Найти в Дзене
DaNRZNcars

История появления бренда Li Xiang

Ли Сян — типичный "программист с раннего возраста" и любитель технологий. В 1990-е годы его гораздо больше привлекали быстро развивающиеся гаджеты и различные технологические новшества, чем учёба. Поэтому ещё в старшей школе он создал портал PCPop, который стал форумом, посвящённым электронике, гаджетам и технологиям. В то время эта отрасль в Китае ещё не была насыщенной, поэтому PCPop стремительно развивался. Ли Сян оставил учёбу, арендовал небольшой офис и полностью посвятил себя своему проекту. Ли Сян проявлял такую же страсть к автомобилям, как и к другой технике. В 2005 году он создал отдельное подразделение PCPop, посвященное автомобильным комплектующим, а позже в него добавили и полноценные автомобили. За два года этот сегмент значительно расширился, и в 2007 году он стал самостоятельным сайтом под названием Auto Home. В 1990-х годах Китай только начинал массовую автомобилизацию, а в 2000-х этот рынок начал активно развиваться, включая появление множества собственных автомобил
Оглавление

Как всё начиналось: жизнь мистера Ли до появления умных джипов

Ли Сян — типичный "программист с раннего возраста" и любитель технологий. В 1990-е годы его гораздо больше привлекали быстро развивающиеся гаджеты и различные технологические новшества, чем учёба. Поэтому ещё в старшей школе он создал портал PCPop, который стал форумом, посвящённым электронике, гаджетам и технологиям.

В то время эта отрасль в Китае ещё не была насыщенной, поэтому PCPop стремительно развивался. Ли Сян оставил учёбу, арендовал небольшой офис и полностью посвятил себя своему проекту.

Ли Сян проявлял такую же страсть к автомобилям, как и к другой технике. В 2005 году он создал отдельное подразделение PCPop, посвященное автомобильным комплектующим, а позже в него добавили и полноценные автомобили. За два года этот сегмент значительно расширился, и в 2007 году он стал самостоятельным сайтом под названием Auto Home.

В 1990-х годах Китай только начинал массовую автомобилизацию, а в 2000-х этот рынок начал активно развиваться, включая появление множества собственных автомобильных брендов. Поэтому вполне естественно, что Ли Сян решил создать самый популярный автопортал в стране, который объединит всю информацию, поиск и покупку автомобилей — своего рода единое цифровое пространство для автолюбителей.

Бизнес развивался стремительно. С увеличением числа управленческих задач и процессов стало сложнее сохранять инновационный подход. В связи с этим Ли Сян пригласил выпускника Гарварда Цинь Жи, который разработал стратегию, маркетинговый план и систему управления, став генеральным директором.

В 2008 году Китай столкнулся с мировым финансовым кризисом, который негативно сказался на автомобильной отрасли. В результате Auto Home пришлось частично продать свою долю австралийскому телекоммуникационному гиганту Telstra (не путать с Tesla!). Несмотря на это, портал продолжал развиваться и оставался крупнейшим автомобильным сайтом в стране. Однако Ли Сян потерял интерес к своему стартапу, который оказался в сложной корпоративной ситуации. Он продал свою долю в Auto Home за несколько миллиардов долларов (в 2013 году компания успешно вышла на биржу) и начал новый этап своей карьеры, став одним из самых уважаемых и известных деятелей в китайском автомобильном секторе, хотя его связь с ним была скорее косвенной через цифровую платформу.

Важно отметить, что Ли Сян был большим поклонником электромобилей, особенно Tesla. В 2014 году он оказался среди первых китайских знаменитостей, получивших свои Tesla напрямую от Илона Маска, когда компания только начинала выходить на рынок Китая. Если бы тогда Илон знал, каких гигантов он вырастит здесь через промышленный шпионаж и утечку технологий с локализованных заводов Tesla, он бы, возможно, отнесся к этому иначе.

-2

Запуск и секрет Li Auto...

В 2015 году Ли Сян основал свою автомобильную компанию, считая, что будущее электромобилей заключается в двух взаимодополняющих сегментах.

Первый сегмент — это маломощные электрические автомобили (LSEV), предназначенные для коротких поездок по городу. Ключевым моментом было то, что эти машины должны быть настолько слабыми, что для их управления не требовались бы водительские права. Это условие должно было способствовать широкому распространению среди населения Китая и помочь решить экологические проблемы в крупных городах.

В то время вся автомобильная индустрия ожидала, что китайские власти официально разрешат использование маломощных LSEV. Именно на этот рынок Ли Сян планировал сосредоточиться. Его компания Li Auto уже построила завод и начала производить первые партии автомобилей, нацеливаясь как на обычных потребителей, так и на местные службы такси и каршеринга (партнёрство с китайским агрегатором DiDi уже было установлено). Стоит отметить, что LSEV от Li отличались высоким качеством — они были гораздо более современными и продвинутыми, чем европейские аналоги того времени, такие как Renault Twizy.

