("Проклятие пустоши", Killing Faith, 2025, США)
Само собой, когда ныне покойный Оззи Осборн написал и спел свой культовый хит «Mr. Crowley», он имел в виду не режиссёра/сценариста Неда Кроули, а гораздо более известную, мрачную личность. Да Нед, поди, в 1980-м ещё пешком под стол бегал, если вообще родился.
Тем не менее у Кроули, написавшего и снявшего киноисторию "Killing Faith" (у нас "Проклятие пустоши"), фантазия тоже ну о-о-очень мистическая. И художественный с музыкальным вкусы отменные. Что Нед и подтвердил своей второй полнометражкой, сочетающей в себе любопытные авторские находки с гармонией незамысловатого вестерна.
Надо сразу предупредить любителей классических вестернов: "Проклятие пустоши" штука подчёркнуто фэнтезийная и к реализму не стремится в принципе. Ни к историческому, ни к какому-либо ещё. Поэтому многие ситуации в ней гротескные, выдуманные Недом лишь ради красиво-мрачной картинки и художественного абсурда.
Любит Кроули и недоговаривать кое-какие мистические вещи, в духе "Природа сего высшего зла недоступна нашему пониманию". Хотя "механику" самого проклятия - главного сюжетного стержня, - что поразило маленькую Девочку (имени у неё нет) Нед продемонстрирует. Довольно неординарное, культурно выражаясь, было стечение жестоких обстоятельств, но спойлерить их мы, конечно, не станем.
Все эти авторские недомолвки в целом не напрягают - все, кроме одной. Говоря тоже без спойлеров, в финале Кроули мог бы и уточнить дальнейшую судьбу некоторых выживших персонажей. Хотя бы в двух словах, в коротенькой сценке-эпилоге или типа того. Но он почему-то задёрнул занавес резко и плотно, даже щёлочки в нём не оставив. Что выглядит явно невежливо по отношению к зрителю. Который всё-таки 105 минут внимательно следил за злоключениями этих (и других) героев и сопереживал им.
Итак, на дворе местного сюжета 1849 год и, видимо, какой-то альтернативный Дикий Запад. Ведь по нему недавно прокатилась эпидемия неизвестной болезни, поражавшей и людей, и животных. Такой смертоносной, что ей... даже название не придумали - так Болезнью все её поныне и кличут.
Потрепала Болезнь и обитателей одной фермы. Где остались в живых лишь чернокожая красавица-рабыня Сара (Д. Уайз), немая белая девочка Девочка (говорю же, любит Кроули гротеск), а также умственно отсталый и гиперболтливый, но добрый работник Эд (Д. Элкотт). При этом они умудрялись и дальше вести хозяйство, благо, хозяин успел перед смертью дать Саре "вольную" и переписать на неё землю.
И всё бы ничего, да только тяготело над Девочкой чудовищное проклятие. Все, кого бы она ни коснулась ручками, тотчас умирали; лишь ручками, что характерно, более ничем иным. Кое-кто умирал даже в корчах. И, нет, это было не совпадение - проверено на практике не раз. В связи с чем Девочку заставляли ходить в толстых варежках даже летом, а в ближайшем городке боялись похуже минувшей Болезни. Да и Саре никто симпатии не выказывал, к тому же она была ещё и чёрная.
Но вот однажды дошла до Сары весть, что не шибко далеко, хотя и не близко, живёт святой человек, проповедник Росс (Б. Пуллман). Чьи прикосновения, наоборот, исцеляли людей. Из чего теоретически следовало, что Росс мог бы избавить Девочку от проклятия. Правда, теоретически всё могло обернуться и с точностью до наоборот. Но Сара была готова рискнуть... здоровьем и жизнью Росса. Лишь бы только он сам не отнекивался.
Впрочем, это была покамест далёкая и не первостепенная задача. А главной проблемой Сары было найти для себя и Девочки проводника и защитника. Готового сопроводить их через дикие земли, где свирепствовали и индейцы, и бледнолицые головорезы.
Ау! Где ты, наш благородный герой-храбрец, пусть даже за деньги?
К сожалению, благородных героев, как, например, этот, в городке не нашлось. И неблагородных не нашлось бы, кабы у местного доктора, уж простите, Бендера (Гай Пирс), не накопился бы ворох своих проблем.
Потеряв в годину Болезни жену и дочь, не сумев спасти никого из пациентов, док впал в беспросветную депрессию. И в итоге стал наркоманом. Но поскольку наркомания, в отличие от хандры, досуг не бесплатный, скоро Бендер влез в долги. А как из них вылезти, не знал. Да и знать не хотел, вряд ли собираясь теперь жить долго и счастливо. Вот только без денег никто ему "химию" не давал, а это уже был мотив вставать с кровати, шевелиться и что-то делать.
Тут и подвернулась Бендеру Сара со своим деловым предложением. Которой в полном отчаянии было наплевать, что Бендер никакой не знаток пустоши и не крутой стрелок. Так, лишь охотиться немного умел, и всё. Но при таком конкурсе на место проводника он был нанят за считанные секунды, и уже на следующее утро они с Сарой и Девочкой отправились в путь. Кишащий, ясен кольт, злодеями разной степени коварства и иными чудиками...
И, как всегда, отдельная благодарность талантищу Гая Пирса. Кому в последнее время не всегда везёт с ролями и фильмами. Но поскольку вестерновый опыт у него богатый, ожидаемо, что в "Проклятии пустоши" он не ударил лицом в дикозападную грязь. Даже играя не крутого, наркозависимого героя, пусть и с характером.
Ну а несомненный талант и художественное видение самого Неда Кроули тоже помогли Пирсу ярко самовыразиться в этой роли.
***
В общем,
Mr. Crowley, what went on in your head?
Mr. Crowley, did you talk with the dead?..
А если прозаически, то мистиковестерн - кинопродукт редкий. И такой, какой не посоветуешь всем и каждому. Даже любителям вестернов и мистики по отдельности. Даже если он красиво снят, сыгран и ласкает слух обалденной музыкой; здесь - композиторов братьев Блэр. Ну так уж звёзды на этом поджанре сошлись: чересчур он специфический. Исключительно на любителя мистических вестернов, а таких в мире немного.
Но если вы вдруг из таких - вам везёт. Для вас в "Проклятии пустоши" найдётся, чем себя порадовать, если вы уже восемнадцатилетний+ (здесь много сцен с "расчленёнкой").
Однако, если вы не любите мистические вестерны, зато поклонник Гая Пирса, вам тоже повезло. Ради его как всегда первоклассной игры картину Неда Кроули тоже обязательно сто́ит посмотреть.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):