Грета Ли и Джаред Лето возглавляют список участников этой жалкой, безликой и безыдейной эксплуатации франшизы «Трон» от Disney — но вины со стороны Nine Inch Nails здесь нет.
У фильмов «Трон» — наследие великих электронных саундтреков. Музыку для культового фильма 1982 года написала легендарный пионер транс-музыки Венди Карлос, которая также создала незабываемую музыку для «Заводного апельсина» и «Сияния» Стэнли Кубрика. Запоздалый сиквел Disney «Трон: Наследие» (2010) сопровождался саундтреком от Daft Punk, которые вложили столько души в свои компьютерные композиции, что, честно говоря, именно он один и вызывал всеобщий энтузиазм.
«Трон: Арес» продолжает эту традицию — музыку написали Трент Резнор и Аттикус Росс под их давно неиспользуемым названием группы Nine Inch Nails. Это настоящая звуковая лавина, обрушивающаяся на фильм Disney и пропитывающая каждый кадр. Это феноменальное звуковое чудо, за которое Резнор и Росс заслуживают высочайших похвал. У «Трона: Ареса», без всяких преувеличений, чертовски крутой саундтрек.
А вот фильм — полная лажа.
«Трон: Арес» — это халтура, да ещё и самая раздражающая, потому что прикрыта тонким флёром поверхностной состоятельности. Фильм смотрибелен. В нём снимаются звёзды, которые в основном стараются отработать свои гонорары. Все постоянно куда-то бегут, что легко можно принять за динамику. Ну и, конечно, есть тот самый саундтрек, который скрепляет всё воедино. Прямо как бриллиантовый браслет, надетый на мусорный пакет.
«Трон» (1982) и «Трон: Наследие» (2010) были амбициозными научно-фантастическими эпопеями, которые представляли внутренности наших компьютеров как сияющие цифровые ландшафты, населённые антропоморфными программами, поклонявшимися своим человеческим создателям, как богам. Это были претенциозные фильмы, но они не почивали на лаврах только за счёт своих революционных визуальных эффектов. Они также проводили параллели между современными технологическими революциями и классической теологией, а также задавались важными вопросами о нашей ответственности за всё, что мы создаём. Это были, при всех их недостатках, фильмы со смыслом.
В «Троне: Аресе» смысла нет. Вместо этого в нём есть сюжет. Много-много утомительного сюжета. Действие происходит спустя годы после «Трона: Наследия», и теперь две технологические компании — благая ENCOM и злая-презлая Dillinger Systems — хотят перенести компьютерные программы в реальный мир, вместо того чтобы отправлять людей в компьютеры. Они выяснили, как сделать программы реальными на 29 минут, после чего их творения испаряются. Неважно, почему. Dillinger, будь они не ладны, используют это для создания танков.
У Евы Ким (Грета Ли), генерального директора ENCOM, есть секрет, как удерживать программы в реальном мире навсегда, поэтому её соперник Джулиан Дилинджер (Эван Питэрс) посылает за ней своих цифровых головорезов во главе с программой безопасности Аресом (Джаред Лето). Это, как выясняется, гораздо менее эффективно, чем послать за ней обычных человеческих киллеров, поскольку его компьютерные программы превращают город в гигантское психоделическое световое шоу, привлекая внимание к преступному злодеянию Джулиана, тем самым подрывая репутацию компании и делая всю основную сюжетную линию совершенно бессмысленной.
Похоже, важно то, что Арес эволюционирует, выходя за рамки своей программы, поэтому он объединяется с Евой, чтобы раскрыть секрет «перманентности». Это связано с бегством от ещё большего количества цифровых головорезов, которые, опять же, умирают мгновенно через 29 минут. Нашим героям достаточно просто час проехать за город — и весь сюжет растворится, как фруктовый лёд в знойном июле.
Грета Ли — прекрасная актриса (если вы смотрели «Прошлые жизни» (2023), вы это уже знаете), но она проводит весь фильм, убегая от плохих парней и чиня компьютеры. Всё, что есть у Евы, — это предыстория, и даже её ей объясняет мужчина, с которым она познакомилась тридцать минут назад. Он же рассказывает ей, как пройти её дуговую трансформацию, что она послушно и делает. «Трон: Арес» отнимает у Греты Ли всё возможное. Это неблагодарная роль. Надеюсь, ей хотя бы хорошо заплатили.
Всё, что требовалось от Джареда Лето, — это играть персонажа с душой. Он не слишком убедителен. Арес — однобокий персонаж, которому отчаянно нужен был актёр с искоркой в глазах, тот, кто мог бы тонко привнести жизнь в искусственную форму жизни. Лето большую часть фильма смотрит бесстрастно и произносит свои реплики с интенсивностью дезодоранта без запаха. Единственная другая программа, с которой мы проводим время, — это Афина (Джоди Тёрнер-Смит), которая также лишена индивидуальности, и это противоречит правилам «Трона». Программы в этих фильмах обычно создаются по образу и подобию своих программистов и часто являются личностями преисполненными энтузиазма. А это значит, что создатели «Трона: Ареса» (режиссёр Йоаким Рённинг, сценаристы Джесси Вигутоу и Дэвид Дигилио) изменили правила всей этой вселенной только для того, чтобы сделать свой фильм ещё хуже.
И, конечно, есть Сеть, где живут все эти компьютерные программы. Это место, на которое зрители могут смотреть с раскрытыми ртами, потому что, как минимум, оно всегда выглядело круто. Сеть также всегда имеет цветовую маркировку: синий означает добро/хорошо, красный — зло/плохо. «Трон: Арес» проводит большую часть своего времени в красной зоне, отчего кажется, что мы застряли в провальном Nintendo Virtual Boy. Это верный рецепт для головной боли. Возможно, поэтому большая часть фильма происходит вне Сети, в сравнительно скучном реальном мире. Потому что кто-то за кадром решил, что проблема «Трона» и «Трона: Наследия» была в том, что они были потрясающе красивыми. Не волнуйтесь. Та эпоха «Трона» закончилась.
Disney пытается превратить «Трон» во что-то значимое — ну, хоть во что-то — уже почти полвека. У предыдущих фильмов есть свои поклонники. Возможно, недостаточно, чтобы оправдать их бюджеты, но они есть. Сложно представить, что эти фанатов будет в восторге от самого пресного «Трона» на сегодняшний день, и сложно представить, что вся аудитория, которая раньше не интересовалась франшизой, внезапно воспылает энтузиазмом теперь, когда он стал скучным.
В реальной жизни мы наконец-то достигли стадии, когда вопросы, поднятые «Троном», стали актуальными в реальном мире, где мы ведём сложные дискуссии об иллюзии искусственного интеллекта и о том, что его внедрение может означать для будущего человечества. Это самое неподходящее время для выпуска «Трона», которому нечего сказать по этой теме. С другой стороны, для плохого фильма неподходящее время — всегда.
Пропустите этот новый фильм. Пересмотрите старые. Но обязательно послушайте все три саундтрека.