Найти в Дзене
Стармикс

Когда советская классика становится токсичной - почему героини Алентовой, Брыльской и Румянцевой выбирали не тех мужчин

Оглавление

Помните, как мы всей семьей сидели перед зрителями и млели от Гоши? Рукастый, не пьет – ну разве это не мечта? А теперь включаешь эту картину и думаешь: девочка, ты серьезно? Этот товарищ, который сбежал в запoй, едва осознал, что женщина занимает большую, чем он, должность – классический образец токсичной маскулинности. Но по порядку.

Если разобрать советские киношедевры, то можно обнаружить там такое, что впору написать диссертацию по деструктивным отношениям. И самое пикантное – эти фильмы до сих пор выглядят как эталон романтики. Пора открыть глаза?

Москва слезам не верит
Москва слезам не верит

Когда «Москва слезам не верит» начинает верить в красные флажки

Катя Тихомирова встречает Георгия и сразу понимает: этот мужчина слишком хорош, чтобы быть правдой. Токарь с королевскими руками, который пьет исключительно по государственным праздникам, умеет починить все – от крана до женской судьбы. Одна беда: Катя панически боится признания, что она директор завода. Потому что чует нутром – Гоша этого не простит.

И что происходит, когда правда всплывает? Георгий Иванович уходит в такой ​​запoй, что его неделями найти невозможно. Вот вам и рукастый непьющий. Современные девушки посмотрели бы на такое поведение и моментально внесли бы товарища в черный список. Причина того, что мужчина, который не может остаться в балансе с партнершей, – это не мужчина, а ребенок с раздутым эго.

Если он не переносит, что ты зарабатываешь больше, вопрос не в рублях, а в его самооценке. В современных реалиях полноценная женщина часто занимает более высокую должность, и ничего, мужчины тоже тянутся вверх по карьерной лестнице. Более того, адекватные партнеры гордятся успехами своих половинок. А вот типаж Гоши сегодня это абьюзеро – он готов принимать решения только единолично, на том основании, что он мужчина. Такие отношения возможны, если Катя дома превратится из миниатюрной леди в пушистую кошечку. Но надолго хватит ли ее хватит?

Служебный роман
Служебный роман

«Служебный роман»: чем пахнет повышение

А теперь поговорим о Новосельцеве. Этого тихого семейства с двумя мальчиками (мальчик и... мальчик!), который умудрился закрутить роман с начальницей. Затем по наводке друзей, которые советуют: иди, обольсти «мымру», получишь должность.

Сегодня такие персонажи называются проще – альфонсы. Внешне Анатолий Ефремович даже не сильно скрывает, что ему выгодно быть с Людмилой Прокофьевной. Она обеспечивает материальное благополучие, а он готов подчиняться и даже находиться на содержании. Идеальная схема для современных карьеристов, которые, кстати, таких раскладов не стесняются.

Но есть проблемка - Калугина у Новосельцева вызывает прежде всего жалость. А на жалости долгие отношения не построить. Как только она начнет командовать не только в офисе, но и дома – а она начнет, не сомневайтесь, – Анатолию станет душно. Скандалить он не решится, но будет искать способы отстраниться, уйти в себя.

А что с первой женой Новосельцева? Почему она от него ушла? Вряд ли в разводе виноват кто-то один. Может, Анатолий Ефремович тогда уже продемонстрировал склонность к комфортным отношениям, где женщина решает все проблемы?

Не зря современные корпорации прописывают в договорах запрет служебных романов. Причины банальны: сплетни, раскол коллектива, когда при расставании пары все вокруг невольно встают по разные стороны баррикад. Но главное – распространение служебной информации. Влюбленные на подушке могут разболтать такое, что потом не разгребешь.

Любовь и голуби
Любовь и голуби

Вася Кузякин: почему в СССР прощали то, за что сегодня выгнали бы с вещами

«Любовь и голуби» – картину, из которой бабушки рыдают, современные зумеры недоумевают: серьезно, эту гуляку простили?

