Найти в Дзене

Лопатка у ГЭС-2, музей украденного искусства, Линия Гиляровского

Всем привет! В 13-ом выпуске на канале Каи (arts_tobe) мы как и всегда обсудили новости, которые на прошлой неделе прочитали в Дзене: А вот, что ещё происходило: Чувашский театр юного зрителя имени М. Сеспеля представил спектакль по роману Фёдора Достоевского в необычном стиле неонуар. Постановка выполнена в основном в черно-белых тонах с яркими акцентами красного и желтого и рассчитана прежде всего на молодую аудиторию. Режиссер Иван Чигасов объяснил, что неонуар придал классике новый объем, сохранив авторский текст. В центре сюжета — преступление, расследование и духовное возрождение Раскольникова с помощью Сони Мармеладовой. Декорации — большие стремянки на колесах, которые легко трансформируются для разных сцен и дают зрителям простор для фантазии. По словам Чигасова, стиль спектакля не противоречит глубокому смыслу произведения: история о переходе человека к свету через любовь к другому. источник: Грани Музей Фаберже приглашает на выставку «Открытый мир. Современное искусство Ниже
Оглавление

Всем привет!

В 13-ом выпуске на канале Каи (arts_tobe) мы как и всегда обсудили новости, которые на прошлой неделе прочитали в Дзене:

А вот, что ещё происходило:

В Чувашии «Преступление и наказание» показали в стиле неонуар

фото спектакля
фото спектакля

Чувашский театр юного зрителя имени М. Сеспеля представил спектакль по роману Фёдора Достоевского в необычном стиле неонуар. Постановка выполнена в основном в черно-белых тонах с яркими акцентами красного и желтого и рассчитана прежде всего на молодую аудиторию.

Режиссер Иван Чигасов объяснил, что неонуар придал классике новый объем, сохранив авторский текст. В центре сюжета — преступление, расследование и духовное возрождение Раскольникова с помощью Сони Мармеладовой.

Декорации — большие стремянки на колесах, которые легко трансформируются для разных сцен и дают зрителям простор для фантазии. По словам Чигасова, стиль спектакля не противоречит глубокому смыслу произведения: история о переходе человека к свету через любовь к другому.

источник: Грани

От соцреализма до стрит-арта: современное искусство Нижнего Новгорода в Музее Фаберже

Грачев В.Ю. (род. 1955) И лето прошло. 2023
Грачев В.Ю. (род. 1955) И лето прошло. 2023

Музей Фаберже приглашает на выставку «Открытый мир. Современное искусство Нижегородской области». Экспозиция включает более 120 работ — живопись, графику, фотографию, скульптуру и объекты из частных коллекций и мастерских художников.

На первом этаже представлены нижегородские пейзажи русских классиков — Алексея Боголюбова и Константина Юона, а также искусство первой половины XX века и соцреализм. Дополняют экспозицию предметы хохломской росписи народного художника Николая Гущина.

На втором этаже — работы молодых нижегородских художников, включая группу Провмыза (Сергей Проворов, Галина Мызникова) с крупноформатными фотографиями, а также произведения экспрессионистов Галины Каковкиной и Анны Лагеды и декоративную живопись Константина Пьянова.

Выставка организована совместно с Нижегородским художественным музеем, студией «Тихая» и галереей «9Б». Выставка продлится по 23 ноября.

источник: Музей Фаберже

В Новосибирске поставили «Скасску» по Хармсу: гротеск, абсурд и калейдоскоп эмоций

Актеры «Старого дома» считают, что «Скасска» будет жить долго - такой красивой она получилась. / Александр Лукин/НГДТ «Старый дом»
Актеры «Старого дома» считают, что «Скасска» будет жить долго - такой красивой она получилась. / Александр Лукин/НГДТ «Старый дом»

В Новосибирском драматическом театре «Старый дом» состоялась премьера спектакля «Скасска» по рассказам Даниила Хармса. Постановка сочетает масочный и гротесковый стиль, вокальные партии и хореографию, превращая короткие тексты автора в яркий аудиовизуальный калейдоскоп.

На сцене оживают рассказы, где события развиваются в телеграфном стиле — от неожиданных ударов по лицу до абсурдных происшествий вроде сбривания бороды или детского погрома с ножницами и топором. Режиссер Арсений Мещеряков отмечает, что рассказы Хармса воспринимаются как партитура: артисты доверились тексту и создали сложное, визуально красивое и эмоционально насыщенное представление.

«Скасска» уже успела порадовать столичную публику на фестивале «Театральный бульвар».

источник: Российская газета

Москва глазами Гиляровского: выставка о жизни и творчестве журналиста

выставка «Линия Гиляровского» в Музее Москвы
выставка «Линия Гиляровского» в Музее Москвы

Стартовала выставка «Линия Гиляровского», приуроченная к 170-летию со дня рождения и 90-летию со дня смерти знаменитого журналиста и московского бытописателя.

