Найти в Дзене
Иван Исаков

Кованые решётки как крутой английский фон для "Приключений Шерлока Холмса". Необычная прогулка по Петербургу с кузнецом.

Всем привет! Мы продолжаем наши прогулки по невероятно красивым местам Санкт-Петербурга. Это не просто экскурсия по Петербургу. Это прогулка с английским, а точнее лондонским, акцентом. Я расскажу вам о петербургской ковке на примере локаций фильма «Приключения Шерлока Холмса» и покажу, как именно ковка помогла создать флёр Лондона. НЕМНОГО ОБ АКАДЕМИИ, КОТОРАЯ СТАЛА ТЕАТРОМ Мы уже побывали на Каменном острове и на Дворцовой набережной. Продолжаем двигаться по следам Шерлока Холмса и его верного друга доктора Ватсона. И прибываем к театру «Лицеум», который известен петербуржцам как Академия Штиглица. А если быть более точным — Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени барона Александра Людвиговича Штиглица. Академия готовит художников, реставраторов, дизайнеров. В советское время академия именовалась училищем и носила имя скульптура Веры Мухиной, той самой, создавшей статую «Рабочий и колхозница». Поэтому простонародное название учебного заведения, сохранившееся и д

Всем привет! Мы продолжаем наши прогулки по невероятно красивым местам Санкт-Петербурга. Это не просто экскурсия по Петербургу. Это прогулка с английским, а точнее лондонским, акцентом. Я расскажу вам о петербургской ковке на примере локаций фильма «Приключения Шерлока Холмса» и покажу, как именно ковка помогла создать флёр Лондона.

Театр «Лицеум» в ленинградском исполнении мы видим в серии «Сокровища Агры».
Театр «Лицеум» в ленинградском исполнении мы видим в серии «Сокровища Агры».

НЕМНОГО ОБ АКАДЕМИИ, КОТОРАЯ СТАЛА ТЕАТРОМ

Мы уже побывали на Каменном острове и на Дворцовой набережной.

Продолжаем двигаться по следам Шерлока Холмса и его верного друга доктора Ватсона. И прибываем к театру «Лицеум», который известен петербуржцам как Академия Штиглица. А если быть более точным — Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени барона Александра Людвиговича Штиглица.

-2

Академия готовит художников, реставраторов, дизайнеров. В советское время академия именовалась училищем и носила имя скульптура Веры Мухиной, той самой, создавшей статую «Рабочий и колхозница». Поэтому простонародное название учебного заведения, сохранившееся и до наших дней, – Муха.

Эти малыши на фонарях символизируют виды декоративно-прикладного искусства — рисование, ваяние скульптуры, лепку и художественную роспись.
Эти малыши на фонарях символизируют виды декоративно-прикладного искусства — рисование, ваяние скульптуры, лепку и художественную роспись.

ПОЧЕМУ НЕ СНИМАЛИ НАСТОЯЩИЕ ТЕАТРЫ ЛЕНИНГРАДА

Неужели в Петербурге, то есть тогда в Ленинграде, не хватало настоящих театров? Зачем снимать совершенно иное здание, не имеющее к театрам никакого отношения?

Тем более существует настоящий театр «Лицеум» (Lyceum Theatre) в Лондоне. И можно было бы снять, например, Александринский театр, хоть как-то похожий на Лицеум классическими колоннами.

Слева — театр «Лицеум» в Лондоне. Справа — наш Александринский.
Слева — театр «Лицеум» в Лондоне. Справа — наш Александринский.

Замыслов создателей фильма мы не знаем. Но можно предположить, что, во-первых, сыграл фактор известности — здание не должно было быть легко узнаваемым и слишком известным. А БДТ, Мариинский, Александринский, Михайловский уж слишком знамениты.

Небольшие театры вообще в расчёт не берём — большинство расположены на узких улицах, да и вообще часто присоединены к жилым домам — ни масштаб не показать, ни живописность.

А лондонский театр конца XIX века — это что? Это что-то грандиозное, масштабное. И, конечно же, не забываем про «английский акцент». Необходима была «английская архитектура».

-5

И под все эти параметры Академия Штиглица подходила идеально —живописна, монументальна, аристократична. Здание с красивой симметрией, арочными окнами и умеренным декором фасада. С преобладанием в архитектуре здания неоренессанса, который был особенно любим в начале викторианской эпохи в Англии.

