Найти в Дзене
То что меня касается

Неправедная жизнь поэтессы

О непростом, даже жестоком характере Марины Цветаевой, одной из самых романтических поэтесс Серебряного века ходили легенды. Она страстно любила, ненавидела и с лёгкостью предавала близких. Её жизнь, была насыщена странными, порой чудовищными событиями: брак по собственному предсказанию, безответственные влюбленности, экстраординарные отношения, брошенная на верную смерть дочь и, наконец, самоубийство... И эта обратная сторона медали, не очень вяжущаяся с чувственными строками её стихов, до глубины души шокировала даже самых преданных друзей и поклонников Цветаевой. За дерзкий и несносный характер юную Цветаеву отчислили из нескольких гимназий. При этом она много читала, ее захватывал мир книг, она целиком погружалась в жизнь литературных героев. В 15 лет Мариной была предпринята первая попытка суицида, а после 16-ти Цветаева пристрастилась к сигаретам и рябиновой настойке, которые покупала за счёт продаж ворованных этюдов у знакомых художников. Вот так под влиянием книжных персона

Фото в открытом доступе
Фото в открытом доступе

О непростом, даже жестоком характере Марины Цветаевой, одной из самых романтических поэтесс Серебряного века ходили легенды. Она страстно любила, ненавидела и с лёгкостью предавала близких. Её жизнь, была насыщена странными, порой чудовищными событиями: брак по собственному предсказанию, безответственные влюбленности, экстраординарные отношения, брошенная на верную смерть дочь и, наконец, самоубийство...

И эта обратная сторона медали, не очень вяжущаяся с чувственными строками её стихов, до глубины души шокировала даже самых преданных друзей и поклонников Цветаевой.

За дерзкий и несносный характер юную Цветаеву отчислили из нескольких гимназий. При этом она много читала, ее захватывал мир книг, она целиком погружалась в жизнь литературных героев. В 15 лет Мариной была предпринята первая попытка суицида, а после 16-ти Цветаева пристрастилась к сигаретам и рябиновой настойке, которые покупала за счёт продаж ворованных этюдов у знакомых художников. Вот так под влиянием книжных персонажей, рябиновой и сигарет в юной голове рождались стихи, которые немногим позже вошли в сборник «Вечерний альбом», сделавший Цветаеву знаменитой.

Как это ни удивительно, но свой брак Цветаева предсказала еще задолго до встречи со своим супругом, дав зарок, что выйдет за того, кто подарит ей любимый камень. Сергей Эфрон при первой встрече преподнес 19-летней девушке бусину из сердолика, и та неожиданно для всех, вышла замуж за парня, с которым была едва знакома, убедив себя, что он и есть ее судьба.

Фото в открытом доступе
Фото в открытом доступе

При этом замужество не помешало юной поэтессе заводить новые романы на стороне, изводя на протяжении многих лет верного и преданного супруга безумными сценами ревности. Эфрон в свою очередь весьма снисходительно относился к влюбчивости Цветаевой, он всё списывал на ее юный возраст и творческую натуру. И нужно сказать, что терпение и понимание его были практически безграничны. Сергей стойко вынес и роман Марины с его старшим братом Петром, и скандальные отношения с поэтессой Софией Парнок, ради которой та на два года оставила его с годовалой дочерью.

Простил Эфрон и увлечение Марины молоденькой актрисой Соней Голлидэй и неприлично откровенные письма Борису Пастернаку. Простил даже страстный роман со своим лучшим другом Родзевичем и безропотно принял ребёнка, рождённого от этой связи. Прощал и терпел, оставаясь Марине преданным мужем и верным другом до самой свой сме рти.

И хотя биографы одной из самых неординарных поэтесс Серебряного века, пытаясь оправдать такое её поведение, утверждают, что всю жизнь сердце Марины Цветаевой принадлежало лишь ее мужу Сергею Эфрону, факты и поступки красноречиво говорят совершенно об обратном...

