В этом году вышла пятая книга по вселенной Голодных игр, на этот раз посвящённая Хеймитчю Эбернетти. Обзор будет со спойлерами.
Здесь у нас повествование ведётся от лица 16 летнего Хеймитча, мы узнаём о его жизни в 12 дистрикте, о том, как он попал на арену и что с ним произошло уже после Игр. Сразу скажу, что впечатления от книги смешанные, она вроде как и расширяет основную трилогию, но некоторые моменты выглядят неестественно и натянуто, возникает много вопросов к логике сюжета.
Если вы хотели узнать, что произошло с Люси Грей, то расходимся, в книге о ней почти ничего нет. Мы так и не узнали, погибла она или осталась жива.
Персонажи
Когда я прочитала "Балладу о змеях и певчих птицах", то радовалась, что Люси Грей вообще не похожа на Китнисс, Сьюзен Коллинз не сделала кальку персонажа, спасибо ей за это. Здесь же у Хеймитча и Китнисс ну очень много общего. Да, в первых книгах подчёркивалось, что они с ней похожи и на арене Китнисс очень хорошо понимала, что от неё хочет Хеймитч, так что он мог ей помогать, но там речь шла скорее о характере. В "Рассвете жатвы" видно, что биографии Китнисс и Хеймитча тоже очень похожи. Оба из Шлака - самого бедного района 12 дистиикта, оба старшие дети в семье, у обоих отцы шахтёры и погибли из-за взрыва в шахте, у обоих есть младшие братья или сёстры, о которых они заботятся (у Хеймитча - брат Сид, у Китнисс - сестра Прим). Ну ладно, предположим это всё типично для жителей Шлака, но уже на этом моменте начинает подкрадываться ощущение, что читателю сознательно предлагают уже знакомую историю, которую он любит.
А ещё у Хеймитча есть девушка Ленор Дав и она такая вся из себя бунтарка, в начале книги их разговор зеркалит разговор в лесу Китнисс и Гейла, когда они обсуждают рабское положение дистриктов. Кстати, я вообще не поняла, почему у них такая любовь до гроба, нам просто это подаётся как факт. Например, у той же Китнисс в трилогии была эта химия в отношениях с Питом и Гейлом, не выглядело так, будто автор решили впихнуть туда этот любовный треугольник просто чтобы был, а то вдруг читать неинтересно будет.
Что интересно, на Жатве Хеймитча выбирают по-сути случайно потому, что выбранный трибут пытался сбежать, но его убили и первым под руку попался как раз Хеймитч.
Очень много вопросов к сюжету
Это вторая Квартальная Бойня, то есть 50 Голодные игры, так что при выборе трибутов действуют особые правила. В этот год набрали не по 2 трибута из каждого дистиикта, а по 4. Вместе с главным героем на Голодные игры попадают Мэйсили - дочка мэра, которую, по идее, не должны были выбрать, у детей из богатых семей меньше шансов попасть на Игры, её терпеть не может Ленор Дав, так что у Хеймитча к ней сначала предвзятое отношение, Луэлла - девочка 13 лет, которая тоже живёт в Шлаке и о которой Хеймитч решает заботится и Вайет, отец которого принимает ставки на Голодные игры, естественно, его сначала никто не жалует, но потом ребята понимают, что Вайет не виноват, что у него такой отец и тоже берут его в союзники. Как по мне самым интересный персонаж из них - Мэйсили, Хэймитч получился достаточно обычным, он просто набор определённых функций. Даже притом, что он постоянно что-то делает и мы видим события его глазами, он не становится каким-то очень интересным, за той же Китнисс следить было увлекательнее. Когда трибутов готовят к арене, мы опять встречаем уже знакомых персонажей - Мэгз и Вайресс в качестве менторов у 12, Плутарх уже на стороне заговорщиков, Битти ментор у своего сына, а Эффи заменяет в ответственный момент стилиста. И вот здесь начинаются главные вопросы. Почему самому отстойному 12 дистрикту дали сразу двух менторов? Ну вот просто зачем, почему нельзя было ограничиться одним? Почему Битти для своего мятежа выбрал именно Хеймитча? Ну правда не понятно, что он в нём особенного увидел, выбрал бы в помощь своему сыну ещё какого-нибудь трибута из 3. В Мейсили, например, бунтарства больше, но он выбрал Хеймитча, нам даже не объясняют, почему. Их план сломать арену, как и следовало этого ожидать, не выводит её полностью из строя и Игры продолжаются. С Битти тоже много вопросов. Мы знаем, что его сын попал на Игры не случайно, а в наказание Битти за то, что он пытался проникнуть в информационную систему Капитолия. Битти сам говорит, что убивать его нельзя, он слишком ценен для Капитолия. Допустим, но ему с помощью трибутов всё таки удаётся повредить арену во время игр, об этом узнают распорядители и президент. И его после этого просто отправили домой в дистрикт и всё? Можно же было подстроить его смерть, но нет, он просто жил свою жизнь, пока не наступили 75 Голодные игры и он опять не стал трибутом. Ну очевидно же, что он уже во времена Игр Хеймитча был очень опасным для системы человеком, странно, что Сноу его не убрал.
