Историю создания в бухте Нагаева базы для подводных лодок 171-й бригады, а также о задачах, которые выполнял состав, за 10 минут рассказываем в журнале «Люди Колымы» вместе с «Колыма Стори».
Узкая, вытянутая бухта Нагаева глубоко вдаётся в сушу, прячась за гористым полуостровом от штормов Охотского моря. Мореходы давно оценили эту прекрасную стоянку для судов. Гидрограф-геодезист Б. В. Давыдов отмечал, что эта бухта «по справедливости может быть названа лучшей якорной стоянкой во всём Охотском море». Жившие поблизости эвены назвали её Мивкан. Возможно, от землепроходцев утвердилось за ней название Волок. Участники гидрографической экспедиции М. Жданко в 1912 г. предложили переименовать её в честь русского учёного-гидрографа, адмирала Алексея Ивановича Нагаева.
В бухте Нагаева базировалось соединение подводных лодок — 171-я бригада, а в последние годы своего существования — 420-й отдельный дивизион подводных лодок.
171-я бригада ПЛ в Магадане возникла по глубокому замыслу главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза Горшкова С. Г. Ускорило осуществление задуманного им требование министерства рыбного хозяйства СССР о передаче рыбакам территории в бухте Находка, занятой ВМФ. Со своей стороны рыбаки обязались выделить хорошие деньги на оборудование нового места базирования для выведенных из Находки подводных лодок.
Большое дело было задумано главкомом, только жаль, что до конца это дело доведено не было. Место базирования бригады лодок и дивизиона кораблей охраны водного района (ОВРа) планировалось сразу в трёх местах с замыслом выбрать из них более подходящее, где со временем будет отдельная бригада ПЛ с входящими в неё обеспечивающими надводными кораблями и техническими плавсредствами. То есть фактически новая военно-морская база. Места выбрали в районе Каменного венца, на южном берегу полуострова Старицкого, в бухтах Весёлой и Гертнера на восточном берегу полуострова.
Подготовительные работы начались с осени 1962 года. Проводились топографические съёмки, контрольные бурения донного грунта и были завезены различные материалы. Планировалось проведение дноуглубительных работ, строительство молов и причальной линии, а также постройка береговых объектов.
Количество лодок планировалось довести до 12 единиц, первоначально 613 проекта и кораблей ОВРа — до 7 единиц. Это соединение должно было взять под контроль всю обширную акваторию Охотского моря и Курильские проливы, обеспечивающие скрытный выход лодок через них во все районы северной части Тихого океана.
Кроме того, в районе Магадана планировалось дальнейшее усиление ракетных позиций и намечалось в дальнейшем освоение глубоководной бухты Броутона на острове Симушир, идеально укрытой и с моря, и с воздуха, что обеспечивалось особенностями рельефа этого острова.
О тяжёлой погодной и ледовой обстановке в Охотском море высшее командование знало, но её влияние на возможности ВМС предполагалось значительно нейтрализовать, с одной стороны созданием специальной ледокольной группы, а с другой — отработкой выхода лодок к Курильским проливам методом подлёдного плавания, что в свою очередь ещё больше улучшит их скрытность и внезапность действий. Надо было постоянно учитывать приливы и отливы. В северной части Охотского моря амплитуда ежесуточных колебаний уровня воды доходит до 13 метров (Гижигинская губа). В Тауйской губе Охотского моря максимальная разница между малой и полной водой составляет до семи метров.
3 ноября 1962 года 171-я БПЛ 6-й эскПЛ передислоцирована из бухты Находка в бухту Нагаева для освоения нового места базирования в Охотском море. Подготовка к переходу осуществлялась в спешке, и спешка в какой-то степени была оправдана. В отдельные годы лёд в бухте появлялся уже в ноябре. Лодки переходили на север поодиночке. Последней переход совершила С-286, старшим на ней шёл командир эскадры контр-адмирал Е. И. Медведев. Переход из относительно тёплой Находки в холодный Магадан экономичным десятиузловым ходом занимает несколько суток.
ПЛ ошвартовались к плавбазе «Север», в кубриках и каютах плавбазы разместились экипажи кораблей и штаб бригады, из вспомогательного котла поступал пар для отопления лодок, а при надобности дизели плавбазы подзаряжали аккумуляторные батареи ПЛ.
В конце ноября в бригаду прибыл назначенный начальник штаба, бывший командир лодки 19 БПЛ с Улисса, капитан второго ранга Александр Кодес. Его помощником стал Александр Проскурнин.
Главной задачей бригаде на ближайший год было поставлено оборудование и обживание места базирования, изучение и освоение театра Охотского моря и зоны Курильских островов и обычная отработка курсовых задач. ПЛ постоянно находились в море.
Единственное возможное место для стоянки плавбазы было у оконечности небольшого мола Марчеканского ремонтно-механического завода. Марчекан в то время представлял из себя заводской посёлок, находящийся в четырёх километрах от города на берегу бухты Нагаева.
