Найти в Дзене
Лисья нора

Фарфоровые скульптуры как зеркало времени: рассказываю про выставку, которую нельзя пропустить

Доводилось ли вам видеть фарфоровые скульптуры, настолько живые и поражающие обилием деталей, что замираешь перед ними? А если им, скажем, 150 лет? И все красивые парчовые платья, расшитые пояса и драгоценные ожерелья - колоссальная ручная работа? Сегодня расскажу вам о выставке, на которой мне посчастливилось побывать - «Народы России. Русская фарфоровая скульптура XIX-начала XX века». Чему можно подивиться на выставке? Например, народностям, о существовании которых я и не подозревала - это аламуты и гольды. На фотографии - алеут, Императорский фарфоровый завод, 1907-1917 гг. Необычным национальным костюмам. Точно и удивительно тонко переданной манерой поведения и мимикой. Среди предметов экспозиции представлена книга. Интересна она и своими гигантскими размерами, и содержанием. В 1862 г. этнограф и член Русского географического общества, Теодор Паули, создал альбом «Этнографическое описание народов России». В нем собрана информация, посвященная конкретным народам и их быту. Описан

Доводилось ли вам видеть фарфоровые скульптуры, настолько живые и поражающие обилием деталей, что замираешь перед ними? А если им, скажем, 150 лет? И все красивые парчовые платья, расшитые пояса и драгоценные ожерелья - колоссальная ручная работа?

Крымская татарка, 1907-1917 гг., автор П.П. Каменский, Императорский фарфоровый завод
Крымская татарка, 1907-1917 гг., автор П.П. Каменский, Императорский фарфоровый завод

Сегодня расскажу вам о выставке, на которой мне посчастливилось побывать - «Народы России. Русская фарфоровая скульптура XIX-начала XX века».

Чему можно подивиться на выставке?

Например, народностям, о существовании которых я и не подозревала - это аламуты и гольды.

На фотографии - алеут, Императорский фарфоровый завод, 1907-1917 гг.

-2

Необычным национальным костюмам.

Точно и удивительно тонко переданной манерой поведения и мимикой.

Завод Гарднера, 1880-1890 гг.
Завод Гарднера, 1880-1890 гг.

Среди предметов экспозиции представлена книга. Интересна она и своими гигантскими размерами, и содержанием.

-4

В 1862 г. этнограф и член Русского географического общества, Теодор Паули, создал альбом «Этнографическое описание народов России». В нем собрана информация, посвященная конкретным народам и их быту.

-5

Описана внешность людей, особенности их быта и традиций. И каждая глава проиллюстрирована изображением чукчи/самоеда/крымского татарина в национальном костюме.

К слову, альбом «Этнографическое описание…» можно найти бесплатно в интернете. Мне встретился вариант на французском (а она на нем изначально и была написана) языке, с хорошего качества иллюстрациями.

Через 20 лет после издания этой книги на мануфактуре небезызвестного Франца Гарднера была создана серия из 42 фарфоровых скульптур «Народы России». Основой послужили как раз иллюстрации из альбома Паули. И, друзья мои, работа выполнена просто потрясающе! Как детально проработаны лица и костюмы, мимика, позы!

Кстати, в полном составе эта серия выставляется впервые.

Той же мануфактурой в 1810-1820 гг. была выпущена серия «Волшебный фонарь».

Дворник и Торговка рыбой
Дворник и Торговка рыбой

В ней нашли отражение представители простонародных профессий, которые были созданы на основе гравюр из одноименного журнала.

Торговка пасхой и Стекольщик
Торговка пасхой и Стекольщик

Сбитенщик
Сбитенщик

Еще одним своеобразным столпом послужило другое издание - «Описание всех обитающих в Российском государстве народов» 1770-х гг. По мотивам иллюстраций из нее на Императорском фарфоровом заводе была создана серия «Народы России, торговцы и ремесленники».

Русская молочница и Птичник, 1870-1880 гг, Императорский фз, автор Ж.-Д. Рашшет.
Русская молочница и Птичник, 1870-1880 гг, Императорский фз, автор Ж.-Д. Рашшет.

Серия «Народности России» была создана также на Императорском фарфоровом заводе к трехсотлетию Дома Романовых по инициативе Николая II.

Китаянка
Китаянка

Автором моделей является Павел Каменский. Он долгое время служил заведующим бутафорской мастерской императорских театров.

Бурят
Бурят

Расписала большинства фигур художница Мария Герцак.

Тульская женщина, Государственный фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова, 1929 г.
Тульская женщина, Государственный фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова, 1929 г.

Копии оригинальных статуэток были направлены в музее, а уменьшенные в два раза поступили в продажу.

Скорость изготовления их была - 3-4 экземпляра в год.

Олонецкая женщина
Олонецкая женщина

Полюбоваться можно и на фарфор менее крупных заводов. Например, выпущенный на заводе А.Л. Киселева в 1850-х гг. Балалаечник.

-14

Или композиция «В обжорном ряду» завода М.С. Кузнецова в Твери. Это серия «Уличные типы».

-15

Крестьянка белит холст - завода И.А. Иконникова. Молодая женщина с простым ясным лицом, босая, в сарафане в цветочек, а рядом сынок играет с маленькой гармошкой.

-16

Я пару лет назад провела несколько дней в Ярославле и осталась поражена коллекцией фарфора в музее В.Ю. Орлова. Кто там бывал, думаю, никогда не забудет невероятных эмоций от увиденного) В этой выставке принимают участие некоторые экспонаты из ярославского музея.

Проходит она в филиале ГИМ в Туле, на одной из самых красивых пешеходных улиц - Металлистов. А так выглядит здание музея - это особняк купцов Белолипецких.

-17

Выставка продлится аж до марта следующего года.

Завод Гарднера, 1820-е гг.
Завод Гарднера, 1820-е гг.

Благодарю за внимание)

Засим откланяюсь)

Если статья вам понравилась или оказалась полезной, вы можете поблагодарить автора здесь