Ещё странно то, что Хеймитчу дали возможность поговорить по телефону с Ленор Дав. По идее и без этого можно было обойтись, почему обычный трибут из 12 дистрикта вообще может разговаривать с кем-то из близких по телефону?
А Плутарх всё таки оказывается гениальным стратегом, иначе я не знаю, как объяснить тот факт, что он больше 25 лет готовил восстание и всё это под носом у президента Сноу.
Я порадовалась, когда встретились уже знакомые герои, но почему нельзя было добавить ещё кого-то, создаётся впечатление, что все 25 лет Игры организовывали одни и те же люди. Появление Эффи точно было не к месту. Мне кажется, она должна была появиться лет через 10, но никак не на Играх Хеймитча. Она хоть и глупая, но не лишённая эмпатии, видно, что она действительно переживала за своих подопечных, а после знакомства с Питом и Китнисс поменяла своё отношение к Играм. И, получается, что она 25 лет видела, как убивают детей, которых она одевает, видела, что происходит с Хеймитчем, но Игры всё ещё не казались ей варварством и жестокостью, для неё это было в порядке вещей.
Наконец у нас начинаются сами Голодные игры, как мы уже немного знаем из "И вспыхнет пламя" в этот год вся еда и вода были отравлены, даже пыльца растений была ядовитой, питаться можно было только той едой, которая была у Рога изобилия и пить дождевую воду. Хэймитчу в первый день удалось урвать рюкзак, ещё один балл в счётчик совпадений с Китнисс. Хеймитч заключил союз с большей частью трибутов и они называли себя "Новички", в противовес "Профи". На самих Играх с Хеймитчем не происходило чего-то ужасного, во всяком случае, это не сравнится с тем, что было на Играх Китнисс и Пита. В первый день он чуть не умер потому, что выпил ядовитую воду из ручья, но его спасло то, что выпил он совсем немного и в рюкзаке оказался активированный уголь. Потом он просто ходит на противоположной почти от всех остальных трибутов стороне арены. В "И вспыхнет пламя" упоминалось об ужасных переродках, но они не наносят Хеймитчу практически никакого вреда, они запрограммированы на других конкретных трибутов. В оправдание можно сказать, что тогда распорядители могли ещё так не заморачиваться и трибуты обычно сами прекрасно рубились, зрителей это развлекало достаточно.
В конце Игр становится понятно, что Хеймитча наказали не только за то, что он использовал силовое поле как оружие и это ломает лор трилогии. Почему во второй книге он не сказал о бунте Китнисс с Питом? Он мог бы упомянуть о союзе с другими трибутами и о подрыве арены.
