Жена во времена Домостроя и сегодня: резкий контраст норм и обязанностей
Домострой (XVI век): идеал жены в православной патриархальной семье
В середине XVI века в России получил распространение «Домострой» – сборник правил и наставлений о семейной и бытовой жизни. В нём были чётко регламентированы роли всех членов семьи, особенно обязанности жены в православной патриархальной семье. Семья рассматривалась как единый организм во главе с мужем-добытчиком, в то время как роль жены сводилась к ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей[1]. Отношения строились строго иерархично: жена должна была полностью признавать главенство мужа и “угождать” ему во всём[2]. Это значительно снижало вероятность конфликтов – каждый знал своё место и долг[1].
Идеальная жена по Домострою характеризовалась рядом добродетелей и строгих норм поведения:
• Чистота, скромность и послушание: Жена должна быть «чиста и послушна», хранить нравственную чистоту (верность мужу) и беспрекословно ему подчиняться[3]. Ей предписывалось быть молчаливой – празднословие осуждалось как грех[4]. В самом тексте подчеркивалось: «Жена добрая, молчаливая – венец своему мужу»[5]. Вся её жизнь должна была проходить в смирении и тишине; говорить следовало редко и по делу, с разрешения супруга. Например, советовали ежедневно спрашивать у мужа совета обо всех делах, вплоть до того, «о чём говорить при гостях»[2] – лишняя самостоятельность или болтливость не приветствовались.
• Домашнее хозяйство и трудолюбие: Домострой возлагал на женщину всю тяжесть бытовых дел. Жена именуется «государыней дома», но главным её делом было «Богу и мужу угодить»[6]. Она обязана была управлять хозяйством – вести дом экономно, следить за запасами продовольствия, распределять обязанности среди домочадцев и воспитывать детей[7]. Домострой требовал, чтобы жена лично занималась рукоделием и знала всю домашнюю работу, дабы затем учить прислугу и присматривать за ней[7]. Лень и праздность порицались: свободное время надлежало проводить за шитьём или пряжей, «даже бесцельный разговор считался грехом»[4]. Таким образом, трудолюбие и хозяйственность были краеугольными добродетелями жены.
• Скромность и уединение: В культурной традиции того времени жене отводилось место в домашнем пространстве. Без разрешения мужа (или отца) она не могла выходить из дома[8]. Особенно в зажиточных семьях практиковалось “теремное” затворничество: женщины из боярских и купеческих родов жили уединённо, появляясь вне дома лишь по большим церковным праздникам или в гостях у других женщин. Домострой предписывал, чтобы во всех социальных ситуациях жена вела себя скромно и тихо, избегала общения с посторонними без нужды. Порицалось, если женщина «бродит по чужим домам, пьянствует, клевещет или знается с колдунами»[9] – то есть нарушает нормы приличия и благочестия. Идеал предусматривал, что жена проводит жизнь “исключительно дома”, посвящая себя семье и хозяйству[10].
• Безоговорочное уважение к мужу: Муж в Домострое – «глава дома», наставник и распорядитель. Жена должна была советоваться с мужем во всех делах и каждый день спрашивать его указаний, как вести хозяйство, как принимать гостей и даже как разговаривать с ними[11]. Собственное мнение ей полагалось подчинять мужниной воле, демонстрируя смирение. Любое непослушание рассматривалось как серьезный проступок против семейного порядка.