-6

НЕ АНГЛИЙСКИЙ, НО ОЧЕНЬ ЕВРОПЕЙСКИЙ НАМЁК

При упоминании в одном предложении академии Штиглица и театра, у меня возникает чёткая отсылка к одному очень известному европейскому театру, который основан примерно в то же время, что и академия. Разница у них всего 7 лет. Здания архитектурно очень похожи — симметричные, с арочными окнами.

Конечно же, Венская опера.

Слева — академия Штирлица. Справа — Венская опера.
Слева — академия Штирлица. Справа — Венская опера.

Не Лондон. Но очень европейский намёк, согласитесь?

В фильме нам не показывают здание целиком. Только часть с дверями и арочными решётчатыми окнами. И именно они создают торжественную и завораживающую атмосферу лондонского театра.

-8

Вот они, кованые решётки, пики которых трёхконечные, и даже отдалённо напоминающие геральдическую лилию – один из символов королевской Великобритании.

-9

Фотографии сделаны при дневном свете, и окна с коваными решётками особо не выделяются на фасаде. Но в фильме наши герои приезжают к театру вечером. В окнах горит свет. И в этом тёплом свете кованые решётки придают зданию очень уютный и аристократичный вид.

-10

Хочу ещё показать вам входные двери академии. В кадре они практически незаметны. Мы видим лишь их монументальность. Но сейчас у нас есть возможность подойти и рассмотреть их более детально.

-11

Они могут показаться весьма простыми из-за сдержанного декора. Но, когда подходишь ближе, начинаешь присматриваться, то понимаешь, сколько здесь деталей, сколько фактуры, сколько характера.

Отделка дверей была создана на заводе Сан-Галли. Вообще имя Франца Карловича будет очень часто встречаться, когда мы будем говорить о питерской ковке и металлодекоре.

А кто уже бывал на наших предыдущих прогулках, помнит о красивых кованых воротах с саламандрами, созданными на заводе Сан-Галли. Об этом можно почитать здесь.

Вот про эти ворота идёт речь на одной из прошлых прогулок по Петербургу. Это ворота особняка графини Клейнмихель, который стал домом Пондишери-Лодж, в этой же серии «Сокровища Агры».
Вот про эти ворота идёт речь на одной из прошлых прогулок по Петербургу. Это ворота особняка графини Клейнмихель, который стал домом Пондишери-Лодж, в этой же серии «Сокровища Агры».

ДВЕРИ И ФОНАРИ

Итак, двери. Обратите внимание на массивные дверные ручки со львами — дверные молотки. Кстати, если бы был крупный кадр, как Шерлок Холмс со спутниками входит в театр и были бы видны эти львы, была бы ещё одна крупная отсылка к Великобритании, ведь лев — это всё-таки один из главных символов Британской империи.

-13

Также в кадре мы видим очень крутой литой фонарь. В сумеречных съёмках фильма мы видим лишь образ фонаря, но днём их можно рассмотреть детально. И зависнуть тут на часок-другой.

Автором проекта этих фонарей выступил архитектор, спроектировавший саму академию, Максимилиан Егорович Месмахер. Он же стал впоследствии первым директором нового учебного заведения.
Автором проекта этих фонарей выступил архитектор, спроектировавший саму академию, Максимилиан Егорович Месмахер. Он же стал впоследствии первым директором нового учебного заведения.

Конечно, декор фонарей очень символичен. Эти симпатичные младенцы, их называют путти (с итальянского putti и означает «младенцы»), олицетворяют виды декоративно-прикладного искусства.

Кстати, изображения маленьких мальчиков — излюбленный декоративный мотив в искусстве Возрождения. И этот же мотив возвращается в период неоренессанса.
Кстати, изображения маленьких мальчиков — излюбленный декоративный мотив в искусстве Возрождения. И этот же мотив возвращается в период неоренессанса.

В здании академии также есть музей прикладного искусства.

Однозначно, здесь есть что посмотреть — и снаружи, и внутри.

Продолжение следует…

Если вам понравилась прогулка, не жалейте лайков — смело жмите палец вверх. И обязательно подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые прогулки.