Художник и его муза… Вечная тема, множество историй с разными сценариями. По признанию Климта, он мог писать картины только тогда, когда был влюблён, поэтому он окружил себя множеством натурщиц, каждая из которых в какой-то мере и на какой-то момент становилась его музой. Но при этом, у художника была одна-единственная вечная спутница, отношения с которой напоминают роман, сочинить который было бы сложно даже самому выдающемуся писателю.
Эмилия Флёге (1874 – 1952 гг) вошла в жизнь Густава Климта (1862 – 1918 гг), когда её сестра и его младший брат поженились. Семьи Климтов и Флёге нашли общий язык и по-настоящему сблизились. Тогда же Климт написал два портрета юной Эмилии. Запомните эти картины, ведь очень скоро мы увидим совершенно другую Эмилию и абсолютно изменившуюся манеру художника.
Девушка увлекалась рисованием, и её семья решила обратиться к Климту, уже известному и состоявшемуся художнику, с просьбой давать ей уроки живописи. Он согласился. Совсем молоденькая девушка и мужчина, хоть и похожий внешне на медведя, но очаровывавший всех женщин Вены… Мы не можем знать наверняка, как проходили эти уроки, но позже Эмилия будет вспоминать, что она безумно влюбилась в Климта, а он воспринимал её, как родственницу. Милую, образованную, с которой интересно общаться на разные темы, но родственницу.
По рассказам той же Эмилии, в какой-то момент, не вынося более любовных страданий, она решила обратиться к ещё одному звёздному персонажу эпохи – доктору Зигмунду Фрейду. Выслушав девушку, он дал ей универсальный совет всех времён и народов, суть которого сводится к фразе: «Займитесь сами настоящим делом».
Воспитанная девушка Эмилия так и сделала. Вместо того, чтобы находиться в тени великого гения Климта и ловить малейшие знаки внимания с его стороны, она решила стать равной ему по статусу и известности. Оказалось, что Эмилия умеет прекрасно шить и конструировать одежду, и именно этому занятию она решила посвятить себя.
Через несколько лет сёстры Флёге объединили усилия и способности и в 1904 году основали настоящий модный дом. Девушки отвечали за различные аспекты бизнеса, Эмилия была творческим руководителем трио, сестра Елена занималась продажами, а Полин отвечала за административную часть. Вскоре Эмилия разработает свободное платье А-силуэта для женщин, что произведёт небольшую революцию в мире моды.
Одежда сестёр Флёге пользуется огромным успехом, все модницы Вены с радостью носят платья дизайна Эмилии. У неё получилось, она стала равной Климту и выбрала для себя роль его настоящего друга, а не возлюбленной, которые у художника сменялись с космической скоростью (40 детей этому яркое подтверждение).
Итак, Густав и Эмилия друзья. Они переписываются, проводят вместе много времени, в том числе ежегодно отдыхая на озере Аттерзее. Вот, например, одна из фотографий пары. Эмилия в свободном платье собственного дизайна, Климт – в своей неизменной свободной робе, в которой он работал и которая не сковывала движений и не отбрасывала цвет на холст. Вполне возможно, хотя достоверно это не установлено, что эти рабочие халаты для Климта были разработаны и сшиты в модном доме сестёр Флёге.
Ну и конечно, Эмилия должна была оставить более яркий след в творческом наследии Климта, чем два не самых знаковых для Климта портрета 1890х годов.
Начало XX века знаменуется расцветом модерна, одним из главных центров которого является Вена, а одним из крупнейших представителей венского модерна выступает наш герой Густав Климт. Художник успешно сочетал чувственность, даже эротизм, с декоративностью. Его работы этого периода характеризуются контрастом между реалистично прописанными лицами и достаточно абстрактными фонами.
Климт стремился выразить внутренний мир, а особенно женскую чувственность, через богатство цвета и символику, и у него это очень хорошо получалось. Портреты Климта пользуются огромным спросом у венской публики. Мужья тех жен, которым непременно нужно, чтобы их изобразил художник, часами ждут приёма в мастерской Климта, чтобы договориться о сеансе позирования, и готовы отдать любые деньги. Среди этого снежного кома заказов Климт находит время для изображения своей подруги. На сей раз это портрет в уже полностью сложившемся отличительном стиле художника, прекрасный образец произведения искусства венского модерна начала XX века.
Сама девушка тоже выглядит совершенно иначе, чем на предыдущих портретах кисти Климта. Перед нами уверенная в себе женщина с ультрасовременной причёской. Она одета в очень смелое платье, тоже по последнему слову моды. Картина поражает богатством оттенков синего и зелёного на платье Эмилии. Невыясненным остаётся вопрос фона, он выглядит незаконченным. Возможно, Климт так и задумал изначально, а возможно решил оставить фон таким из-за реакции Эмилии на своё изображение.
Дело в том, что подруга художника отнюдь не пришла в восторг от своего портрета, о чём открыто сказала Климту. Она могла себе позволить высказаться критически о работе самого модного и успешного художника Австрии того времени. Думаю, Зигмунд Фрейд аплодировал бы ей стоя, если бы узнал об этом (а может, и действительно аплодировал, когда узнал).
Эмилия и Климт оставались близкими друзьями до смерти художника. Пожалуй, вместе с матерью художника Эмилия была самым по-настоящему близким человеком для Климта. Она была рядом, когда в 1915 году умерла Анна Климт, мать Густава. Именно её просил позвать сам Климт, когда в 1918 году у него случился инсульт. В больнице художник также заболел воспалением лёгких и вскоре умер.
После его смерти Эмилия сожгла их многолетнюю переписку, поэтому об истинной природе их отношений мы можем судить только по тому, что сама Флёге рассказывала в дальнейшем. И хотя многим хотелось бы верить, что это история любви мужчины и женщины длиною в жизнь, никаких достоверных подтверждений этому нет, а вот то, что они были настоящими друзьями – очевидно.
Учитывая важную роль, которую Эмилия играла в жизни Климта, исследователям также хочется видеть больше картин, посвящённых ей. По одной из версий, на шедевральном «Поцелуе» художник изобразил именно её и себя.
Красивая версия, в которую хочется верить, но всё же это маловероятно. По более ранней версии, «Поцелуй» был заказан, как парный портрет парня и девушки. Саму девушку художник видел только на фотографии, которую предоставил её возлюбленный. Якобы Климт пришёл в такой восторг от красоты девушки, что лицо её любимого даже не запомнил, и поэтому на картине мы чётко видим лицо девушки и только затылок мужчины.
Более вероятным представляется версия, что после того, как Эмилия отвергла свой портрет, Климт изобразил её иносказательно в образе своего одинокого подсолнуха. На картине мы можем видеть то же обилие синих и зелёных оттенков, ту же одиноко и гордо стоящую «фигуру» в «платье» свободного кроя.