День двадцать третий. 20.07.2025
Сегодня мы с утра покупаем новые шины на автомобиль и ставим их на диски. Затем посещаем конную статую Чингисхана. Далее направляемся в национальный парк Горхи-Тэрэлж, где лазим в пещеру «100 монахов», смотрим скалу «Черепаха» и Буддийский храм Арьяабал. К вечере едем в район городка Баянчандмань.
Продолжение. Предыдущая часть тут:
Встали в 7.00. Позавтракали, загрузили вещи в машину и выехали в 8.15. Точнее уехали только мы с Наташей. Ребята остались до 10 часов в квартире, ждать хозяина, чтобы сдать квартиру и получить обратно залог в 100 долларов. Сразу скажу, что хозяин пришел во время, деньги отдал без вопросов и был очень доволен, что квартиру мы оставили в чистоте и порядке.
А мы с супругой поехали на рынок Нарантуул покупать новые шины. Как я уже писал, старые Матадоры пришли в полную негодность, особенно на передней оси.
Изначально хотел поискать японские б/у шины. Но б/у моего размера 225-65-17 в продаже не обнаружили. В результате нашли и купли новые китайские Cotechoo Wildtrac AT.
Продавщица просила 800000 тугриков, но я сторговался за 730000 (16200 рублей) за комплект из 4 штук. Покрышки кое-как запихали в машину: 3 на заднее сиденье, одну на заднюю полку. И отправились искать шиномонтаж (по-монгольски - Дугуй засвар). Это было странно - шиномонтажей вроде встречалось достаточно, время около 11 часов, а они все закрыты! Не сразу, но нашли. Где за 40000 тугриков (890 рублей) нам шины перекинули. Но без балансировки колес. Нет у монгол аппаратов для балансировки.
После я поискал автосервис, где есть развал-схождение. Нашел. Но работяги ничего сделать не смогли – сказали погнуты все стойки амортизаторов (о чем я и так знал). Надо вначале амортизаторы менять. Кстати, развал/схождение на 2 оси стоит там те же 40000 тугриков или 890 рублей. Значительно дешевле, чем в России! Потом поехали на развал -схождение. Но там ничего не смогли сделать. Сказали, что надо менять амортизаторы. Да это я и так знаю. Когда делали шиномонтаж, и сняли колеса, стали видно, что стойки погнуты. На несколько градусов точно. Так что придется потрепать до Улан-Удэ. Кстати, денег за работу монголы не взяли - ведь ничего не отрегулировали.
Уехали от развала. Поехали во дворец Богда Гэгжна, последнего хана Монголии. В музей не зашли (времени в обрез), обошли вокруг, посмотрели на дворец со стороны и уехали.
Поехали к конной статуи Чингисхана.
Конная статуя Чингисхана
Самая большая конная статуя в мире - это статуя Чингисхана, расположенная в местечке Цонжин-Болдог, примерно в 54 км от Улан-Батора. Координаты статуи - N 47° 48.430' E 107° 31.820. Перед ней располагается обширная бесплатная парковка.
Её высота составляет 40 метров без учета десятиметрового постамента. Диаметр основания более 30 метров. В основании статуи расположены 36 колонн, символизирующих 36 ханов, которые правили Монголией после Чингисхана.
Статуя, выполненная из нержавеющей стали, весит 250 тонн. Автором проекта является скульптор Д. Эрдэнэбилэг, а над архитектурой работал Ж. Энхжаргал. Торжественное открытие монумента состоялось 26 сентября 2008 года.
Внутри десятиметрового фундамента размещены ресторан, сувенирные магазины, масштабная карта завоеваний Чингисхана и символический золотой кнут длиной два метра. Именно находка такого кнута послужила причиной установки памятника в этом месте. В 1177 году, возвращаясь от Ван Хан Торила, друга своего отца, где молодой Тэмуджин искал силы и поддержки, он обнаружил здесь кнут – знак будущего успеха. Считается, что после этого события Тэмуджин смог объединить монголов, стать Чингисханом и завоевать значительную часть мира.