В декабре 1962 года в Магадане причальной линией был стометровый насыпной мол с деревянной оконечностью, на которой располагался КПП бригады. Мол отделял от бухты ковш, в котором стояли ремонтирующиеся на судоремонтном заводе суда, плавмастерская бригады, два тральщика и два МПК дивизиона ОВРа. По другую сторону мола к выходу из бухты с отдачей якорей кормой к молу была ошвартована плавбаза «Север», у левого борта которой стояли все три лодки: С-288 (капитан второго ранга Щербавских В. П.), С-173 проект 613 (командир — капитан второго ранга Р. А. Христов) и С-286 (командир капитан третьего ранга Брыскин). Ещё тогда в бригаде было два катера-торпедолова. В зиму с 1962 на 1963 год всю бригаду представляли всего три лодки.
Сказать, что бухта Нагаева была для подводников в то время неуютной, значит, ничего не сказать. Более или менее спокойными были фактически зимние месяцы с декабря до конца апреля, когда бухта была закована льдами и плавания ПЛ обеспечивались прикомандированным к нам ледоколом «Хабаров», и три «летних» месяца с мая по июль.
С августа по декабрь в нашу западню десятимильной длины, которую представляла бухта, торопясь и отпихивая друг друга, врывались один за другим ураганы отменной лютости, которые рвали швартовы, не качали, а буквально трясли плавпирс и, когда не удавалось оторвать от мола плавбазу, пытались выпихнуть её на берег. В этих случаях лодки или отстаивались на якорях за мысом Замок или вообще выходили в море и там штормовали иногда по двое суток.
Весной 1963 года с наступлением навигации в состав бригады пришли большой буксир-спасатель и С-331 (капитан третьего ранга Светловский Л.) В марте 1963 года С-286 (командир — капитан третьего ранга Брыскин В. В.) совершила длительный выход в море с целью подлёдного плавания. ПЛ осуществила всплытие во льдах в Татарском проливе.
Активность действий магаданской бригады подводных лодок нарастала. ПЛ плавали и в битом льду, и в сплошном, если толщина его не превышала 20 см. В таких условиях было опасно всплывать. Командир ПЛ С-173 капитан второго ранга Христов Рудольф Васильевич спроектировал, рассчитал и сделал чертежи противоледовой защиты, представляющей систему стальных балок, защищающую ограждение мостика, антенны и выдвижные устройства при всплытии во льду. Эти устройства на плавмастерской изготовили для всех лодок бригады, и плавание значительно упростилось.
20 апреля 1963 года 171-я бригада была переименована в 171-ю ОБрПЛ.
Подводные лодки совершили подлёдное плавание из бухты Нагаева в Охотское море на расстояние более 100 миль. Освоили пополнение запасов топлива, масла и пресной воды в море: заходили во Второй Курильский пролив, там у южного берега острова Шумшу три швартовые бочки, и у каждой — буй. ПЛ подходит к соответствующей бочке, выбирает на палубу буй, а за ним шланг, который и присоединяют к соответствующему приёмнику. Короткий сигнал прожектором на пост — и топливо, масло или пресная вода пошли в соответствующую цистерну.
Осенью после ремонта в бригаду прибыла С-334 (капитан второго ранга Фищев Ю. А.). В ноябре 1963 года в бригаду и бухту Нагаева пришли С-263 (капитан второго ранга Свищ И. А.) и С-140 (капитан-лейтенант Телегин В.), пришедшие северным морским путём. В 1964 году своё штатное место обрело прибывшее в состав бригады гидрографическое судно, а ещё позднее — судно безобмоточного размагничивания корпусов лодок (СРБ). Осенью 1964 года в бригаду пришла С-365 (капитан второго ранга Богданов В. А.)
В 1965 году был установлен плавпирс.
Так описывает жизнь 171 ОБрПЛ в те годы командир ПЛ С-288, капитан второго ранга Щербавский В. П.: «на подводных же лодках обстановка в корне иная, тем более на тех, которые обретаются в краях, куда Макар телят не гонял. Для иллюстрации этого попробую, как можно короче обрисовать особенно запомнившуюся мне магаданскую обстановку.
До 1965 года мы все ютились у бортов плавбазы, стоящей кормой на швартовах к каменистому молу и на двух якорях, отданных с носа. Тогда практически не проходил ни один день, чтобы мы один, а то и два раза не отходили на рейд, так как кому-то, стоящему к берегу носом, нужно было стать к нему кормой или наоборот; то кого-то выпускать в море надо, то меняться местами, чтобы кому-то стать под кран для выгрузки или погрузки торпед, или для разноса зарядовых кабелей при зарядке аккумуляторной батареи генераторами плавбазы.
В 1965 году был установлен плавпирс, но и количество лодок утроилось, так что суматоха с перешвартовками сократилась незначительно. Можно было бы ещё описать эквилибристику с самими перешвартовками в условиях частой в тех краях непогоды, с установкой и разборкой торпедопогрузочного устройства при погрузке торпед через торпедопогрузочный люк, и с самой погрузкой. А ещё диковиннее выглядело кувыркание на плотике или шлюпке при погрузке торпед в кормовые аппараты при снежных зарядах или приливо-отливных течениях, когда нос лодки погружен, а корма торчит вверх.