Наказания за непослушание жены прямо оговаривались. Домострой допускал применение мужем суровых мер воспитания. Считалось, что обязанность мужа – учить супругу праведной жизни, и если жена не слушается наставлений, ее следует “вразумлять страхом”. Мужу предписывали наказывать жену наедине, внушая ей страх, а затем простить и «нежно наставить»[12]. Вот как говорилось: «Вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить… но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа – жить всегда в любви и согласии»[12]. Телесные наказания рассматривались как нормальный способ сохранить мир в семье. Более того, специальные инструкции советовали как именно бить жену “без вреда для здоровья”. Так, Домострой наставлял мужей «не бить жену по лицу, ушам или животу и не использовать для порки железные или дубовые прутья, дабы не вызвать слепоту, глухоту, паралич или выкидыш»[13]. Иными словами, физическое наказание жены за провинности допускалось, но должно было оставаться “умеренным”. Хотя Русская православная церковь официально не поощряла домашнее насилие (известно, что в некоторых случаях избитым женам даже давали разрешение на развод)[14], на практике патриархальная культура того времени терпимо относилась к подобным мерам воздействия. В обществе бытовала поговорка: «Бьёт – значит любит», вполне отражавшая дух эпохи.
Таким образом, образ примерной жены по Домострою – это тихая, покорная хозяйка, неукоснительно следующая воле мужа и церковным заповедям. Её ценность измерялась умением создать благочестивый и достаточный быт: «Хорошая жена мужу – во счастье жизнь», сказано в Домострое[5]. Женщина должна была быть для мужа опорой и радостью, оставаясь при этом в тени. Все индивидуальные стремления или амбиции женщины подавлялись во имя семьи. Норма была одна для всех: жена служит дому, мужу и Богу, проявляя смирение, усердие в труде и благочестие. Нарушение этой нормы грозило позором и даже наказанием – от выговора до рукоприкладства.
Современный брак: от обязанностей к правам и равноправию
Спустя несколько веков, в современной России роль жены в семье претерпела кардинальные изменения. Сегодня не существует строгого «кодекса» обязанностей для жены, диктуемого религией или государством – напротив, действующее законодательство и общественные ценности исходят из равноправия супругов. Согласно статье 31 Семейного кодекса РФ, муж и жена имеют равные права и свободы: каждый волен выбирать род занятий и место жительства по своему усмотрению, а семейные вопросы (рождение и воспитание детей, распределение бюджета и быта) решаются совместно, на принципах равенства, взаимоуважения и взаимопомощи[15]. Жена больше не рассматривается как чья-то собственность или подчинённая – юридически она полноценный партнёр мужу.
От современной жены общество не требует какого-то конкретного набора поведения. Нет обязанностей “по умолчанию”, вроде непременного домоседства, молчаливости или рукоделия. Культура XXI века делает акцент скорее на правах и личных потребностях женщины. Общепринятыми ценностями стали индивидуальная свобода и самореализация женщины: она вправе получать образование, строить карьеру, участвовать в общественной жизни – словом, реализовывать себя не только в роли жены и матери. Если в домостроевском укладе от жены ожидали прежде всего самоотверженного служения семье, то теперь в фокусе – ее собственное счастье и благополучие наряду с семейным. В публичном пространстве активно обсуждаются права женщин, их профессиональные успехи, психологический комфорт в браке, защита от домашнего насилия и т.д. – темы, полностью игнорировавшиеся в XVI веке.
Разумеется, семья по-прежнему подразумевает взаимные обязательства супругов, но они носит более размытый и гибкий характер. Конкретные обязанности в браке супруги определяют самостоятельно, по договорённости. Например, ведение хозяйства уже не считается исключительно женской обязанностью – согласно опросам, 74% россиян считают, что домашние дела муж и жена должны разделять поровну[16]. Уход за детьми тоже осуществляется совместно (84% опрошенных поддерживают идею равного участия отца и матери в воспитании детей)[16]. Таким образом, социальные ожидания сместились от одностороннего распределения ролей к партнерскому. Женщина “не обязана” быть домохозяйкой, если не хочет – она может работать, а муж при необходимости возьмет на себя часть забот по дому или с детьми. С другой стороны, и не осуждается женщина, которая наоборот выбирает быть хранительницей очага – это лишь один из возможных личных выборов, а не навязанная норма.
