Найти в Дзене
Куда глаза глядят

Иногда трамвай в Выборге толкали пассажиры: история выборгского чуда на рельсах

К общественному транспорту в Выборге всегда относились очень серьезно. Еще до появления автобусов и троллейбусов здесь существовал строгий порядок: даже извозчиков звали не свистом, а по билетам — в очереди, как положено. Но город рос, жизнь ускорялась, и одними извозчиками уже было не обойтись. На улицах появились омнибусы — многоместные кареты на конной тяге. Они были первыми «маршрутками»: вмещали до 20 человек, ехали медленно, зато стоили недорого. А потом пришел 1912 год — и вместе с ним электрический трамвай. Выборг оказался впереди всей России. Когда в Петербурге еще ходили конки, здесь уже гудел настоящий электрический вагон.
Местные дворники первыми оценили новинку — благодарили за чистоту улиц: трамвай не оставлял навоза, как кони. Всего в городе открыли пять маршрутов, и на трамвае можно было даже уехать за город — что для начала XX века было почти приключением. На остановке звенел колокольчик — сигнал кондуктора к отправлению. Вагон шумел так, что разговаривать внутри было
Оглавление
К общественному транспорту в Выборге всегда относились очень серьезно. Еще до появления автобусов и троллейбусов здесь существовал строгий порядок: даже извозчиков звали не свистом, а по билетам — в очереди, как положено.
Но город рос, жизнь ускорялась, и одними извозчиками уже было не обойтись. На улицах появились омнибусы — многоместные кареты на конной тяге. Они были первыми «маршрутками»: вмещали до 20 человек, ехали медленно, зато стоили недорого.
А потом пришел 1912 год — и вместе с ним электрический трамвай.

Первый трамвай — первый шок

Выборг оказался впереди всей России. Когда в Петербурге еще ходили конки, здесь уже гудел настоящий электрический вагон.

Местные дворники первыми оценили новинку — благодарили за чистоту улиц:
трамвай не оставлял навоза, как кони.

Всего в городе открыли пять маршрутов, и на трамвае можно было даже уехать за город — что для начала XX века было почти приключением.

-2

На остановке звенел колокольчик — сигнал кондуктора к отправлению. Вагон шумел так, что разговаривать внутри было почти невозможно, но никого это не смущало.

Когда пассажиры толкали трамвай

Выборг — город холмистый, особенно крутая Крепостная улица, где мотору не хватало мощности. Тогда пассажиры выходили и дружно подталкивали вагон сзади. Смеялись, помогали, садились обратно — и поездка продолжалась. Это была простая и добрая эпоха — когда транспорт не только возил, но и объединял.

Самая трагическая страница

Однако история трамвая в Выборге знала и трагедию. Однажды вагон не вписался в поворот, сошел с рельс и перевернулся. Погибли пять человек — это стало крупнейшей трамвайной катастрофой в истории Финляндии.

Сегодня на месте той аварии стоит памятник — макет старого выборгского трамвая. Его изготовили на Выборгском судостроительном заводе по старым чертежам, ведь оригинальные вагоны не сохранились — ни в России, ни в Финляндии, ни в Швеции.

Трамвай, которого больше нет, но он остался в памяти

Трамвайная сеть в Выборге уже давно не работает. Но память о ней жива — в названиях улиц, старых фотографиях и в сердце города.

Это настоящее место паломничества туристов, они сюда приходят группами, трут места скульптурам, загадывают желания и фотографируются.

Я стою в надежде сделать то самое фото:)
Я стою в надежде сделать то самое фото:)

Каждый, кто видит памятник старому вагону, невольно улыбается — будто слышит тот самый звонок кондуктора и скрип колес по рельсам.

Трамвай ушел, но дух времени однозначно остался.

-4

Спасибо, что путешествуете по Выборгу вместе со мной.
Читайте и другие заметки — впереди еще много маршрутов по городу:

Выборг | Куда глаза глядят | Дзен