Найти в Дзене
Вячеслав Малежик

Зал Славы: Этот парень с гитарой. Игорь Саруханов

Меня иногда просят назвать имена лучших певцов (по моему мнению), гитаристов, клавишников — короче говоря, музыкантов, с которыми я одновременно играл и мастерил наше вокально-инструментальное искусство. Но корпоративная этика не позволяет составлять какие-то рейтинги или ТОПы. Поэтому сегодня я просто решил написать о некоторых из моих друзей, которые мне очень нравились — и порой я даже был поклонником того или иного музыканта. С некоторыми я плотно дружил и даже выходил вместе на сцену. Кто-то из моих героев до сих пор выступает, кого-то, к сожалению, уже нет. Попробую... Мне самому интересно, что из этого получится. Рубрику решили назвать «Зал Славы»... Не в смысле, что «слава их настигла» (хотя не без этого), а в смысле, что это мой личный зал - Славы Малежика. ЭТОТ ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ: ИГОРЬ САРУХАНОВ Меня за стол, за которым ждали мои размышления, отправила лирическая песня Игоря Саруханова, которую я услышал по телевизору. Игорь пел что-то про зелёные глаза. Но меня потрясло не то

Меня иногда просят назвать имена лучших певцов (по моему мнению), гитаристов, клавишников — короче говоря, музыкантов, с которыми я одновременно играл и мастерил наше вокально-инструментальное искусство.

Но корпоративная этика не позволяет составлять какие-то рейтинги или ТОПы. Поэтому сегодня я просто решил написать о некоторых из моих друзей, которые мне очень нравились — и порой я даже был поклонником того или иного музыканта. С некоторыми я плотно дружил и даже выходил вместе на сцену. Кто-то из моих героев до сих пор выступает, кого-то, к сожалению, уже нет.

Попробую... Мне самому интересно, что из этого получится. Рубрику решили назвать «Зал Славы»... Не в смысле, что «слава их настигла» (хотя не без этого), а в смысле, что это мой личный зал - Славы Малежика.

ЭТОТ ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ: ИГОРЬ САРУХАНОВ

Меня за стол, за которым ждали мои размышления, отправила лирическая песня Игоря Саруханова, которую я услышал по телевизору. Игорь пел что-то про зелёные глаза. Но меня потрясло не то, что он пел, а как он пел. Вдруг я услышал в его пении звучание удивительного армянского инструмента — дудука. В самой аранжировке этого инструмента не было, а вот само исполнение навеяло ассоциацию с дудуком.

Да, Игорь — армянин, и его армянская кровь течёт иначе, чем моя украино-русская. Но чтобы армянский колорит так ярко прозвучал в лирической песне Саруханова… Я был поражён и переслушал великого Дживана Гаспаряна — фантастического армянского музыканта, феноменально играющего на дудуке.

Отыскал песню Маккартни, в которой Пол использует дудук. Я бывал на Кавказе много раз и неоднократно, в частности в Геленджике, слушал кларнет и дудук в армянской транскрипции. Этот инструмент каждый раз производил на меня яркое впечатление. Но ведь это — живой инструмент! А тут я вдруг услышал дудук внутри композиции Игоря, где звучали его голос, гитары, ударные, клавиши… И когда я это осознал, решил поделиться с вами своими наблюдениями.

Игорь Саруханов
Игорь Саруханов

Ещё раз призываю вас вслушаться: как поёт слова и мелодию Игорь Саруханов — он не берёт заоблачных нот, не вытряхивает из вас любовь к себе какой-то нереальной энергетикой. Его ноты стоят на месте, и его пение ласкает душу.

А знакомство моё с ним произошло, страшно подумать, более полувека назад. Меня уже пригласили работать в «Весёлые ребята», и я интенсивно репетировал у Павла Слободкина. Но в тот раз мне позвонил известный в андеграунде басист Коля Ширяев и попросил выручить: у них отвалился гитарист — по-моему, Лёха Белов (Вайт). Я пытался отказаться, сказав, что высот Вайта никогда не возьму.

— Зато ты поёшь лучше!
— А что будем играть?
— На месте решим.

И я ввязался в эту авантюру. Мы приехали в подмосковный Долгопрудный, в МФТИ, чтобы играть на танцах для студентов. Что я пел и что мы играли — не вспомню. Но где-то через полчаса после начала к нам подошёл невысокий, симпатичный парень — практически десятиклассник — и попросился на сцену, чтобы что-нибудь с нами сыграть.

Мы, три прожжённых московских пса — я, Коля Ширяев и Миша Соколов, — милостиво разрешили ему встать рядом. Нам надо было продержаться два часа, и этот парень мог помочь нам дольше держаться на плаву. Откуда-то появилась ещё одна гитара. Мы начали петь «Get off my life, oh woman» — Игорь проворно встроился в наш аккорд, а потом складно сыграл соло. Затем что-то пел он, а я подпевал. Мы уверенно отыграли свои два часа, а потом угощали Игоря каким-то портвейном из соседнего магазина.

Почему-то мы не обменялись телефонами, и позже, когда я хотел порекомендовать Игоря Слободкину, не сумел его найти. Но его нашёл Стас Намин, и Саруханов попал в «Цветы», где соперничал с Лосевым. Потом у него была «Синяя птица» — а я даже не догадывался, что мы с ним знакомы тысячу лет!

А по-настоящему познакомились мы с Игорьком у Танича — замечательного селекционера в области поп-музыки. Михаил Исаевич и Игорь работали над песней «Кто этот парень с гитарой», и Саруханов напомнил мне ту историю в Долгопрудном. С тех пор я слежу за Игорьком как за своим знакомым, которого знаю сызмальства.

И ещё… Когда ко мне домой приехал поэт Симон Осиашвили, чтобы что-нибудь совместное придумать, он показал мне их песню с Сарухановым «Дорогие мои старики» — и задал мне высокую планку сочинительства. Я тянулся к этому шедевру Игоря — и тогда у меня получилась песня «Грустная история».

Дача Игоря находится поблизости с моей. Мы иногда заскакиваем друг к другу. Игорь по-прежнему улыбчив, открыт, здорово поёт и играет на гитаре. Умеет быть центром компании. Такие вот дела…