Всем привет! Мы продолжаем наши прогулки по невероятно красивым местам Санкт-Петербурга. Это не просто экскурсия по Петербургу. Это прогулка с английским, а точнее лондонским, акцентом. Я расскажу вам о петербургской ковке на примере локаций фильма «Приключения Шерлока Холмса» и покажу, как именно ковка помогла создать флёр Лондона.
НЕМНОГО ОБ АКАДЕМИИ, КОТОРАЯ СТАЛА ТЕАТРОМ
Мы уже побывали на Каменном острове и на Дворцовой набережной.
Продолжаем двигаться по следам Шерлока Холмса и его верного друга доктора Ватсона. И прибываем к театру «Лицеум», который известен петербуржцам как Академия Штиглица. А если быть более точным — Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени барона Александра Людвиговича Штиглица.
Академия готовит художников, реставраторов, дизайнеров. В советское время академия именовалась училищем и носила имя скульптура Веры Мухиной, той самой, создавшей статую «Рабочий и колхозница». Поэтому простонародное название учебного заведения, сохранившееся и до наших дней, – Муха.
ПОЧЕМУ НЕ СНИМАЛИ НАСТОЯЩИЕ ТЕАТРЫ ЛЕНИНГРАДА
Неужели в Петербурге, то есть тогда в Ленинграде, не хватало настоящих театров? Зачем снимать совершенно иное здание, не имеющее к театрам никакого отношения?
Тем более существует настоящий театр «Лицеум» (Lyceum Theatre) в Лондоне. И можно было бы снять, например, Александринский театр, хоть как-то похожий на Лицеум классическими колоннами.
Замыслов создателей фильма мы не знаем. Но можно предположить, что, во-первых, сыграл фактор известности — здание не должно было быть легко узнаваемым и слишком известным. А БДТ, Мариинский, Александринский, Михайловский уж слишком знамениты.
Небольшие театры вообще в расчёт не берём — большинство расположены на узких улицах, да и вообще часто присоединены к жилым домам — ни масштаб не показать, ни живописность.
А лондонский театр конца XIX века — это что? Это что-то грандиозное, масштабное. И, конечно же, не забываем про «английский акцент». Необходима была «английская архитектура».
И под все эти параметры Академия Штиглица подходила идеально —живописна, монументальна, аристократична. Здание с красивой симметрией, арочными окнами и умеренным декором фасада. С преобладанием в архитектуре здания неоренессанса, который был особенно любим в начале викторианской эпохи в Англии.
НЕ АНГЛИЙСКИЙ, НО ОЧЕНЬ ЕВРОПЕЙСКИЙ НАМЁК
При упоминании в одном предложении академии Штиглица и театра, у меня возникает чёткая отсылка к одному очень известному европейскому театру, который основан примерно в то же время, что и академия. Разница у них всего 7 лет. Здания архитектурно очень похожи — симметричные, с арочными окнами.
Конечно же, Венская опера.
Не Лондон. Но очень европейский намёк, согласитесь?
В фильме нам не показывают здание целиком. Только часть с дверями и арочными решётчатыми окнами. И именно они создают торжественную и завораживающую атмосферу лондонского театра.
Вот они, кованые решётки, пики которых трёхконечные, и даже отдалённо напоминающие геральдическую лилию – один из символов королевской Великобритании.
Фотографии сделаны при дневном свете, и окна с коваными решётками особо не выделяются на фасаде. Но в фильме наши герои приезжают к театру вечером. В окнах горит свет. И в этом тёплом свете кованые решётки придают зданию очень уютный и аристократичный вид.
Хочу ещё показать вам входные двери академии. В кадре они практически незаметны. Мы видим лишь их монументальность. Но сейчас у нас есть возможность подойти и рассмотреть их более детально.
Они могут показаться весьма простыми из-за сдержанного декора. Но, когда подходишь ближе, начинаешь присматриваться, то понимаешь, сколько здесь деталей, сколько фактуры, сколько характера.
Отделка дверей была создана на заводе Сан-Галли. Вообще имя Франца Карловича будет очень часто встречаться, когда мы будем говорить о питерской ковке и металлодекоре.
А кто уже бывал на наших предыдущих прогулках, помнит о красивых кованых воротах с саламандрами, созданными на заводе Сан-Галли. Об этом можно почитать здесь.
ДВЕРИ И ФОНАРИ
Итак, двери. Обратите внимание на массивные дверные ручки со львами — дверные молотки. Кстати, если бы был крупный кадр, как Шерлок Холмс со спутниками входит в театр и были бы видны эти львы, была бы ещё одна крупная отсылка к Великобритании, ведь лев — это всё-таки один из главных символов Британской империи.
Также в кадре мы видим очень крутой литой фонарь. В сумеречных съёмках фильма мы видим лишь образ фонаря, но днём их можно рассмотреть детально. И зависнуть тут на часок-другой.
Конечно, декор фонарей очень символичен. Эти симпатичные младенцы, их называют путти (с итальянского putti и означает «младенцы»), олицетворяют виды декоративно-прикладного искусства.
В здании академии также есть музей прикладного искусства.
Однозначно, здесь есть что посмотреть — и снаружи, и внутри.
Продолжение следует…
Если вам понравилась прогулка, не жалейте лайков — смело жмите палец вверх. И обязательно подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые прогулки.