Многие видели мельтешение муравьёв в муравейнике, но не все подозревают, что такое же мельтешение происходит у подводников, когда они выгружают или загружают аккумуляторную батарею. И что от подъёма флага до его спуска на соединении подводных лодок идёт сплошной непрерывный футбольный матч вперемежку с половецкими плясками, причём все там являются и участниками, и зрителями, и болельщиками одновременно…».
С Сахалина пришла старая, но ещё имеющая свой ход плавбаза «Кулу» под командованием капитана второго ранга Ивана Болдина.
В 1966 году в связи с увеличением количества подводных лодок в 171 бригаде и с возникшей необходимостью расселения личного состава бригады в 171 ОБрПЛ была передана и пришла в бухту Нагаева ПКЗ-62, получившая название «Бирюса». ПКЗ «Бирюса» — бывший «Забайкалье», грузопассажирский дизель-электроход.
В июне 1966 года командир бригады, капитан первого ранга Кириенко решил на деле доказать, что бригада находится в высокой боевой готовности, и по телефону через оперативного дежурного бригады объявил боевую тревогу без ограничений (такие действия не входили в его полномочия, а своё решение командир бригады ни с кем из вышестоящего штаба не согласовал).
Организация перехода соединения от повседневной жизни в полную боевую готовность была отработана хорошо. Разбором этого происшествия занимались офицеры штабов ВМФ и Генерального штаба. Командира бригады Кириенко и начальника политотдела Воронцова за превышение своих должностных полномочий от должностей отстранили.
В 1966 году были назначены командиром бригады капитан перового ранга Николай Иванович Беляков, начальником политического отдела — капитан первого ранга Феликс Васильевич Едрёнкин. Осенью 1967 года в составе бригады находилось 11 ПЛ проектов 613 и 613В, плавказарма ПКЗ-62 «Бирюса», плавбаза «Кулу», плавбаза «Север», торпедолов, УТС-11.
Подводные лодки бригады, первые лодки послевоенного проекта, имели большие ограничения по глубине погружения: С-140 могла погружаться на глубину только до 100 метров, С-365 — самая новая лодка могла погружаться до 160 метров. Поддержание в рабочем состоянии материальной части устаревших кораблей в сложных условиях базирования требовало от личного состава огромных усилий.
Весной 1968 года произошла мощнейшая подвижка льдов в бухте Нагаева. В майский день 1968 года в бухте Нагаева находились от 7 до 9 подводных лодок 613 проекта 171 ОБрПЛ. Часть из них получили повреждения различной степени тяжести от ледяного поля, часть сумела выйти из этого происшествия без потерь.
В июле 1968 года после повреждения ПЛ ледовым полем для оказания помощи самолёт авиации флота доставил в Магадан 23 человека под руководством вице-адмирала Маслова вместе с заместителем начальника политуправления Ковальчуком. Группу возглавлял первый заместитель командующего флотом, вице-адмирал Георгий Константинович Васильев.
В 1969 году причальная линия пополнилась плавпирсом. В этом году количество лодок выросло до двенадцати. Осенью (сентябрь-октябрь) 1969 года 171 бригаду и бухту Нагаева покинул пароход-ветеран плавбаза «Север». На берегу выросло пятиэтажное здание, в котором разместились экипажи и штаб бригады. В это здание 171 бригада переехала в конце 1969 года с плавбазы «Кулу» и ПКЗ «Бирюса». 1970 году подводные лодки 171 ОБрПЛ С-275 (командир — капитан второго ранга Свищ), С-365 (командир — Фелипенья) и другие приняли участие в учении «Океан».
В июне 1970 года из 171 ОБрПЛ и бухты Нагаева ушла ПКЗ «Бирюса». В сентябре 1970 года в бухту Нагаево пришла плавбаза «ПБ-3» после участия в учениях «Океан-100». Плавбаза была построенная по специальному проекту для обеспечения подводных лодок (ей дали название «Магаданский комсомолец»), полностью способная обеспечить такое количество лодок и, к тому же, вооружённая зенитной артиллерией и противолодочным комплексом. Зимой 1970 года бригаду и бухту покинула плавбаза «Кулу».
В марте 1971 года контр-адмирал Николай Иванович Беляков убыл на должность помощника командующего флотом по гражданской обороне. Командиром бригады назначен капитан первого ранга Усов Александр Арсентьевич.
Бухта Нагаева почти на восемь месяцев покрывалась льдом, и боевая подготовка в таких условиях становилась весьма сложной. Командование флотилии приняло решение на зимний период перебазировать часть лодок бригады в бухты Ильичёва и Бечевинская. Первая зимовка лодок 171 бригады состоялась в 1974 году.
Боевые службы в Охотском море проходили в сложных условиях. Даже летом вахта в ограждении рубки неслась в полушубках и шапках-ушанках. ПЛ проекта 613 несли службы в течение 30 суток, а ПЛ проекта 613В — 45 суток.
В 1979 года плавбазе ПБ-3 присвоено почётное звание «Магаданский комсомолец». В середине девяностых 171-я ОБрПЛ была расформирована, прекратила своё существование и канула в вечность.
О воспоминаниях подводников и судьбе лодок расскажем в следующих материалах.