Из выставочного зала посетители могут подняться по лестнице или на лифте на смотровую площадку, расположенную в голове лошади. Отсюда открывается незабываемый вид на бескрайние степи. Взгляд великого завоевателя направлен на восток, в сторону его родных мест, словно он продолжает взирать на них с присущей ему суровостью.
Со стороны полюбоваться на статую можно бесплатно. Но если вы заходите посетить ее музей и подняться на смотровую площадку, то приготовьте 20000 тугриков.
После посещения статуи Чингисхана, направляемся в расположенный неподалеку национальный парк Горхи-Тэрэлж.
Национальный парк Горхи-Тэрэлж
Горхи-Тэрэлж (монг. Горхи Тэрэлж - Ручей рододендронов) национальный парк Монголии, в 80 км от Улан-Батора. Статус нац. Парка присвоен в 1993 г., до этого Горхи-Тэрэлж входил в состав Хан-Хэнтэйского заповедника. БОльшую часть парка занимают хребты нагорья Хэнтэй, в т.ч. хр. Эрээний-Сарьдаг до 2646 м (гора Алтан-Улгий-Уул). С Хэнтэя сбегает много горных рек и ручьёв. Ландшафт парка - это «степные» южные склоны гор и покрытые лиственничной тайгой северные склоны. Лес растет до высоты 2 200 м, выше - гольцы. Горы пологи и не сложны для восхождения (в т.ч. верхом на лошади) без применения специального снаряжения.
Достопримечательностями парка является большое количество скал-останцов, причудливых форм.
Сказывается близость столицы. В национальный парк ведет асфальтированная дорога и здесь находится очень много различных юрточных, и не только, турбаз. То есть при желании здесь можно спокойно остаться с ночевкой или вообще провести несколько дней.
Первая достопримечательность встретившаяся на нашем пути – это Пещера «100 монахов».
Пещера «100 монахов»
Пещера имеет несколько вариантов названия — «100 лам» или «1000 лам» или даже «Пещера трёх друзей» (после съёмок одноимённого фильма в 1958 году). Находится у скалы Агуй Хад (или Агуй Хадны хад), недалеко от основной дороги парка Горхи-Тэрэлж. Координаты пещеры - N 47° 50.370' E 107° 23.950
Сама пещера невелика: хотя 100 человек, вероятно, смогут там поместиться, будет довольно тесно, а 1000 человек, несмотря на название, вряд ли.
По одной из легенд, во время религиозных репрессий здесь нашли убежище 100 буддийских монахов (лам), спасаясь от преследований. Другая версия предполагает, что в пещере скрывались последователи монгольского религиозного лидера Занабазара, спасаясь от войск Галдана Бошигта в период междоусобных войн.
В 1958 году здесь проходили съемки сцен для монгольского фильма «Три друга», что привело к появлению у пещеры еще одного названия. Пещера надежно скрыта в скале – снаружи ее почти не видно.
Название «1000 лам» происходит от монгольской традиции использовать большие числа для обозначения большого количества чего-либо (например, «тысяча» используется вместо слова «много»).
Скала «Черепаха»
Едем дальше. Ещё несколько колориметров и перед нами предстает 24-метровая скала «Черепаха» - главная достопримечательность и символ национального парка. Координаты скалы - N 47° 54.450' E 107° 25.350'. Скала с одной стороны сильно напоминает силуэт огромной черепахи. Поэтому и получила такое название. Скала состоит из двух частей: панциря и головы. Панцирь имеет длину около 30 метров и ширину 20 метров, а голова выступает на 6 – 7 метров. Высота скалы примерно 9 – 10 метров.
Эта скала, согласно одной из легенд, появилась благодаря огромной черепахе, которая перенесла на своей спине землю, необходимую для основания будущего города. Местные жители почитают это место как священное, проводя здесь различные ритуалы и обряды.
