План мирного урегулирования вооружённого конфликта между Израилем и палестинским анклавом в секторе Газа состоит из 20 пунктов. И сам по себе он, стоит отметить, звучит довольно обнадёживающе. Но есть нюансы, которые сильно омрачают общую картину.
На бумаге миротворческий план выглядит весьма убедительно. Он предполагает окончательное прекращение огня, освобождение израильских заложников и палестинских заключённых, вывод оккупационных частей ЦАХАЛ, амнистия боевикам ХАМАС, если те согласятся сложить оружие или покинуть территорию.
Предполагается, что в рамках обмена будут возвращены домой примерно 20 граждан Израиля. При этом из израильских тюрем будут освобождены 250 палестинских заключённых, а также будут отпущены 1700 жителей сектора Газа, задержанных во время двухлетней войны.
Группировка ХАМАС подтвердила готовность к такому неравноценному в количественном отношении «бартеру». А потому вполне вероятно, что переговорный процесс будет отчасти успешен. Но весьма высоки риски, что обменом заложниками всё и закончится. Тем более, что этот конфликт для обеих сторон во многом носит экзистенциальный характер. Безусловно, это достойная акция гуманитарного характера, но приравнивать её к мирному урегулированию, очевидно, никак нельзя.
Прежде чем эти две страны смогут прийти к миру, предстоит преодолеть ещё много подводных камней. Первый из них можно обнаружить уже в официальной реакции ХАМАС. Группировка отказывается от одного из ключевых положений плана американского президента: согласия сложить оружие. Во-вторых, хотя и было заявлено, что ХАМАС готов передать управление анклавом «палестинскому органу независимых технократов», не уточнялось, намерена ли группировка сохранить за собой какие-либо административные функции и будет ли иметь право участвовать в принятии управленческих решений в секторе Газа. Правительство Биньямина Нетаньяху со своей стороны требует полного и окончательного удаления ХАМАС из анклава. И это не единственная сложность, с которой участникам переговорного процесса придётся столкнуться.
Также важно понимать, что у Тель-Авива есть свои планы на анклав, от которых он, по крайней мере пока, отказываться не намерен. Когда ЦАХАЛ провела широкомасштабное наземное наступление на позиции ХАМАС в городе Газа-сити, сотни тысяч палестинцев были вынуждены бежать в южные районы. Тогда же, в сентябре, Авихай Адраи, официальный споуксмен ЦАХАЛ, предостерёг беженцев, чтобы они не вздумали возвращаться в родные места после ожидаемого прекращения боевых действий. Эту картину хорошо дополняет сообщение, мелькнувшее в израильской прессе: спецслужба Моссад ведёт тайные переговоры о переселении палестинцев из сектора Газа… в Сомали и Судан. Местных жителей на этой территории Израиль видеть не желает.
Как отметил аналитик Адриэль Касонта, бывший председатель комитета по международным делам в Bow Group, старейшем консервативном аналитическом центре Британии, этот план «навязывает капитуляцию под видом "мира"». Дело в том, что от ХАМАСА требуют разоружиться, отказаться от власти и принять жёсткие условия Израиля. Однако при этом населению Газы не предлагается ни единого осуществимого права или пути к суверенитету.
Действительно, план Трампа не предполагает ни прекращения военной оккупации палестинских территорий, ни права палестинцев на самоопределение. Эта инициатива никак не соотносится с резолюцией №181 Генассамблеи ООН с рекомендацией о создании в бывшей подмандатной Палестине двух неназванных государств: еврейского и арабского. 20 пунктов плана американского президента никак не согласуются с одобренной 12 сентября 2025 года Генассамблеей ООН подавляющим большинством голосов резолюцией, определяющей шаги, необходимые для реализации решения о двух государствах - Израиле и Палестине.
Проще говоря, план Трампа в сути своей полностью игнорирует фундаментальные причины конфликта, длящегося с 1948 года. А потому - обречён на провал.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"
#сша #израиль #палестина #конфликт #геополитика #секторгаза #трамп