Найти в Дзене

Скандальные хроники судов ФРГ. Эпизод 25: лагерь Майданек

«С таким характером подсудимый мало что мог противопоставить соблазну показать власть и проявить насилие» 9 июля 1979 года земельный суд Ганновера приговорил 56-летнего водителя Карла Йохана Галку к 7 годам заключения в колонии для несовершеннолетних. С весны 1943 по 1944 год Галка занимал пост капо в лагере смерти Майданек в Польше и сам убивал других узников. О системе лагерного самоуправления среди заключённых и преступлениях капо Галки в лагере смерти читайте в новом тексте Ивана Будилова. Осенью 1941 года к юго-западу от Люблина началось строительство Майданека. Он сочетал в себе черты лагеря смерти и концлагеря, в последнем из которых заключённых уничтожали не только в газовых камерах, но и при помощи принудительного труда, невыносимых условий и жестокого обращения. В среде заключённых была своя система самоуправления, контролируемая администрацией лагеря. Несколько привилегированных арестантов заставляли других узников трудиться, содержать в чистоте и порядке барачный отсек, зап

«С таким характером подсудимый мало что мог противопоставить соблазну показать власть и проявить насилие»

9 июля 1979 года земельный суд Ганновера приговорил 56-летнего водителя Карла Йохана Галку к 7 годам заключения в колонии для несовершеннолетних. С весны 1943 по 1944 год Галка занимал пост капо в лагере смерти Майданек в Польше и сам убивал других узников.

О системе лагерного самоуправления среди заключённых и преступлениях капо Галки в лагере смерти читайте в новом тексте Ивана Будилова.

Осенью 1941 года к юго-западу от Люблина началось строительство Майданека. Он сочетал в себе черты лагеря смерти и концлагеря, в последнем из которых заключённых уничтожали не только в газовых камерах, но и при помощи принудительного труда, невыносимых условий и жестокого обращения. В среде заключённых была своя система самоуправления, контролируемая администрацией лагеря. Несколько привилегированных арестантов заставляли других узников трудиться, содержать в чистоте и порядке барачный отсек, заправлять койки. Таких помощников охраны называли капо, что в переводе с итальянского означает «вожак». Все капо могли влиять на заключённых: некоторые из них в жестокости не уступали эсэсовцам и мучили людей, разделявших с ними тяготы нацистского плена. Одним из таких жестоких арестантов был Карл Йохан Галка.

Карл Йохан Галка (1923—1994).
Карл Йохан Галка (1923—1994).

Карл Йохан Галка родился 21 января 1923 года в Вене в семье токаря. В возрасте семи лет Галка поступил в народную школу. Из-за неуспеваемости и частых пропусков по болезни его исключили после окончания пятого класса.

После исключения из школы по наущению отца в 1937 году Галка начал работать токарем на фабрике. Поскольку ему не нравилась работа на токарном станке, он бросил учёбу через год. Галка год работал в сельском хозяйстве в Мекленбурге. Вернувшись в Вену, он решил поступить на службу в вермахт, для чего подделал подпись отца.

10 апреля 1941 года Галку доставили в Вену для опознания по обвинению в краже. 2 ноября 1941 года его призвали в войска СС в Лихтерфельде. После трёх месяцев обучения Галку перевели в госпиталь в Гиссене, потому что он часто жаловался на головные боли. Впоследствии Галка вернулся в своё подразделение в Берлине, но там по неизвестным причинам получил разрешение на демобилизацию из войск СС. Вернувшись в Вену, он снова жил с отцом и работал на военном заводе.

1 августа 1942 года Галку арестовало отделение гестапо в Вене и держало под стражей до 24 сентября 1942 года. 9 февраля 1943 года гестапо снова арестовало его и перевезло в Майданек, куда он прибыл в конце апреля, либо в начале мая 1943 года.

В 1944 году Галку освободили и призвали в вермахт. Он прибыл в Котбус в качестве танкиста-сапера. После четырёхнедельного обучения его подразделение перевели оттуда в Восточную Пруссию. Весной 1945 года Галку ранили в ногу. После недолгого пребывания в Травемюнде и Гамбурге он оказался в лазарете в Люнебурге. Там Галка оставался до конца войны, а затем попал в британский плен и находился сначала в Брауншвейге, потом в Ганновере. Британцы наняли его в качестве водителя.

В мае 1947 года Галку освободили из плена. Он остался в Ганновере и присоединился к боксёрскому клубу. В последующие годы был водителем и подсобным рабочим. С 1975 года Галка работал в компании Blank, занимающейся оптовой торговлей автомобилями.

26 ноября 1975 года в Дюссельдорфе начался один из крупнейших в историографии судебных процессов над нацистскими преступниками. На скамье подсудимых оказались бывшие охранники из числа лагерных СС и надзирательницы.

В то время как в Дюссельдорфе судили эсэсовцев, 6 октября 1976 года Галку арестовали и до 20 декабря поместили в следственный изолятор. 15 сентября 1978 года начался судебный процесс. На суде вскрылись чудовищные факты преступления капо. Из 24 пунктов обвинения доказать вину подсудимого удалось только по четырём.

Лагерь Майданек.
Лагерь Майданек.