В современной модели брака акцент делается на любовь, доверие и сотрудничество, а не на подчинение. Требования к поведению жены сводятся, по сути, к тем же нравственным принципам, что и к мужу: быть верной супругу, уважать его, поддерживать друг друга морально и материально. Но это взаимные обязанности, симметричные для обоих полов. Нет отдельного свода правил «как должна себя вести жена» – разве что популярные пособия и психологические советы, зачастую противоречивые. Общество более терпимо относится к разнообразию моделей семейной жизни: жена может быть и домохозяйкой, и карьеристкой, и блогером – строгих рамок нет. Главное – чтобы это устраивало саму женщину и ее партнёра.
Стоит подчеркнуть резкий контраст: патриархальные нормы прошлого практически утратили силу. Например, требование безропотного повиновения мужу теперь воспринимается анахронизмом. Современная жена не обязана спрашивать разрешения, чтобы высказать своё мнение или куда-то сходить – такой вопрос даже не стоит. Концепция женской скромности тоже изменилась: скромность по-прежнему ценят как личное качество, но от жены больше не ждут показного смирения и молчания. Напротив, ценятся коммуникабельность, образование, способность жены быть партнером мужу в решении важных вопросов. Там, где Домострой велел женщине помалкивать и терпеть, сегодня популярна идея диалога и равного голоса супруги.
Изменилось и отношение к домашнему насилию. Если в XVI веке шлепок или ремень в воспитательных целях считались нормой, то в наши дни любые побои в семье наказываются законом (хотя проблема еще остаётся, публично порицание насилия намного сильнее). Женщина имеет право требовать уважительного отношения и физической неприкосновенности – то, о чем не могло быть речи во времена Домостроя.
Интересно, что обязанности мужа эволюционировали куда меньше. Как и столетия назад, от мужчины традиционно ожидают роли кормильца, защитника семьи, верного супруга. Согласно опросам ВЦИОМ, большинство россиян по-прежнему считают, что именно мужчина должен материально обеспечивать семью[17]. К нему же общественное мнение предъявляет негласные требования быть надежной опорой – «мужчина в семье – это опора, защитник, который берёт на себя ответственность за близких», как отмечают носители традиционных взглядов[18]. Идеал верного, заботливого мужа остается в силе. Женщина же получила свободу не соответствовать старым стереотипам: если она не является превосходной кулинаркой или не посвятила жизнь уборке – ее репутации это нисколько не вредит. Никто не назовет ее “плохой женой” за то, что она громко высказывает мнение или зарабатывает меньше мужа, тогда как в прошлом даже неумение печь хлеб могло послужить поводом для упрёка.
От строгих норм к свободному выбору
Контраст между домостроевскими временами и сегодняшней ситуацией разителен. В XVI веке существовал тщательно прописанный свод ожиданий от жены: покорность, молчаливость, хозяйственность, религиозность и безусловное следование воле мужа. Семейная жизнь основывалась на принципе иерархии, где женщина занимала подчиненное положение. В XXI веке же брак строится на идеях партнерства и личного выбора. Образ идеальной жены стал многогранным: она может быть и любящей матерью, и успешным профессионалом, и музой для мужа – но главное, она сама определяет свою роль. Общество предъявляет к ней минимум однозначных требований, полагая, что детали взаимоотношений супруги решат между собой. Если раньше любое отступление женщины от предписанных норм каралось общественным осуждением (или даже побоями), то теперь единственным “критерием” является благополучие самой семьи и соблюдение законом установленных равных прав.
Резкий переход от правил Домостроя к современным реалиям демонстрирует масштаб перемен в укладе жизни. Патриархальная модель, столетиями считавшаяся неизыблемой, уступила место более гибкой и гуманной системе, где ценятся уважение к личности и справедливое распределение обязанностей. Конечно, эхо прошлых устоев еще иногда слышно в виде консервативных мнений о “традиционной жене” или “должностях” женщины, но в целом курс культуры сместился на поддержку женщины – на её права, образование, возможности и защиту от притеснений.
