Найти в Дзене

Истории на каждый день: 10 октября в классической музыке

Погрузитесь в водоворот музыкальных событий, которые случились в один день, но в разные эпохи — 10 октября в истории классической музыки. 10 октября 1676 года скончался Себастьян Кнюпфер — выдающийся кантор Лейпцигской Фомы времен барокко. После девятнадцати лет плодотворной службы в лейпцигской церкви Святого Фомы он умер в возрасте сорока трёх лет. За эти годы Кнюпфер превратил лютеранскую службу в музыкальное действо: его мотеты и хоралы, щедро украшенные сложными хоральными приёмами и эмоциональными мелодиями, расходились в рукописных копиях по всей Германии. Учёные сохранили его рукописи лишь фрагментарно, но известно, что Кнюпфер стоял в одной цепи с другими великими лейпцигскими канторами — от Иоганна Шейна до Баха. Его уход ознаменовал смену поколений: вскоре на троне кантора Фомы поставили Иоганна Шелле, а музыку Кнюпфера стали вспоминать как яркий пролог к великому веку полифонии XVII–XVIII вв. 10 октября 1743 года придворный театр Хубертсбурга (рядом с Дрезденом) ожил от зв
Оглавление
Погрузитесь в водоворот музыкальных событий, которые случились в один день, но в разные эпохи — 10 октября в истории классической музыки.

Кончина кантора Себастьяна Кнюпфера

10 октября 1676 года скончался Себастьян Кнюпфер — выдающийся кантор Лейпцигской Фомы времен барокко. После девятнадцати лет плодотворной службы в лейпцигской церкви Святого Фомы он умер в возрасте сорока трёх лет.

За эти годы Кнюпфер превратил лютеранскую службу в музыкальное действо: его мотеты и хоралы, щедро украшенные сложными хоральными приёмами и эмоциональными мелодиями, расходились в рукописных копиях по всей Германии.

Учёные сохранили его рукописи лишь фрагментарно, но известно, что Кнюпфер стоял в одной цепи с другими великими лейпцигскими канторами — от Иоганна Шейна до Баха. Его уход ознаменовал смену поколений: вскоре на троне кантора Фомы поставили Иоганна Шелле, а музыку Кнюпфера стали вспоминать как яркий пролог к великому веку полифонии XVII–XVIII вв.

Иоганн Адольф Хассе: премьера «Антигона»

-2

10 октября 1743 года придворный театр Хубертсбурга (рядом с Дрезденом) ожил от звуков долгожданной премьеры: именно в этот день состоялась первая постановка новой оперы-сериа Иоганна Адольфа Хассе «Антигон».

Трёхактная драма на либретто мастера Метастазио была создана специально для двора саксонского курфюрста. Главную партию Антигона исполнил знаменитый тенор Анджело Амореволи, а роль Береники пела Фаустина — жена самого Хассе и прославленная примадонна.

Зрители отмечали блеск и щедрость музыки Хассе: «Антигон» подарил слушателям витиеватые арии и роскошный хор, каким украшали богослужения Лейпцига и Парижа его предшественники и наследники. Эта премьера наглядно показала, что в 1743 году Хассе по-прежнему был одним из ведущих композиторов Европы.

Немецкий виртуоз с русской душой: Адольф фон Гензельт

Адольф фон Гензельт, 1814–1889 гг.
Адольф фон Гензельт, 1814–1889 гг.

10 октября 1889 года на курорте Бад-Вармбрюнн (ныне Чеплице в Польше) в возрасте 75 лет скончался знаменитый немецко-русский пианист и композитор Адольф фон Гензельт.

Будучи придворным пианистом царицы Александры Фёдоровны в Санкт-Петербурге, Гензельт поднял исполнительское искусство на новый уровень: он написал знаменитый фортепианный Концерт фа-минор (Op. 16) и серию изящнейших этюдов, которыми восхищались Шопен и Чайковский.

