Найти в Дзене
Alterlit Creative Group™

Звоните ДиКаприо!

Заканчивает своё кинотеатральное путешествие и готовится к выходу на цифре новая работа Пола Томаса Андерсона «Битва за битвой», которую многие критики и зрители уже возвели в ранг «будущей классики». Вышло ли данное авторское кинополотно с баснословным бюджетом эпохальным или же ему, благодаря громкому имени постановщика, «накрутили лишних бигудей» — немедленно выясним на Alterlit. «Битва за битвой» / One Battle After Another (2025) Жанр: боевик, криминал, драма, комедия Продолжительность: 2 часа 41 минута Автор сценария и режиссёр: Пол Томас Андерсон В ролях: Леонардо ДиКаприо, Шон Пенн, Бенисио Дель Торо, Чэйс Инфинити, Тияна Тейлор, Реджина Холл и другие Производство: США 18+ «Битва за битвой» — вольная экранизация романа Томаса Пинчона «Винляндия». Этот сравнительно небольшой текст, вышедший после 17-летней творческой паузы автора, вызвал тогда сдержанное разочарование. После столь долгой паузы и учитывая, что прошлой работой писателя была монументальная «Радуга тяготения» — ждали

Заканчивает своё кинотеатральное путешествие и готовится к выходу на цифре новая работа Пола Томаса Андерсона «Битва за битвой», которую многие критики и зрители уже возвели в ранг «будущей классики». Вышло ли данное авторское кинополотно с баснословным бюджетом эпохальным или же ему, благодаря громкому имени постановщика, «накрутили лишних бигудей» — немедленно выясним на Alterlit.

«Битва за битвой» / One Battle After Another (2025)

Жанр: боевик, криминал, драма, комедия

Продолжительность: 2 часа 41 минута

Автор сценария и режиссёр: Пол Томас Андерсон

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Шон Пенн, Бенисио Дель Торо, Чэйс Инфинити, Тияна Тейлор, Реджина Холл и другие

Производство: США

18+

«Битва за битвой» — вольная экранизация романа Томаса Пинчона «Винляндия». Этот сравнительно небольшой текст, вышедший после 17-летней творческой паузы автора, вызвал тогда сдержанное разочарование. После столь долгой паузы и учитывая, что прошлой работой писателя была монументальная «Радуга тяготения» — ждали другого. Как минимум, масштабнее и мастеровитей. Но получилась простецкая, по меркам Пинчона, история о стареющем хиппи, в жизнь которого без спроса ворвались призраки молодости. Рецензенты недоуменно задавались вопросом: что же автор такого делал все эти годы, чтобы выдать этакую, не столь претенциозную работу? А не исключено, что Пинчон просто всё это время лежал на диване! И ему было «норм».

-2

По сюжету, Боб Фергюсон (Леонардо ДиКаприо) в молодости состоял в террористической организации French-75 (решительно осуждаем все эти организации) и был известен, как «Пэт из Гетто». На пару с женой Перфидией (блистательная работа Тейяны Тейлор) он вел подрывную деятельность против правительства и большого бизнеса, грезя о свержении капитализма. После рождения дочери он потерял интерес к революционной борьбе, тогда как его супруга, напротив, ушла в неё с головой и чуть было не угодила за решетку. Девушку спас полковник Стив Локджо (Шон Пенн), с которым у нее, в тайне от мужа, был роман. Заложив подельников по программе защиты свидетелей, Перфидия сбежала и от своего благодетеля, и от своего прибабахнутого (типичная шиза ДиКаприо практически во всех картинах) благоверного.

Боб Фергюсон же, вместе с дочерью был вынужден залечь дно в небольшом городке Бартон-Кросс. Однако, спустя шестнадцать лет, когда бывший мятежник уже напрочь забыл все лозунги и шифры, прошлое заваливается на порог. Но ужасно не хочется сдавать сюжетные повороты «Битвы за битвой». Особенно те, что включают закрытые совещания в «Клубе рождественских авантюристов» — организации влиятельных фашистов (вновь категорическое осуждение), наподобие масонской ложи. А также стрельбу по мишеням в женском монастыре, спрятанные туннели, хитровыдуманные пароли, политические убийства и отлично срежиссированные погони. Всё это как раз на откуп зрителю.

Такой саркастически-политизированный винегрет от Пола Томаса Андерсона следовало ожидать. На протяжении последних тридцати лет он кропотливо препарировал всё то, на чём выстроена американская идентичность: тут и крайний индивидуализм, и токсичная маскулинность, и пуританские идеалы, и непомерные амбиции, в фундаменте которых — миф о безоговорочном покорении фронтира. Даже в его совершенно беззубом ромкоме «Лакричная пицца» всё равно можно разглядеть явный социально-политический контекст. Только «Призрачная нить» выделяется на общем фоне. Видимо, в то время постановщик просто упражнялся в прекрасном. Приемлемо, уважаемо. Имеет право.

Однако «Битва за битвой» — это кино совершенно другого калибра: избыточное, грохочущее, дикое, но самым пугающим образом рифмующееся с теперешней американской (ой, да и не только) действительностью.