-3

Тем не менее, процесс легализации LSEV в Китае оказался медленнее и сложнее, чем предполагалось. Это создало значительные трудности для Ли Сяна и разрушило многие его планы. У компании не было возможности финансировать проект с неопределённым будущим, поэтому пришлось закрыть проект LSEV.

К счастью, у Ли Сяна был запасной план — это создание больших и современных внедорожников (SUV) для дальних поездок и семейного использования. Изначально он планировал развивать обе категории автомобилей: крупные гибридные внедорожники должны были дополнить малые городские LSEV, образуя единую экосистему. Однако в конечном итоге компания сосредоточилась исключительно на SUV.

И эта ставка оправдала себя! В 2019 году компания представила последовательный гибрид Li ONE, и уже в 2021 году эта модель стала самым продаваемым "внедорожником на новой энергии" в Китае, несмотря на конкуренцию со стороны таких гигантов, как BYD, Great Wall, Chery и других. Даже Tesla Model Y тогда хорошо продавалась на китайском рынке.

-4

В чем же заключается секрет успеха?

Я бы выделил четыре ключевых аспекта:

  • Во-первых, в отличие от многих китайских автомобильных стартапов, которые стремились быть независимыми, Li Auto активно искала партнерства. Компания сотрудничает с такими гигантами, как Bosch, BorgWarner, Panasonic и многими другими для разработки отдельных компонентов и систем. Кроме того, для получения производственной лицензии она объединилась с концерном Lifan.

  • Во-вторых, акцент на последовательный гибрид. В этой системе бензиновый двигатель не передает крутящий момент на колеса, а используется исключительно для зарядки аккумулятора и генерации электроэнергии, когда уровень заряда падает ниже определенной отметки. В случае с Li Auto электромотор можно питать как от вспомогательного ДВС, так и заряжать от сети (как быстро, так и медленно). Это означает, что автомобили можно заправлять бензином или заряжать как обычные электромобили, не прибегая к топливу. Такая универсальность оказалась привлекательной для многих водителей, не только в Китае (посмотрите на наши дороги).

  • В-третьих, стоит отметить, что компания предоставляет пожизненную гарантию на двигатели, кузов и электронику. Гарантия на батарею составляет 8 лет, что соответствует ее ожидаемому сроку службы. Однако есть важный момент: пожизненная гарантия действует только для первого владельца, что стимулирует спрос на новые автомобили бренда.

После успешного запуска первого внедорожника "Li ONE" компания расширила ассортимент, добавив целую серию SUV — от большого Li 9 с тремя рядами сидений до компактного Li 6, который был представлен совсем недавно. При этом все модели разработаны на одной платформе и имеют схожие технические характеристики, отличаясь лишь размерами (с некоторыми нюансами). Это позволяет компании эффективно охватывать различные сегменты рынка и оптимизировать производственные процессы и затраты. В линейке отсутствуют седаны, спорткары и пикапы; кроме SUV был выпущен только один микроавтобус, ведь у каждого уважаемого китайского автопроизводителя должен быть свой футуристичный минивэн.

В 2020 году компания Li Auto провела первичное публичное размещение акций (IPO) на NASDAQ в США. Возможно, Ли Сян позже пожалеет о своем решении.

В начале этого года Li Auto стала первым китайским автомобильным стартапом, который достиг безубыточности. Ли Сян опередил в этом соревновании как NIO под руководством Ли Бина, так и другой известный стартап Xpeng.

Компания строит амбициозные планы. Она не только активно работает на китайском рынке, но и стремится выйти на международные рынки. Однако Ли Сян не спешит с этим, так как его главным приоритетом остается укрепление позиций внутри страны. Это вполне разумно, учитывая сильную конкуренцию, которая может "съесть" компанию в любой момент. Также стоит учитывать нарастающее противостояние между Китаем и США, а также Западом в целом. Китайская автомобильная промышленность является одним из ключевых аспектов этого конфликта (наряду с полупроводниками, искусственным интеллектом и другими важными областями). Поэтому вполне вероятно, что Ли Сян поступает правильно, действуя осторожно.

P.S. В заключение стоит отметить, почему среди всех китайских инноваторов именно Ли Сян вызывает сравнения с Илоном Маском. Первая причина очевидна — оба активно способствуют развитию электромобильности на глобальном уровне. Во-вторых, как и Илон, Ли довольно активен (иногда даже излишне) в социальных сетях: он защищает свою компанию от критики, вступает в споры с конкурентами и не упускает возможности похвастаться своим богатством и успехами (в этом нет ничего плохого, у него есть на это право). В общем, наш герой — такой же яркий и эксцентричный визионер, только из Китая.