Другое предание повествует о сокровищах, спрятанных ойрат-монгольским ханом Галдан-Бошигтом. После тяжелого поражения от маньчжурских войск в битве при Зуунмоде, хан Галдан-Бошигт сумел уйти от осады. С оставшимися солдатами он ненадолго остановился у Черепашьей скалы. Готовясь к бегству, он принял решение оставить здесь золото и серебро, которое ему удалось спасти. Поднявшись на вершину скалы, он спрятал драгоценности в расщелине. Однако, одна из его жен, не желая расставаться с сокровищами, также осталась в ущелье. Позднее она превратилась в гору «Хуухэн» (в переводе — «Девушка»), став частью живописных природных пейзажей Монголии. Гора «Хуухэн», расположенная к северо-западу от Черепашьей скалы, своей формой напоминает элегантную женщину, мирно возлежащую лицом вверх.
Буддийский храм Арьяабал
В конце долины мы упираемся в буддийский храм Арьяабал, также известный как Храм принцессы. Он был основан в 1810-х годах тибетскими и монгольскими ламами как место для уединенной медитации. Считалось, что сюда приходили монахи из монастыря Манзушир для уединения. Согласно местной легенде, в XIX веке здесь скрывали принцессу, которая противилась браку по расчету.
В 1930-е годы храм был уничтожен, а служивших там лам казнили. Восстановление началось в 1998 году и завершилось к 2004 году (координаты: N 47° 56.130’ E 107° 25.650’).
Дорога к храму украшена щитами с тибетскими изречениями и их английскими переводами.
Эта тропа выводит к большому барабану, оснащенному кругом с цифрами и подвижной «стрелкой». Повернув барабан, можно найти изречение, соответствующее выпавшей цифре. Рядом с барабаном расположены каменная черепаха и статуя белого старца. На территории есть родник и видны остатки древней, ранее существовавшей здесь тропы.
Далее путь лежит к подвесному деревянному мосту «Достижения запредельной мудрости». Он сконструирован из дощечек, заметно раскачивается, но при этом отличается надежностью.
Сам храм посвящен Авалокитешваре и выполнен в форме головы слона. Подъем наверх осуществляется по «хоботу слона» — лестнице из 108 ступеней (100 белых и 8 черных). Эта форма символизирует белого слона, на котором ездил Будда. Перила вокруг строения украшены 108 миниатюрными деревянными ступами. Трехъярусная структура здания метафорически олицетворяет три мира: ад, мир людей и мир богов. Необходимо обойти строение, вращая внешние молитвенные барабаны.
Прежде чем войти, нужно снять обувь. Примечательно, что дверная ручка выполнена в виде стилизованной мышки.
Внутреннее убранство полностью деревянное, здесь установлена статуя Будды, и помещение наполнено особой, неповторимой энергетикой.
Если посчастливится застать храм без толп туристов, можно в полной мере ощутить благодать этого места. Здесь очень спокойно, даже возникает сильное желание остаться и медитировать.
Если предыдущие достопримечательности парка были бесплатными, то за посещение храма придется заплатить. Вход на территорию платный, 10 000 тугриков.
Выйдя из храма , прямо на краю парковки мы устроюсь на обед. Плотно перекусили. Ведь уже перевалило далеко за обеденное время и мы изрядно проголодались.
Обратно поехали через Улан-Батор, потыркавшись в его пробках. Но видимо навигатор нас вел по относительно «спокойной» дороге и пробки «ужас-ужас», про которые так часто пишут в интернете, мы миновали. Хотели ещё зайти в Монастырь Гандантэгченлин, даже подъехали к нему, но в 19 часов вход уже был закрыт.
Выехали их монгольской столицы и направились в сторону границы с Россией. На ночь встали в берёзовой роще, в холмах, недалеко от городка Баянчандмань. Около поселка Höhö Oboonii Örtöö. Но картах ОСМ, его нет, но есть на Гугле.
Площадки для лагеря были все какие-то неровные, кое-как, немного поработав лопаткой выровняли и устроились относительно удобно. Рядом были монголы на 2х машинах, но, как стемнело. Они завершили свой пикник, собрались и уехали.
Отбой в 23.30.
Продолжение следует:
Начало повествования:
- Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
- Буду рад всем посетителям!