-3

Предыдущие работы постановщика, как комментарии под резонансной публикацией, должны были настояться, прежде чем обрести культовый статус. «Битва за битвой», напротив, уже сейчас метит в «золотой фонд». Для зрительского успеха тут есть всё: звёздный состав (Шон Пенн тут переиграл всех), прямолинейность и категоричность Андерсона и даже кассовый провал. Отчего-то зритель снисходителен к картинам, которые не собрали. Дескать, значит, честное было кино, если никто на него не пошёл. По правде говоря, Пол Томас всегда входил в состав так называемых «деликатных художников», которые, обладая постановочной мощью, увы, не собирают. Но зато, спустя время, говорят именно о подобных картинах.

Нельзя сказать наверняка, обладает ли Андерсон даром предвидения или же он писал сценарий «от печки», но с учетом текущей обстановки его фильм выглядит и ощущается как манифест.

За два дня до выхода ленты в прокат Трамп признал движение «Антифа» террористической организацией, а уже после релиза поручил министру войны (так нынче официально именуется должность главы Пентагона) направить Национальную гвардию в Портланд и Орегон для подавления протестов.

Герой ДиКаприо во время своего визита в школу, где учится его дочь, замечает на стене портреты отцов-основателей и президентов и интересуется у преподавательницы, рассказывает ли она детям о том, что эти «крутые парни» были рабовладельцами и совершали военные преступления.

В другой сцене, связной с работой подпольной организации, персонаж Пенна, отвечая на угрозы Боба найти его, язвит, что находится где-то между украденной землёй Вабанаки и украденной землёй Чумаши. То есть между штатом Мэн (восточное побережье) и Калифорнией (западное побережье). И таких отсылок к американской истории, полной темных пятен, в картине — вагон да тележка.

Несмотря на остроты и диалоговые нападки на дела давно минувших дней, трудно представить более злободневную картину для американского зрителя. Это практически гарантированное попадание в фавориты в грядущем наградном сезоне. Или же великий Андерсон в очередной раз обновит свой антирекорд по количеству проигранных номинаций на «Оскаре».

Но это всё — «стукаток» по итогу. Пар над супом. Вопрос в другом. Актуальность актуальностью, а смотреть-то не скучно? И тут, если ты не «ставишь» из себя невесть что, ответ однозначный — провисает кино чудовищно.

-4

Да, тут есть ДиКаприо. Его Боб Фергюсон отнюдь не эталонный герой. Беспомощный и неуклюжий экс-революционер за весь фильм неоднократно доказывает, что крылатое выражение «талант не пропьешь» к нему не применимо. Как отец, воспитавший дочь в одиночку, он, безусловно, располагает к себе, но лишь до тех пор, пока зритель не поймет, что и родитель из него никудышный. Тем не менее, ДиКаприо, который после «Однажды в… Голливуде» и «Не смотрите наверх» уже приноровился играть комичных мужчин в кризисе, здесь ловко выдаёт не только очень смешную, но еще и очень трогательную актёрскую работу.

Да, приличное время здесь отведено персонажу Шона Пенна. В амплуа жестокого полковника с постоянно сердитым выражением лица актёр смотрится предельно достоверно, хоть и карикатурно. Его Стив Локджо — максимально отталкивающий антагонист, и сопереживать ему совсем не хочется, но вместе с тем он довольно фактурен и сложен, чтобы вызывать противоречивые чувства. Его одержимость Перфидией сродни мазохизму, сексуальной девиации, что иногда присуща людям, наделенным властью. Он до того уязвим и жалок, что его может вывести из себя колкая реплика о сапогах с каблуком.

Да! На втором плане в «Битве за битвой» блистает невозмутимый Бенисио Дель Торо в роли мастера боевых искусств, которого Фергюсон с заискивающей интонацией называет «сенсеем». Его герой, руководящий местной мексиканской общиной, очень смешно сравнивает себя с Гарриет Табмен, известной темнокожей активисткой, боровшейся за отмену рабства. Он не единожды выручает протагониста, вытаскивая того из передряг или попросту заряжая мотивацией. А помогают ему в этом другие мигранты, по чью душу пришли солдаты Локджо.

А ещё тут, конечно же, имеется саундтрек от Джонни Гринвуда. Соло-гитарист из Radiohead писал музыку для всех картин Андерсона, начиная с 2009 года, но сейчас, кажется, он превзошел самого себя образца «Нефти». Пластинка с OST запросто слушается вне фильма, и она прекрасна (для тех, кто умеет и любит слушать саундтреки).

При всех очевидных козырях, вешать на «Битву за битвой» табличку с надписью «лучший фильм года» — действие поспешное. Это, конечно, вопрос вкусовых предпочтений, но новая работа Андерсона весьма увлекательна и, как многие полезные изделия для людей, увы, одноразовая.

#creativemarket #битва_за_битвой #пол_томас_андерсон #дикаприо #шон_пенн #бенисио_дель_торо

Автор: Продолговатый ящик для Альтерлит

Подписывайтесь на нас в соцсетях: ВК ОК Телеграм