверждения нового (п. 3 постановления № 1390).

В случае когда регоператор отказался вывозить такие отходы в рамках единого тарифа, антимонопольная служба должна выяснить, учитываются ли они в действующих нормативах.

Несоблюдение новых Правил по обращению с ТКО № 293

Управляющим организациям, ТСЖ и собственникам следует изучить и учитывать в работе позиции антимонопольной службы, приведённые в письме от 18.08.2025 № ВК/77494/25, в том числе по трактовке положений Правил № 293,.

Например, при заключении договора на вывоз ТКО следует знать, какой способ коммерческого учёта утверждён в регионе, и прописать его в условиях. Если такого решения субъект РФ не принял, тогда нужно настоять на использовании метода, который будет более выгодным для потребителей услуг, а не для регоператора.

Он не вправе отказаться от исполнения обязанностей даже в случае несогласия с утверждённым нормативом и не может оставлять на площадках растительные отходы, если ранее они были включены в состав ТКО, вывоз которых проводится в рамках единого тарифа.

В следующей статье мы сделаем обзор разъяснений ФАС России по вопросам заключения договоров с региональными операторами и нарушениях в этой сфере. Следите за обновлениями портала и анонсами в телеграм-канале РосКвартала.

👉 Обсуждаем в телеграм-канале – присоединяйтесь!

Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:

- поддержите эту публикацию, нажав «палец вверх» 👍,
- подпишитесь на канал,
- и регулярно читайте наши обзоры, заметки и статьи-инструкции.
Интернет-портал для УО и ТСЖ
Страница портала ВKонтакте