В мае 1943 года Галка возглавлял штрафную команду из примерно 50-60 человек, которая занималась закладкой фундамента нового жилья для охранников СС. За работой наблюдал вооружённый эсэсовец. Однажды на работе Галка неожиданно схватил лопату и несколько раз ударил другого заключённого без всякой причины. Тот упал на землю, истекая кровью. Жертва несколько часов пролежала неподвижно до конца работы. От нанесённых травм узник скончался. За инцидентом наблюдал свидетель Зак. (прим. автора — в материалах процесса фамилия сокращена до нескольких букв).

В том же месяце Галка убил ещё одного узника лопатой. Другое преступление он совершил в период с мая по июль 1943 года: Галка ударил узника дубинкой с такой силой, что тот упал на землю и больше не смог подняться. В июне 1943 года лагерный староста Бирцер вместе с Галкой утопили одного заключённого в водоёме. Все четыре эпизода подтверждались показаниями свидетелей. Сам Галка утверждал, что ничего не знает об убийствах узников и не замечал ничего подобного, он лишь видел, как заключённых вешали на виселице. Сам он никогда не принимал активного участия в повешениях, а только вынужденно наблюдал. Он не мог объяснить, почему свидетели связывают его с убийствами заключённых.

Несколько свидетелей сообщили, что Галка бил левой рукой. Капо утверждал, что это ошибка, ведь сам он — правша.

По целому ряду эпизодов Галку оправдали. Спустя много лет свидетели в силу аберрации памяти не смогли точно опознать его по фотографии. Так, в одном из эпизодов Галка зарезал заключённого черенком мотыги. Ещё капо сталкивал заключённых в выгребные ямы, где они погибали мучительной смертью. В другом случае, Галка вместе с неизвестным эсэсовцем, который руководил рабочей командой, засунул в рот заключённому одну или две полевые мыши, а затем бросил потерявшего сознание узника в бочку с водой и утопил его. Однажды ночью Галка повесил заключённого на ремне в бараке. Также капо обвинялся в убийстве трех узников (прим. автора — возможно гораздо больше) ударами палки, дубинкой и брусьями по голове и шее на поле III и IV. Во всех эпизодах свидетели не смогли с уверенностью опознать Галку по фотографию и представить точные сведения об обстоятельствах смерти узников, поэтому доказать его вину не удалось.

И, наконец, Галка избивал кулаками, деревянной табуреткой и ногами советского заключенного, который якобы украл пакет с продуктами у сокамерника. Капо так сильно изувечил узника, что тот после прибытия в санчасть вскоре скончался. По этому поводу заслушали показания свидетелей Олз. и Пор. Помимо сомнений в идентификации личности подсудимого, они противоречили друг другу, называя время и причину смерти. Галку признали невиновным по этому эпизоду.

Освобождение Майданека, июль 1944 год.
Освобождение Майданека, июль 1944 год.

Поскольку Галке на момент совершения преступления было 20 лет, то его дело рассматривала палата по делам несовершеннолетних земельного суда Ганновера (прим. автора — в Германии к людям до 21 года, если они недостаточно психически развиты, может применяться ювенальное право). На процесс в качестве эксперта пригласили психолога, который не выявил у подсудимого никаких признаков патологического и психического расстройства, глубокого нарушения сознания, слабоумия или других серьезных отклонений.

В заключении суд признал Галку виновным в убийстве одного узника и покушении на убийство трёх других. Подсудимый «недобросовестно пользовался предоставленной властью и превратил себя в покорного помощником незаконной [нацистской] системы». Его поведение «демонстрирует особое презрение к людям и характеризуется исключительной жестокостью». К смягчающих обстоятельствам суд отнёс давление, которое оказывалось на Галку в Майданеке. Далее суд углубился в его детство и юность: «он [Галка] вырос в примитивных условиях, с отцом, который отличался вспыльчивостью и бесконтрольно избивал жену и детей, и матерью, которая не смогла справиться с обстоятельствами и бросила детей, когда они еще остро нуждались в ней. Он получил крайне недостаточное образование и еще не успел найти себя в профессиональной сфере, когда в возрасте 20 лет его отправили в концлагерь, предварительно демобилизовав из войск СС, к его большому разочарованию. С таким характером подсудимый мало что мог противопоставить соблазну показать власть и проявить насилие».

Майданекский процесс в Дюссельдорфе.
Майданекский процесс в Дюссельдорфе.

9 июля 1979 года суд в Ганновере вынес вердикт: 7 лет заключения в колонии для несовершеннолетних с зачётом срока нахождения в следственном изоляторе. Галка подал апелляцию, которую 21 октября 1980 года отклонил Верховный Федеральный суд, после чего приговор вступил в законную силу. 1 ноября 1985 года после отбытия 2/3 срока Галку условно-досрочно освободили из тюрьмы в Ганновере. 20 ноября 1994 года он умер в Ронненберге.

Предыдущая часть

Также предлагаем пересмотреть выпуск «Цифровой истории» с Ксенией Чепиковой и Иваном Будиловым о Майданекском процессе.

#ИванБудилов_ЦИ #Скандальные_хроники_судов_ФРГ_ЦИ