Найти в Дзене
ФАКТОР

Парижское метро: 10 удивительных фактов о подземном лабиринте столицы Франции

Оглавление

Парижский метрополитен, или просто «метро», — это не просто транспортная система. Это целый подземный мир, неотъемлемая часть парижской идентичности, со своей историей, архитектурой и легендами. Каждый день миллионы людей спускаются под землю, даже не подозревая, какие секреты хранят эти старые тоннели. Вот несколько самых интересных фактов о парижском метро.

1. Уникальные входы в стиле ар-нуво

Визитная карточка парижского метро — это знаменитые входы, созданные архитектором Гектором Гимаром в начале XX века. Они выполнены в стиле модерн (ар-нуво) и напоминают причудливые растения или крыши сказочных гротов. Эти конструкции стали таким же символом Парижа, как Эйфелева башня. Изначально их было больше 160, но до наших дней сохранилось лишь 86, которые считаются памятниками архитектуры.

2. Станции-призраки

Под улицами Парижа скрываются заброшенные станции, так называемые «станции-призраки» (stations fantômes). Они были закрыты по разным причинам: низкий пассажиропоток, близость к другим станциям или во время Второй мировой войны. Сейчас они используются для съемок фильмов (например, «Амели»), проведения выставок или как служебные помещения. Одна из самых известных — станция «Сен-Мартен» на линии 5, чьи платформы можно мельком увидеть, проезжая мимо.

3. Необычная ширина колеи

В парижском метро используется нестандартная ширина колеи — 1435 мм. Хотя это та же ширина, что и у обычных железных дорог, уникальность в другом: из-за очень маленького радиуса поворотов (иногда всего 40 метров!) и узких тоннелей вагоны метро не могут ездить по обычным железнодорожным путям, и наоборот. Это сделано для того, чтобы поезда могли «виться» вокруг подземных препятствий и фундаментов зданий.

4. «Метро, работа, сон» — не совсем правда

Классическая формула парижской жизни «Métro, boulot, dodo» («Метро, работа, сон») сегодня не совсем актуальна. Система состоит из 16 пронумерованных линий и 2 дополнительных (3bis и 7bis), которые образовались от ответвлений основных линий. Общая протяженность сети — более 220 км, а количество станций переваливает за 300. При этом станции расположены так близко друг к другу, что в центре города среднее расстояние между ними составляет около 500 метров. Это сделано для того, чтобы любая точка города была в пешей доступности от метро.

5. Тайная станция для правительства

Существует легенда о секретной станции «Катакомбы», расположенной под Дворцом Инвалидов. Считается, что она была построена для быстрой эвакуации высокопоставленных чиновников в случае чрезвычайной ситуации. Хотя официального подтверждения нет, эта история продолжает будоражить умы исследователей городских легенд.

6. Самая короткая и самая длинная линии

Линия 4 является самой загруженной, а вот звание самой короткой делят между собой линии-ответвления 3bis и 7bis. Их длина составляет всего 1,3 и 3,1 км соответственно. А самой длинной является линия 8 — ее путь от Бальара до Пуэнт-дю-Лак занимает около 60 минут.

7. Рекорд скорости поезда

В 2018 году новый поезд метро MP14 развил рекордную для системы скорость — 110 км/ч на испытательном участке линии 14. Эта линия, кстати, одна из самых современных — она полностью автоматизирована и не имеет машинистов.

8. Подземный «пляж»

Станция Liège на линии 13 долгое время была одной из самых мрачных. Но в 2012 году ее платформы были украшены фотопанно, создающими иллюзию, что вы стоите на балконе с видом на бельгийский город Льеж. А на станции Abbesses можно найти стрит-арт от известных художников и даже имитацию пляжа с шезлонгами, который появляется там время от времени в рамках арт-проектов.

9. Метро в искусстве и культуре

Парижское метро — частый герой книг, песен и фильмов. Достаточно вспомнить сцену погони в метро в фильме «Такси 2» или ту самую фотобудку Амели на станции Abbesses. Многие музыканты, получившие известность, начинали свой путь, играя на переходах между станциями.

10. Собственное парижское «биеннале»

Каждый год RATP (Управление парижского транспорта) проводит «Дни наследия», когда все желающие могут попасть в обычно закрытые для публики места: депо, заброшенные станции или диспетчерские пункты. Это уникальный шанс заглянуть за кулисы этого грандиозного подземного механизма.

Парижское метро — это больше, чем способ добраться из точки А в точку Б. Это живой организм, музей под открытым небом (вернее, под землей) и неиссякаемый источник историй. В следующий раз, спускаясь в его шумные галереи, оглянитесь вокруг — возможно, вы заметите то, что скрыто от глаз обычного пассажира.