Ко мне обратился клиент с задачей найти живой и беспроблемный Kia Sportage четвертого поколения. Бюджет был хороший, требования адекватные: возраст до пяти лет, пробег до 100 тысяч километров, один-два владельца и, разумеется, отсутствие серьезных ДТП.
После нескольких дней поисков натыкаемся на, казалось бы, идеальный вариант. Kia Sportage 2019 года, пробег 80 000 км, один владелец. Фотографии в объявлении - просто загляденье. Машина блестит, салон в идеальном состоянии, на фото ни единого дефекта.
Цена чуть ниже средней по рынку, что всегда немного настораживает, но продавец в телефонном разговоре объяснил это срочностью продажи в связи с покупкой недвижимости. Классическая легенда, но почему бы не проверить?
Звоню владельцу. Мужчина приятным голосом заверяет, что машина в состоянии новой.
«Клянусь, не бита, не крашена, даже бамперы в родной краске! Любые проверки за ваш счет, я в машине уверен на все сто».
Договариваемся о встрече.
День осмотра. Первые впечатления.
Приезжаем на место. Нас встречает тот самый Sportage, и он действительно выглядит великолепно. Черный цвет, отполированный до зеркального блеска, чистый и ухоженный салон. Владелец, мужчина лет сорока, с ходу начинает рассказывать, как он сдувал с машины пылинки, обслуживал только у официального дилера и менял масло каждые 7-8 тысяч километров. Показывает сервисную книжку с отметками, заказ-наряды. Все выглядит очень убедительно.
Я начинаю осмотр с базовых вещей: проверка документов, сверка VIN-номеров. Все чисто. Заглядываю под капот - двигатель работает ровно, посторонних шумов нет, уровень технических жидкостей в норме.
Салон действительно в отличном состоянии, без потертостей и царапин, что соответствует заявленному пробегу. На первый взгляд, все сходится. Клиент уже начинает сиять от радости, предвкушая удачную покупку. Но мой главный инструмент еще даже не был в деле.
Момент истины: достаем толщиномер.
Я всегда говорю, что самый честный собеседник при покупке подержанного автомобиля - это толщиномер. Человеческий глаз, особенно глаз неэксперта, легко обмануть. Качественный ремонт, хорошая полировка - и вот уже крашеную деталь не отличить от заводской. Но прибор не обманешь.
Я начинаю замер с крыши - это эталонная точка, так как ее красят на заводе и редко перекрашивают при ремонтах. Прибор показывает стандартные для корейского автопрома 110-120 микрон. Отлично, это наш ориентир. Перехожу к капоту. Первый замер у левой фары - 130 микрон. Норма. Ближе к центру - 125 микрон. У правой фары... 450 микрон. Так-так, вот и первый сюрприз. Прохожусь по капоту дальше - цифры пляшут от 300 до 600 микрон. Это уже не просто второй слой краски, здесь явно есть шпаклевка.
Владелец, видя мое изменившееся лицо, начинает нервничать.
«Это, наверное, у вас прибор глючит. Да не было ничего с машиной!».
Я спокойно продолжаю замеры.
Переднее левое крыло - 120-130 микрон (завод).
Водительская дверь - 115-130 микрон. (завод).
Задняя левая дверь - 120 микрон. (завод).
Заднее левое крыло - 125 микрон. (завод).
Казалось бы, вся левая сторона целая. Но самое интересное ждало нас справа.
Переднее правое крыло - 800 микрон, местами пробивается до 1200. Это уже серьезный слой шпаклевки. Смотрю на болты крепления крыла - грани сорваны. Очевидно, крыло снимали и ремонтировали, а может, и меняли на новое с последующей покраской и шпаклевкой для выведения зазоров.
Передняя правая дверь - от 250 до 500 микрон. Дверь тоже красили, но, вероятно, без серьезного ремонта, просто вторичный окрас.
Задняя правая дверь - вот тут начинается самое интересное. Замеры показывают от 1500 до 2500 микрон. Это уже не ремонт, это настоящее "скульптурное" творчество. Такой слой шпаклевки говорит о серьезнейшем повреждении. Заглядываю в проем двери. Пороги показывают 700-900 микрон. Становится понятно, что удар был сильный, пришелся в правую сторону и задел центральную стойку.
Крышка багажника - 130 микрон (родная краска). Задний бампер, хоть его толщиномером и не проверить (так как он пластиковый), имеет следы перекраса - видна пыль под лаком и небольшая шагрень, отличающаяся от заводской.
Что показал дальнейший осмотр?
Когда картина с кузовом стала ясна, я начал искать косвенные признаки аварии. Поднимаю уплотнители на проемах правой стороны - видны следы сварочных швов на центральной стойке. Не заводские, конечно. В багажнике, под обшивкой, в нише запасного колеса, металл тоже имеет следы ремонта, хотя и сделано довольно аккуратно.
Дальше - проверка по базам. Открываю отчет Автотеки, и... вуаля! Расчет стоимости ремонта на 400-500 тысяч рублей. Описание ДТП: "Столкновение, удар в правую боковую часть". Дата - два года назад.
Поворачиваюсь к владельцу. Он стоит красный, как светофор.
«Ну да, было небольшое ДТП, - бормочет он, - жена притерла во дворе. Там царапина была, я для себя сделал, чтобы все идеально было».
Небольшая притертость? С ремонтом центральной стойки и килограммами шпаклевки на дверях? Уровень цинизма просто зашкаливал. Человек до последнего пытался нас убедить, что машина «в идеале», надеясь на то, что мы приедем без толщиномера и купимся на блестящий внешний вид.
Что могло бы быть?
Что было бы, если бы мой клиент купил этот автомобиль?
- Потеря денег. Машина с таким ремонтом стоит на 20-25% ниже рынка. Перепродать ее за адекватные деньги было бы невозможно.
- Проблемы в будущем. Килограммы шпаклевки со временем начнут трескаться и отваливаться. Нарушенная геометрия кузова может сказаться на управляемости и износе резины.
- Безопасность. Самое главное. Ремонт центральной стойки - это вмешательство в силовой каркас кузова. Никто не даст гарантии, как поведет себя этот элемент при повторном ДТП. Вероятнее всего, он уже не отработает так, как было заложено инженерами на заводе.
Мы, конечно, от покупки отказались. Потратили пару часов времени, но сэкономили клиенту кучу денег и нервов. А "идеальный" Sportage через пару дней снова появился в продаже, с тем же описанием: "не бит, не крашен".
Мой вам совет: никогда не экономьте на проверке. Если не разбираетесь сами, наймите специалиста. Стоимость услуг автоподборщика - это ничто по сравнению с теми деньгами, которые вы можете потерять, купив "кота в мешке".
А вы сталкивались с подобным обманом при покупке авто? Делитесь своими историями в комментариях, ставьте лайк, если статья была полезной!