Биографы в своих работах чаще всего упоминают дочь Цветаевой Ариадну и сына Георгия, которого поэтесса родила от внебрачной связи. А ведь на самом деле Марина родила от Сергея Эфрона двух дочерей – Ариадну и Ирину. Поговаривали, именно беременность вторым ребёнком заставила нерадивую мамашу оставить любовницу и вернуться в семью в 1916 году.

Второй ребёнок родился болезненным, и как казалось Цветаевой, слегка умственно отсталым. То ли дело была старшая дочь Ариадна - умная, красивая и талантливая девочка. К четырём годам малышка уже читала, а к шести - сочиняла стихи и вела дневник. Именно ей из троих детей Цветаевой посчастливилось прожить долгую жизнь. Хотя насколько на самом деле её жизнь была счастливой - очень большой вопрос.

Ариадна Эфрон родилась в сентябре 1912-го. Имя для малышки, выбранное матерью, не прижилось, и девочку стали звать ласково Алей. Все хлопоты по уходу за девочкой взяли на себя няньки, что давало её матери полную свободу для творчества... и не только. Буквально через год Цветаева, оказавшись в плену новых романтических чувств к поэтессе Софии Парнок, оставила мужа с ребенком и целиком отдалась своей страсти.

В 1916-м, расставшись со своей пассией, Цветаева вернулась в семью, а весной 1917-го родила Ирину. Однако семейная идиллия закончилась очень быстро. Через полгода в стране рухнула старая власть и началась гражданская война. Сергей Эфрон отправился на фронт, а Марина осталась одна с кучей невообразимых для неё проблем: без нянек и прислуги, без средств к существованию, без желания и умения работать. И при всём при этом с двумя маленькими дочерями на руках.

Фото в открытом доступе
Фото в открытом доступе

Однако Цветаева была поэтом, и ей удалось закрыть глаза на обыденность. Таскать воду, топить печь, добывать еду - это было не про неё. Материнские хлопоты и ответственность, легшие на плечи поэтессы, не заставили её стать ответственной и заботливой матерью. Она пренебрегала бытом, будучи уверенной, что создана для творчества и общения с интересными людьми.

В 1919 году рацион в семье настолько оскудел, что Марина, пребывая в очередной депрессии, по совету знакомого сдала обеих дочерей в Кунцевский приют, выдав их за круглых сирот, назвавшись крёстной. Марина Ивановна, стыдясь своего поступка и опасаясь пересудов, пошла на эту хитрость (если не сказать - подлость). Ариадне она строго-настрого приказала на расспросы отвечать, что их с сестрой в приют привезла крестная мать. В оправдание же себе женщина выдвигала главный аргумент - она искренне желала обеспечить своим детям полноценную жизнь и, что только так она могла спасти дочек от голода, бушевавшего в стране.

В дальнейшем во время редких посещений Цветаева с меньшей дочерью почти не общалась, а все принесённые ею угощения доставались Ариадне, которая очень тосковала и просилась домой. Лишь только тогда, когда старшая дочь заболела малярией, Марина забрала девочку и заботливо ухаживала за ней. Ирина же вскорости умерла от голода, так и не дождавшись встречи с матерью. На похоронах 3-х летней дочери поэтессы не было.

Спустя два года после трагедии Цветаева со старшей дочерью отправились за границу к Сергею Эфрону. В Чехии после нескольких лет вынужденного расставания семья воссоединилась. В 1925-м Марина Ивановна родила сына Георгия, которого ласково будет звать Муром. Однако и в этот раз не обошлось без скандальных слухов: молва стала приписывать отцовство Константину Родзевичу, с которым за спиной мужа Цветаева некоторое время находилась в близких отношениях. Эфрон, разумеется, этот факт категорически отрицал.