Василий встречает на курорте Раису Захаровну – воплощение всего недоступного и загадочного. Дива в блестящем купальнике, которая оказалась совсем не такой недоступной. Она одинока и несчастна, а Кузякин – просто дополнение к ее одиночеству. Сажает его на ЗОЖ-рацион, от которого его воротит, не ищет компромиссов, живет своей жизнью.

А что делает законная супруга Надежда? Пошумела для приличия и успокоилась. Более того, тайком бежит к нему на свидание! Такими мужиками не разбрасываются. Вася трудяга, непьющий, детей любит. Измена – это, конечно, плохо, но куда он денется? Вернется. Скорее всего, что загуляет снова – потому что прецедент создан.

В современных реалиях такой расклад вряд ли бы прокатил. Особенно среди молодежи. Люди острее переживают любые формы предательства. Измена – это не просто «загулял и вернулся», это удар по самооценке, по доверию, по безопасности в паре. Такой брак сегодня рухнул бы, не давая шансов перешагнуть через измену и жить дальше.

Ирония судьбы или с легким паром
Ирония судьбы или с легким паром

Надя из «Иронии судьбы или с легким паром»: стерва или прагматик?

Теперь про ту самую Надю, которая собиралась замуж за Ипполита. Барбара Брыльска в роли стервы? Ну что вы, какая стерва, просто девушка с головой на плечах!

Надежда прекрасно понимает: Ипполит обеспечивает стабильность. Он дарит ей французские духи – царский подарок в СССР, когда за импортной косметикой выстраивались очереди. Он надежен, доступен, материально состоятелен. Брак по расчету? Да. Но если он основан на взаимном уважении, то он явно крепче многих союзов «по любви».

В хорошем смысле слова Надя – стерва и знает себе цену. Материальные блага для нее важны, и в этом нет ничего постыдного. Она была готова вступить в брак и иметь высокое материальное положение. И если бы не явился пьяный Лукашин, вполне возможно, жила бы счастливо с Ипполитом.

А вот брошенной Гале надо раздобыть телефон того самого Ипполита и завязать с ним отношения. А о Жене забыть напрочь. То, что мужчина, который дошел почти до свадьбы и на эмоциях бросил невесту ради случайной встречи, – ненадежен, мягко сказать. Все, что делается под наплывом чувств, требует паузы и холодной головы.

Кстати, а крепкий ли будет брак Нади и Жени? Вряд ли. Они познакомились в состоянии алкогольного опьянения, влюбились за одну ночь и решили, что их свела сама судьба. Это не любовь – это гормональный коктейль. Когда эйфория спадет, это будут двое незнакомых людей, которые толком не знали друг друга.

Девчата
Девчата

Илья Ковригин: когда харизма важнее чувств

«Девчата» – фильм о том, как бригадир лесорубов с бешеным доходом и с фото на доске почета добивается женщину повариху Тосю. Она не похожа на других, а значит, интересна. Игра в одних ворота – Тося без ума от Ильи, но упорно скрывает чувства. Илья же играет на публику.

Больше всего на свете Ковригин любит себя. Как только Тося сдастся, он к ней быстро охладеет. Потому что охота была интереснее дичи. Это незабываемый пример деструктивных отношений. Тося готова любить за двоих, но Илья не готов любить вообще.

Высок риск того, что в браке лесоруб быстро заскучает и начнет погуливать. Сможет ли Тося закрыть на это глаза? Вряд ли – она не робкого десятка. Единственный шанс для Ковригина остаться в семье – если Тося предоставит ему полную свободу действий и не станет душить навязчивой любовью. Но разве это брак?

Три тополя на Плющихе
Три тополя на Плющихе

Нюра и таксист: билет в кино как попытка побега

«Три тополя на Плющихе» – трогательная история о женщине, которая чуть не пошла на свидание с малознакомым таксистом. Чуть не изменила мужу. Чуть не разрушила семью. А все потому, что дома ее ждет деспотичный супруг, от которого не видно ни нежности, ни тепла.