Также мы узнаём о том, что Хеймитч был знаком с родителями Китнисс и даже дружил с её отцом, но прекратил с ними общение, когда понял после Игр, что всем его близким угрожает опасность. И вроде это логично, в 12 дистрикте не такое большое население, а они одного возраста, почему они не могли дружить. Предположим, что родители Китнисс никогда не говорили ей о Хеймитче, но она же жила в окружении других людей, которые застали 50 Голодные игры, она продавала им всякую живность, которую подстреливала в лесу, почему никто и никогда не говорил ей о том, что в школьные годы её отец и Хеймитч были очень хорошими друзьями?
Во всех книгах нам встречается президент Сноу. Вспомните, какой ужас он наводил в трилогии, взять хотя бы эпизоды, где во второй книге Китнисс возвращается домой из леса и её застаёт врасплох Сноу, который сидит у неё в кабинете. Или когда уже после победы повстанцев Китнисс видит его в розовом саду и он ей открывает правду о том, что бомбы, от взрыва которых погибла её сестра - дело рук не капитолийцев, а повстанцев. Или момент, когда президент после атаки на 13 дистрикт засыпает его белыми розами и это послание для главной героини. В "Балладе о змеях и певчих птицах" нам показано другой Сноу, но можно проследить эволюцию героя, его образ не противоречит образу в трилогии. А вот в последней книге президент показан просто стариком, которому жить осталось всего ничего, он потихоньку умирает и зачем-то решил поболтать о жизни с Хеймитчем.
Моменты, где на глазах у Хеймитча умирают его союзники, которых он пытался защитить, но не мог, повторяют эпизод со смертью Руты на руках у Китнисс. Когда он возвращается домой, то у него на глазах умирают мать, Сид и Ленор Дав, их смерти подстроил Сноу так, чтобы они выглядели как несчастные случаи. Поэтому снова возникает вопрос, в чём была проблема убрать Битти.
Из посхалок к оригинальной трилогии у нас есть брошь с сойкой-пересмешницей, которая от Мейсили попадает к её сестре-близняшке, от неё - её дочери Мадж, школьной подруге Китнисс, а уже от неё - самой Китнисс, когда Мадж прощается с ней перед Играми и делает такой подарок в качестве талисмана из дистрикта. Мейсили, кстати, показалась мне самым интересным персонажем в книге, сначала не ждёшь ничего особенного от избалованной девчонки, а потом оказывается, что она не боится противостоять Капитолию и на арене до конца защищает своих союзников.
Что в итоге
Не сказать, что это было совсем плохо, но проникнуться историей получилось только под конец. Тут описываются уже заранее известные события: Хеймитч теряет всех, кого любит, остаётся совсем один, из года в год наблюдает, как убивают его трибутов и не выходит из запоя. Это самая трагичная часть, потому, что мы видим совершенно сломленного героя, который был наказан за неповиновение и вынужден из года в год наблюдать за смертью своих трибутов, не в силах сделать что-то для прекращения Голодных Игр. Слёзовыжималка со смертью трибутов во время 50 Голодных игр со мной не сработала, она выглядела вторично.
Я уже подумала, может это просто я выросла и мне неинтересно читать подростковые антиутопии. Прочитала несколько глав из трилогии - всё так же интересно, так же захватывает. Я не знаю, то ли Сьюзен Коллинз исписалась, то ли над книгой работала не она и в конце просто написали её имя в качестве автора, то ли русские переводчики так налажали. Но создаётся впечатление, что книги написаны разными людьми. Если "Баллада" получилась уже слабее трилогии, то "Рассвете жатвы" просто рядом не стоит. Хотелось бы опять попасть под очарование этого жестокого антиутопичного мира, но не то пальто. В итоге Хеймитч в трилогии получился интереснее Хеймитча в книге, которая была полностью о нём.
Поговаривают, что Коллинз планирует писать ещё одну книгу. Все уже гадают, о ком она будет: об участниках первых Голодных игр, о Мэгз, Битти, Вайресс? Но логичнее предположить, что она будет про тех победителей, которые были уже после Хеймитча: о Финнике, Джоанне, Энни. Но ждём официальное заявление от автора, если это не слухи и книга действительно выйдет, то я буду читать, но уже без особых надежд, я понимаю, что это просто дополнение, книги после трилогии уже не могут встать с ней в один ряд.