Впервые увидев новорождённого сына, Сергей тут же отметил, что наследник – «вылитый Марин Цветаев!». Белокурый ангелочек, перенявший от гениальной матери литературный талант, стал рано не только читать и писать, а еще в духе своей матушки вести дневник. Перенял Мур от Марины Ивановны и скверный характер. Мальчик рос холодным, отчужденным, эгоистичным. Это проявлялось даже в том, как в разговоре мальчик называл родительницу по имени-отчеству. Цветаева же, познавшая радость материнства лишь с третьей попытки, измученная душевными метаниями, любила своего отпрыска до беспамятства. В ответ же на материнские чувства получала лишь грубость и презрение. Отношение сына к матери стало словно расплатой за ее прошлый грех.

С годами ситуация лишь усугубилась. В своём дневнике Мур писал, что избегает общения с родительницей. Сын не просто не поддерживал мать, он откровенно издевался над ее беспомощностью, буквально добивал, безжалостно нанося психологические страдания. Он был умным и чудовищно эгоистичным. А, впрочем, чему уж тут удивляться? На этот раз яблочко от яблоньки не далеко закатилось.

Сергей Эфрон во время гражданской, воевавший в рядах белогвардейцев, был вынужден жить в эмиграции, тоскуя по России. Не стало на душе легче, и когда его семья воссоединилась. Единственной отдушиной в его жизни стала повзрослевшая дочь Аля, которая разделяла его взгляды. Когда со временем семья перебралась во Францию, Ариадна поступила в художественное училище при Лувре и стала подрабатывать вязанием шапочек и носков. При этом мысль вернуться на родину все это время не покидала ни отца, ни дочь, что приводило к постоянным спорам, поскольку Цветаева считала, что прежней России больше не существует и возвращаться некуда.

Но Марину Ивановну никто не слушал. Весной 1937 года в Москву выехала Ариадна, получившая первой из семьи возможность вернуться на родину. Осенью того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве. Цветаева с сыном в СССР вернулась спустя два года, в 1939-м. По возвращении в Советский Союз Эфрону и его семье была предоставлена государственная дача НКВД в подмосковном Болшево. И первое время ничто не предвещало беды...

Фото в открытом доступе
Фото в открытом доступе

Вскоре после возвращения поэтессы в СССР была арестована и осуждена за шпионаж на 8 лет её дочь Ариадна. Вслед за ней арестовали и Сергея Эфрона. Инкриминировав измену родине, в 1941-м его расстреляли.

Она почти перестала писать и зарабатывала переводами. После начала войны вместе с другими литераторами Цветаева с сыном оказались в эвакуации в Елабуге, где получила должность посудомойки в рабочей столовой. Без работы она не имела бы возможности получать продовольственные карточки. Поэтесса попросила определить ее в столовую Литфонда, чтобы остаться в своем кругу общения.

Георгий Эфрон (погибший на фронте в 1944 году) писал о последних днях жизни матери в эвакуации в Елабуге: "Настроение у нее – отвратительное, самое пессимистическое, Предлагают ей место воспитательницы; но какого черта она будет воспитывать? Она ни шиша в этом не понимает. Настроение у нее – самоубийственное: "деньги тают, работы нет". Марина Цветаева покончила с собой 31 августа 1941 года; точное место могилы (на Петропавловском кладбище в Елабуге) неизвестно.

В 1948 году, выйдя на свободу, Ариадна Сергеевна вновь попала под каток сталинского режима - повторный арест и приговор к пожизненной ссылке. Лишь в 1955-м дочь Цветаевой полностью реабилитировали, и она спустя 16 лет после возвращения на родину, наконец, обрела свободу. Женщина обосновалась в Тарусе и занялась рукописями матери. Благодаря Ариадне вышли и первые сборники стихов Марины Цветаевой и воспоминания о её судьбе. Свою личную жизнь Ариадна Сергеевна наладить не смогла. Роман с журналистом и переводчиком Самуилом Гуревичем оборвался из-за её ареста. В ссылке она узнала, что её любимого расстреляли за шпионаж. Умерла старшая дочь Марины Цветаевой в июле 1975-го, прожив 63 года...