С уходом этого «божественно одарённого артиста и композитора» (как гласит его надпись на памятнике) закончилась целая эпоха романтического пианизма.

Рождённый для рояля: Евгений Кисин

-4

10 октября 1971 года в Москве родился Евгений Кисин — человек-легенда в мире фортепиано. Известный как один из величайших пианистов нашего времени, Кисин уже в детстве поразил всех своим слухом и талантом. В два года он умел подбирать мелодии на слух, к шести годам поступил в Центральную музыкальную школу имени Гнесиных, а к десяти годам дебютировал на большой сцене.

Одарённость Кисина подхватили лучшие педагоги: он учился у Анны Кантор, которая сохранила его природный стиль. По мнению критиков, в игре Кисина «все черты его гениальности были на виду» — богатый тембр, ослепительная техника и вдохновение звучат в каждом его выступлении.

Став взрослым, Кисин превратился в мировую звезду: его остроумные интерпретации Рахманинова и Шопена или пронзительные чтения Шостаковича захватывают зал с первых тактов.

Каждая годовщина его рождения напоминает о том чуде, которое явилось миру 10 октября 1971 года, и которое до сих пор завораживает слушателей силой звука и глубиной чувств.

Джоан Сазерленд: прощание с голосом века

Джоан Сазерленд, 1926–2010 гг.
Джоан Сазерленд, 1926–2010 гг.

10 октября 2010 года мир оперы понёс невосполнимую утрату: в своём доме в Швейцарии после тяжёлой болезни ушла из жизни австралийская прима Джоан Сазерленд.

За свою долгую карьеру Сазерленд создала образ буквально голосом — она была драматическим колоратурным сопрано редкой мощи и гибкости. Лучано Паваротти назвал её «голосом века», Монсеррат Кабалье — «райским», а публика итальянской «Ла Фениче» окрестила Сазерленд прозвищем «La Stupenda» (Изумительная).

На сценах Ковент-Гардена, Ла-Скала и «Метрополитен-опера» она блистала, в частности, в партиях Лючии и Нормы, и даже после ухода со сцены в 1990 году её голос продолжал жить в записях и в памяти слушателей. Окончательный прощальный взмах «изумительного» голоса Сазерленд стал как бы закрытием целой эпохи классической вокальной школы.

История дня: Дмитрий Бортнянский

Дмитрий Степанович Бортнянский, 1751–1825 гг.
Дмитрий Степанович Бортнянский, 1751–1825 гг.

10 октября 1825 года померк последний аккорд жизни Дмитрия Бортнянского. По преданию, старый композитор ушел из жизни под звуки собственного концерта «Вскую прискорбна еси душе моя», исполненного Придворной певческой капеллой у него в доме. В мягком свете свечей эти последние ноты духовной музыки словно убаюкивали уходящую душу музыканта.

Бортнянский сделал эпохальный вклад в русскую хоровую музыку. Воспитанник и позднее почти 30 лет возглавлявший Придворную певческую капеллу Петербурга, он вместе с Максимом Березовским считается создателем классического русского хорового концерта. Среди его наследия десятки духовных сочинений. Всего он написал 35 хоровых концертов, ставших вершиной русского соборного многоголосья. Под его руководством капелла обрела безупречный строй и утонченную вокальную культуру.

После смерти Бортнянского его роль в музыкальной истории переосмыслили заново. В 1881–1882 годах Пётр Чайковский издал полное собрание духовно-музыкальных сочинений Бортнянского в десяти томах, обеспечив современников широким знакомством с его творчеством. Так память о Бортнянском живет и сегодня — в каждом церковном распеве, рождаемом живым хором, звучит отзвук его музыкального гения.

Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!

#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #10октября #Бортнянский #Сазерленд #Кисин #Гензельт #Чайковский #Кнюпфер #Бах #ИоганнХассе #Культура #Искусство

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.