Найти в Дзене
Шпионские страсти

Ничто не ново под луной. Часть 2. Создание СНТ и одна из первых диверсий

1925 – 1927 годы Франция - СССР В 1925 году основатель и руководитель белоэмигрантского Русского Обще-Войскового Союза (РОВС) генерал Пётр Николаевич Врангель внезапно оставил свой пост и уехал в сербский город Сремски Карловцы, где занялся литературной деятельностью. В Париже на посту руководителя РОВС Врангеля сменил великий князь Николай Николаевич. Начальником боевого отдела РОВС стал генерал Александр Павлович Кутепов, ветеран русско-японской и Первой мировой войны, пользовавшийся большим авторитетом среди боевых белогвардейских офицеров. В 1926 году в структуре РОВСа появилась так называемая «внутренняя линия», сотрудники которой занимались вопросами разведки и контрразведки. В задачи «внутренней линии» также входили: подготовка государственного переворота в СССР, осуществление терактов в отношении сотрудников организаций, советских и партийных учреждений, создание мощного антисоветского подполья. В него предполагалось втянуть советских граждан из числа «бывших», офицеров Красно

1925 – 1927 годы

Франция - СССР

В 1925 году основатель и руководитель белоэмигрантского Русского Обще-Войскового Союза (РОВС) генерал Пётр Николаевич Врангель внезапно оставил свой пост и уехал в сербский город Сремски Карловцы, где занялся литературной деятельностью. В Париже на посту руководителя РОВС Врангеля сменил великий князь Николай Николаевич.

Начальником боевого отдела РОВС стал генерал Александр Павлович Кутепов, ветеран русско-японской и Первой мировой войны, пользовавшийся большим авторитетом среди боевых белогвардейских офицеров.

В 1926 году в структуре РОВСа появилась так называемая «внутренняя линия», сотрудники которой занимались вопросами разведки и контрразведки. В задачи «внутренней линии» также входили: подготовка государственного переворота в СССР, осуществление терактов в отношении сотрудников организаций, советских и партийных учреждений, создание мощного антисоветского подполья. В него предполагалось втянуть советских граждан из числа «бывших», офицеров Красной Армии (однокашников и однополчан членов РОВСа), а также родственников эмигрантов. Этот план не сработал. Советское правительство и органы госбезопасности СССР всегда с подозрением относились к «бывшим» и держали их под постоянным контролем. А после 1927 года органы госбезопасности СССР предприняли ряд упреждающих мероприятий с целью нейтрализации потенциальной «пятой колоны»: из армии уволили многих бывших царских офицеров, многие советские учреждения очистили от нелояльных к власти сотрудников. Была проведена чистка в ВУЗах. Поставили под жёсткий контроль связи граждан СССР с их заграничными родственниками. Эти меры (либеральные историки любят называть их необоснованными репрессиями) привели к тому, что белогвардейские организации в 1937 году знали о положении в СССР значительно меньше, чем в 1922 году.

И если широкого подполья в Советской России РОВС создать не удалось, то ряд терактов на территории СССР были всё-таки проведены.

В 1927 году Кутепов создаёт Союз Национальных Террористов (СНТ), который частично финансируется британской разведкой. Только в конце 1927 года Кутепов получил от британцев 200 тысяч французских франков. Количество боевиков, входивших в СНТ, осталось неизвестным: ОГПУ не сумело внедрить в СНТ свою агентуру.

Задачи, поставленные боевикам СНТ, были следующими:

- убийство И.В. Сталина;

- взрывы военных заводов;

- убийство руководителей ОГПУ в Москве;

- убийство командующих военными округами СССР;

- проведение ряда диверсий в промышленности, на транспорте, на склады, в портах, на элеваторах, чтобы сорвать экспорт хлеба и тем подорвать базу советской валюты;

- организация диверсий на советских нефтеналивных судах;

- при помощи дипломатической почты переправлять в СССР бациллы холеры, оспы, чумы, тифа, сибирской язвы и прочих заразных и опасных болезней;

- потопить советский парусник «Товарищ» и т.д.

В этот же год началась реальная деятельность СНТ.

7 июня 1927 года трое три члена СНТ, а именно: Виктор Ларионов, капитан одной из белых армий, Сергей Соловьёв, двадцатилетний сын полковника царской армии, и его одноклассник Дмитрий Мономахов, - под видом коммунистов проникли в помещение Центрального партийного клуба на Мойке в городе Ленинград.

Во время лекции об американском неореализме товарища Ширвиндта, Ларионов и его коллеги вошли в зал, где проходила лекция. Огляделись, оставаясь в дверях, и Ларионов сказал «Можно!». Соловьёв бросает гранату и отскакивает за угол. Ларионов бросает баллон с газом в сторону буфета и общежития, и бежит вниз по лестнице. Мономахов также бросает гранату в зал и также бежит. Во все стороны летят осколки стёкол.

Группа сумела благополучно вернуться в Финляндию.

О персоналиях этой организации:

Ответный удар. Создание «Внутренней линии» (2)

(Источник: А. Север)