В экспозиции уникальные материалы из недавно обнаруженного архива писателя — записные книжки, автографы очерков и стихов, письма, фотографии и редкие книги. Сквозной темой стал дом Гиляровского в Столешниковом переулке, где он жил с 1896 года. Здесь был не только семейный очаг и творческая лаборатория, но и редакция журналов, контора объявлений, издательство и место литературных встреч с известными художниками и писателями. Также на выставке представлены этюды, зарисовки, газеты под редактурой Гиляровского, его стихотворения, письма, редкие фотографии и предметы из частного собрания Льва Вольфсона. Среди них — знаменитая табакерка, спутница писателя во всех путешествиях и событиях жизни.

Есть интерактивная часть — чат с Владимиром Гиляровским на основе искусственного интеллекта, где посетители смогут задать вопросы о жизни Москвы начала XX века.

«Линия Гиляровского» станет первым шагом к созданию электронного архива писателя, открытого для всех москвичей. Бесплатные билеты можно оформить в рамках музейной недели на 16 октября. Выставка продлится по 9 марта 2026 года.

источник: Музей Москвы

Осенний WIN-WIN: маркет современного искусства с живописью, графикой и мастер-классами

11–12 октября в Центре современного искусства Винзавод пройдет XI осенний маркет WIN-WIN. Более 100 художников, галерей и творческих объединений представят свои работы — живопись, графику, фотографию, керамику и междисциплинарные проекты. На маркете можно будет приобрести произведения искусства напрямую у авторов по демократичным ценам и познакомиться с современными трендами визуальной культуры.

Особое внимание кураторы уделили тематике памяти, телесности, повседневной жизни и семейных архивов. Среди представленных техник — линогравюра, шелкография, ризография, авторские постеры, фотокниги и декоративные скульптуры. Для гостей также предусмотрены лаунж-зоны, кофе-точки и мастерские. Лаборатория SHROOM SHROOM представит авторские коктейли на основе функциональных ингредиентов, а Школа masters — библиотеку и пространство для отдыха.

источник: Винзавод

Доисторическое искусство в пустыне Саудовской Аравии

-5

Археологи обнаружили в северной части Саудовской Аравии наскальные изображения верблюдов, газелей и других животных в натуральную величину. Рисунки созданы около 12 тысяч лет назад, некоторые достигают 1,8 м в высоту, а для нанесения использовались клиновидные камни.

Ученые отмечают мастерство древних художников: некоторые изображения выгравированы на узких выступах, где невозможно было отступить назад и оценить работу целиком. Возраст рисунков определили с помощью камнереза, найденного под одним из них.

Пока неизвестно, как люди выживали в пустыне в тот период. На одном из рисунков изображен тура — предок диких коров, который не обитал в этих местах. Вероятно, изображения оставили путешествующие художники, продвигаясь через пустыню.

источник: Сноб

Онлайн‑галерея украденного искусства: как ЮНЕСКО бьёт по чёрному рынку

ЮНЕСКО запустило интерактивный виртуальный музей украденных культурных ценностей: в одном пространстве собраны сотни похищенных объектов со всего мира. Проект поддержали 44 страны; фотографии артефактов с помощью ИИ превращают в 3D‑модели для детального просмотра.

Идея простая и мощная: чем больше людей увидят эти вещи, тем сложнее их будет продать на чёрном рынке, а найденные и возвращённые экспонаты переводят в «зал возвращений». Авторы проекта прямо ставят цель — сделать музей пустым, то есть вернуть все объекты домой.

Платформа также предлагает образовательные материалы и свидетельства представителей пострадавших сообществ для повышения осведомленности о незаконном обороте артефактов. В музее есть специальный зал с примерами успешной реституции, демонстрирующими важность международного сотрудничества в борьбе с мародерством.

Проект был разработан архитектором, лауреатом Притцкеровской премии Франсисом Кере и реализован в сотрудничестве с Интерполом.

источник: Артгид

Садовая лопатка вместо большой глины

-6

Перед зданием Дома культуры ГЭС-2 в Москве установили новую скульптуру — семиметровую красную «Садовую лопатку» Класа Олденбурга и Кошье ван Брюгген. Она заняла место «Большой глины № 4» Урса Фишера, которую разобрали этим летом и перевезли к офису Новатэка на Ленинском проспекте.

«Садовая лопатка» создана в 2001 году и впервые показана на крыше Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Как и многие работы Олденбурга и ван Брюгген, она представляет собой повседневный предмет, увеличенный до монументального масштаба. Художники превращали в скульптуры мороженое, бельевые прищепки, булавки или воланы для бадминтона — игра с формой и масштабом стирала грань между реальностью и фантазией, иронизировала над пафосом классического монумента.

Скульптура у ГЭС-2 — это  приглашение вернуться к простым вещам. Красная лопатка отсылает к теме труда и возделывания, к латинскому корню слова cultura, означающему «обработка земли». Она напоминает, что искусство может рождаться из игры и детской радости, а культура — из тесной связи человека, природы и общества.

«Это не призыв взойти на пьедестал, а приглашение спуститься к земле и посадить что-то новое», — отмечает куратор Франческо Бонами.

источник: Ведомости

обсуждаем с Каей новости прошлой недели
обсуждаем с Каей новости прошлой недели

Если вы также, как и я, увлечены культурой и искусством, в теме Культура и искусство всегда свежие новости и интересные статьи от других авторов. Подписывайтесь и всегда будьте в курсе!

А пока - пока. До следующей недели!