В итоге бывшие нормы и нынешняя модель брака противоположны по духу. Если Домострой требовал от жены буквально всего, а от общества – строгого контроля над ней, то современность почти ничего конкретного от женщины не требует. Обязанности мужа – добыть, защитить, быть верным – остались во многом теми же ценностями, но теперь и они рассматриваются не как односторонняя обязанность, а как часть взаимной поддержки супругов. Жена же свободна быть той, кем пожелает: хранительницей очага по любви, равноправным партнером мужа или сочетать в себе множество ролей. Такое равноправие, немыслимое в эпоху Домостроя, стало реальностью нашего времени[15]. Это свидетельствует о колоссальном прогрессе в общественном положении женщин – от регламента подневольной жизни к возможности строить семейную жизнь на своих условиях.
История требований к жене – это показатель изменений в самом обществе. От суровых правил Домостроя, где женщина была обязанной и наказуемой тенью мужа, мы пришли к эпохе, где брак – союз равных. Этот путь длиною в несколько веков отражает общую тенденцию развития – от традиции к свободе, от долга к личному выбору. И сравнение здесь действительно разительное: покорная домостроевская жена и современная свободная супруга – две почти противоположные модели, разделенные пропастью времени и эволюции взглядов.
Источники:
• Домострой, XVI век – цит. по изд.: Домострой. М.: Олма Медиа Групп, 2012[19][20].
• Pouncy C. “The Domostroi” – English Translation and Commentary[21][13].
• Семейный кодекс РФ – Ст. 31 «Равенство супругов в семье»[15].
• ВЦИОМ (2017). Опрос о распределении семейных ролей – Российская газета[22][16].
• Павлова Е. “The story of Russian womanhood” – Medium, 2024[23][24].
• «Как мужчина должен жить по Домострою» – портал Культура.рф[12].
• «Домострой: нормы семейной жизни на Руси» – Нижнетагильская библиотека[19][7].
• Санфилиппо Д. “On ‘Orthodox’ Wife-Beating” – Orthodoxy in Dialogue, 2018[13][14].
• Аргументы и Факты – Алтай №8, 2015. «Всё-таки защитник!» – о традиционной роли мужчин[25].
[1] [3] [4] [5] [6] [7] [11] [19] [20] «Домострой»
https://tagillib.ru/readers/chto-pochitat/?ELEMENT_ID=142408
[2] [12] Как мужчина должен жить по Домострою
https://www.culture.ru/materials/256410/kak-muzhchina-dolzhen-zhit-po-domostroyu
[8] [23] [24] The story of Russian womanhood. In Western media, Russian women are… | by Ekaterina Pavlova | Medium
https://medium.com/@katiapavlovart/the-story-of-russian-womanhood-32c4e10d985c
[9] Домострой — Википедия
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9
[10] Положение женщин в Московии и «Домострой» — Русская вера
https://ruvera.ru/articles/polozhenie_zhenshhin_domostroj
[13] [14] ON “ORTHODOX” WIFE-BEATING by Giacomo Sanfilippo | ORTHODOXY IN DIALOGUE
https://orthodoxyindialogue.com/2018/02/10/on-orthodox-wife-beating-by-giacomo-sanfilippo/
[15] Статья 31 Семейного кодекса РФ в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2025 год
https://skodeksrf.ru/rzd-3/gl-6/st-31-sk-rf
[16] [17] [22] Опрос: Россияне считают, что обеспечивать семью должен мужчина - Российская газета
https://rg.ru/2017/10/17/opros-rossiiane-schitaiut-chto-obespechivat-semiu-dolzhen-muzhchina.html
[18] [25] Всё-таки защитник! Известные люди о роли мужчин | АиФ Барнаул
https://altai.aif.ru/society/1454038
[21] Pouncy, Domostroi
https://pages.uoregon.edu/kimball/Pouncy.Domostroi.htm