Нюра хотела просто в кино сходить. Вырваться из-под власти тирана. И зря не поддалась искушению – они же просто в кино собрались. Остались бы приятные воспоминания. Большее эти люди вряд ли смогли бы себе позволить.

А вот многие современницы на месте Нюры без душевных терзаний отправились с кавалером в кино и продолжили бы свидание. И при первой возможности ушли бы от благоверного тирана, прихватив детей. Замужество в наше время это не обязательство жить вечно с мужем, чтобы ни происходило. Сегодня женщины не боятся жить без мужчин – они социально защищены, зарабатывают сами, и общество их не осуждает.

Вокзал для двоих
Вокзал для двоих

«Вокзал для двоих»: когда благодарность путают с любовью

Платон Рябинин и официантка Вера – история, больше похожая на курортный роман. Случайная встреча, откровенный разговор, благородный поступок – Платон взял на себя вину жены и сел в тюрьму. Вера под впечатлением, начинает носить ему передачи, и в ее жизни появляется смысл.

Возможно, это и не любовь, но развлечение точно. Раньше Вера вряд ли куда ли-то выезжала. Когда Платон отсидит, он, не исключено, разведется с женой и погибнет с Верой. Но не из великой любви, а из благодарности.

А ей льстит, что москвич делает ей комплименты и даже позвал в ресторан, когда ей ухажеры предлагали "сама, сама раздевайся" в купе.

Такие отношения держатся на чувстве долга. Платон будет жить с Верой, потому что она ждала, поддерживала, верила. А это не основа для счастливого брака. Это основа для театра, где каждый играет свою роль: он – благодарный герой, она – верная женщина.

Что не так с советской романтикой?

Просматривая эти фильмы через призму современной психологии, понимаешь, что мы идеализировали отношения, которые сегодня назвали «опасными». Абьюзивное поведение Гоши, альфонство Новосельцева, деструктивная игра Ковригина – все это в СССР считалось нормой. Более того, романтикой.

А женщины? Катя скрывает свою роль из страха перед реакцией мужчины. Надежда готова на брак по расчету. Тося любит за двоих. Нюра боится уйти из тирана. Это не сильные героини – это жертвы, обусловленные социальными установками.

Конечно, время было другое. Общество диктовало правила: женщина должна быть замужем, развод – позор, мать-одиночка – клеймо. Мужчина – добытчик и главный, даже если получает меньше. И эти установки пропитывали каждый кадр советского кино.

Но картина сегодня изменилась. Женщины не боятся быть независимыми, больше зарабатывать, растить детей одних. Мужчины учатся признавать успехи партнерш. Служебные романы запрещают контракты. Измены не прощают. А браки по расчету обсуждают открыто, без стыда.

Почему мы все равно смотрим эти фильмы?

Потому что ностальгия сильнее здравого смысла. Потому что это часть нашей культуры, нашей истории. Алентова, Фрейндлих, Брыльска, Гурченко, Румянцева говорили так, что веришь каждому слову. Потому что музыка Таривердиева до сих пор пора берет за душу.

Но важно помнить: это кино, а не правила построения отношений. Если Гоша сбегает от вашего успеха – бегите от Гоши. Если партнер смотрит на вас как на источник дохода – это не любовь, а бизнес-план. Если вам придется скрыть, кто вы на самом деле, – это не нормальные отношения.

Советская классика прекрасна. Но жить по ее сценарию в XXI веке – значит обречь себя на опасные связи, молчаливые обиды и несбывшиеся ожидания.

А как вы смотрите героев советских фильмов? Кажется ли вам Гоша абьюзером, а Надя – прагматичной стервой? Или это мы стали слишком требовательными к киногероям?

Делитесь мнениями в комментариях – обсудим, как изменились наши представления о любви. И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые разборы культовых фильмов!