Есть в нашей истории переломный момент, определивший, и развитие, и регресс того самого гособразования, которое принято называть Киевской, Владимирской, Суздальской и т. д. Русью. Это, естественно, монголо-татарское нашествие, начавшееся в конце осени 1237-го года. Оно, конечно, тов. Рюриковичи к этому времени и без помощи извне довольно основательно растащили государство на куски, но бодрящие оплеухи от невзрачных всадников в лисьих шапках на низких мохнатых лошадках весь процесс подстегнули очень неслабо. Есть даже мнение, что отделение и обособление территории, называемой в будущем Украиной, началось именно с этого момента. Утверждение не бесспорное, но имеющее под собой кое-какую основу. Впрочем, мы заглянем на полтора десятка лет назад. Когда братва в остроконечных шлемах, привыкшая мять бока друг другу и родным уже половцам,
столкнулась с большими батальонами, на стороне которых был бог вечно синего неба - Тенгри. Посмотрим на событие именуемое битвой на Калке. Но, посмотрим не комплексно (не хочу текст разбабахивать, лучше несколько отдельных), а затронув, пока, одну из сторон. Именно географическую. Где, куда, как шли и бежали, а кто-то даже и плыл. Ну, и само место битвы поищем. За основу возьмем летописную "Повесть о битве на реке Калке" или, как в Тверской летописи, "Повѣсть о Калкацкомъ побоищѣ, и о князехъ рускыхъ, и о храбрыхь 70". Итак, поехали.
Неведомые "сии безбожнии", монголо-татары в смысле, прогулявшись по Закавказью*, вырулили к Ростову Придонью, где прошлись по ясам, касогам, и всерьёз взялись за половцев.
*- Закавказья в самой повести нет, но мы-то знаем...
Естественно,
половци же не могуще противися бѣжаша, и многыхъ избыша, а иныхъ погнаша по Дону въ лукоморя, и тамо избиваеми...
А вот и первые географические привязки. Дон и Лукоморье. Если с Доном всё понятно, то по Лукоморью существуют разногласия. Есть такой вариант, где это может быть изгиб реки. Но, изгиб морского берега, а именно залив, как-то предпочтительнее. Что же мы видим в таком случае? Погнали несчастных половцев к Таганрогскому заливу, по Дону только туда, и там избивали.
С какой стороны Дона это было, вопрос дискуссионный. Думается, с обеих, хотя "ехали" Джэбэ с Субэдэем с Кавказа. То есть, гнали половцев с юго-востока на северо-запад и прижимали половцев к реке. Прискучивши лупить половцев у берегов Азовского моря, монголы погнали их далее, пройдя всю страну половецкую.
Приидоша бо ти таурмени на всю страну Куманьскую и гониша ихъ до рѣки Днѣпра близъ Руси
Днепр близ Руси, как я понимаю, это в районе современного Кременчугского водохранилища. Где Сула впадает в Днепр. Там стоял пограничный город Воинь. Впрочем, не буду настаивать на локации. В устье Днепра находилось Олешье**, и значит, там тоже было близъ Руси.
**- сейчас Алёшки.
А учитывая, что после разборок с половцами монголы двинули отдохнуть и развлечься в Крыму,
то эта точка не менее приоритетна.
Побитые половцы
прибѣгоша иде же зовется валъ Половеческий
Как не трудно догадаться, вал Половецкий, это какой-то из так называемых Змиёвых валов, щедро насыпанных ещё начиная с века третьего, пятого нашей эры по Поднепровью и притокам. Какой из них имел в виду летописец, непонятно. Наиболее вероятен, имхо, идущий по пограничной, со степью, реке Суле. Именно там, где стоял город Воинь. Возможны варианты. Монголо-татары разделились на монголов и татар и гоняли половцев в разных местах, в том числе и около Сулы. Или, Джэбэ с Субэдэем отправились в Крым, а часть вырвавшихся из их объятий половцев, с Котяном*** во главе, удрала на север, где и встретилась с "пограничниками".
***- Котян Сутоевич Тертеров, между прочим, прадедушка Александра Невского.
Пока безбожные моавитяне куролесили в Крыму, Котян Сутоевич метнулся
съ поклономъ съ князи половеческыми къ зятю Мьстиславу въ Галичь
с просьбой пособить супротив обидчиков. Путь неблизкий. По прямой километров с шестьсот. Дорогами и подальше будет. Туда же поехали
дары многы, кони, и велбуди, и буйволы, и дѣвки
Очарованные велбудями, многие князья, оповещённые Мстиславом, согласились безбожных моавитян прокатить на "штыках".
Собрались в Киеве, послали, для порядку, за помощью во Владимир, и решили вести войну малой кровью на чужой территории.
Съвѣщаша же князи, яко срѣсти ихъ на чюжой земли
Выступили и
Пришедши же имъ кь Днѣпру на Зарубъ, къ острову Варяжскому
Пойдём же и мы по Днепру до Заруба и этого острова (который некоторые, почему-то, указывают современной Хортицей) Открываем Брокгауза и Ефрона, читаем.
Заруб — город Древней Руси, ныне село Зарубинцы Каневского уезда Киевской губ.
Сейчас не то, что города нет, нет и села, да и на месте брода через Днепр Каневское водохранилище. Но, можно открыть старую карту и совместить с современной.
Более тёмным отмечен Днепр на 1950 год. Светло голубой - современное Каневское водохранилище. Присутствует село Зарубинцы и остров. Правда не Варяжский, как у летописца, а Андрюшовский, напротив затопленного села Андрюши. Тот это остров или нет, сказать невозможно определённо, но очень похож.
Тут тов. князья встретились с моавитянскими послами****.
****- здесь все кому не лень шастали через Днепр.
Которых прислали, я так понимаю, Джэбэ с Субэдэем. Как послы не распинались, рассказывая о любви и дружбе братских народов Монголии и Руси, решено было их убить. Что и было сделано без особой рефлексии.
На этом предлагаю остановиться, продолжим в следующий раз.
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
можно в телеграмм
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉
альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей