Партнерские роды – это уже не новшество. В тренде роды с доулой. Это компаньонка, которая сопровождает девушек во время беременности и родов. Помогает психологически, физически и информационно. Но действительно ли это так классно, как преподносят соцсети? Почему рожать с доулой легче? Что гарантирует такое сопровождение? Сколько это стоит? На все вопросы ответила профессиональная доула, специалист по ГВ и послеродовому восстановлению, массажист и телесный практик Любовь Лузина.
Если лень читать и удобнее слушать, то переходи в Яндекс Музыку, Звук, ВКонтакте или Apple Podcasts.
– Для начала я хотела бы узнать, кто такая доула и в чём её задача?
– Мне очень понравилось слово «компаньонка». Но если мы будем переводить изначально слово «доула» на русский язык, то мы увидим во всех источниках это «служанка» и «помощница в родах для женщины». Вот это всеобъемлющее понятие, которое включает в себя как физическую, так и эмоциональную помощь. Она поддерживает женщину во всех сферах в такой непростой период: во время беременности, в самих родах и в послеродовом восстановлении.
– Здорово. А что входит в это сопровождение?
– Девушки изначально к нам обращаются для того, чтобы избавиться от страхов и получить безопасность, комфорт непосредственно в родах. Страхи у нас возникают от незнания.
Женщины обращаются к нам, чтобы подсветить себе путь в темной комнате.
И сейчас общество построено таким образом, что если раньше мы жили в общинах, и мы видели, как взращивают наших младших братьев и сестер, либо племянников, то сейчас женщина очень часто находится в прострации. Она в принципе маленького ребенка никогда не видела. И ей не хватает банальной информации: а как это будет с малышом, что будет в родах, а что будет с моим телом и психическим состоянием?
– Насколько доброжелательно медперсонал в больницах относится к участию доулы в родах?
– На данный момент все происходит в таком доброжелательном ключе, потому что доула - это помощница не только женщине в родах, но медперсоналу. Потому что врачу, акушерке не нужно так часто заходить в родбокс, не нужно тратить на это дополнительное время. У них есть своя работа, в том числе история родов. Это достаточно кропотливый бумажный труд. Врач отвечает именно за медицинское сопровождение родов. А доула - расслабление и эмоциональное состояние женщины.
Доулы делают невидимое поле безопасности, из-за чего весь родовый процесс происходит более мягко. И врачам, и акушеркам от этого намного легче работать с этой роженицей.
Научные исследования показывают, что с долой женщина рожает быстрее, то есть сокращается время родов.
От этого выигрыши все. Поэтому медперсонал сейчас уже очень хорошо относится к доулам. Заглядывая в родбокс и видя меня, акушерка такая: "О, ты здесь, всё здорово, классно, зайду через 15 мин". И все, мы остаемся наедине с женщиной, она быстрее раскрывается, расслабляется, как только у нее уходят все зажимы из тела, и, соответственно, роды идут быстрее.
– Как происходят непосредственно роды с доулой? Расскажите типичный алгоритм.
– Тут есть несколько путей. Некоторые женщины госпитализируются заранее. В этот момент мы не присутствуем вместе с ней. Госпитализация проходит индивидуально. В такой ситуации доула может прийти к женщине непосредственно в родбокс.
А если я приезжаю с женщиной, то помогаю ей донести сумки до приемного покоя. Там она самостоятельно проходит процедуру оформления, акушерка смотрит ее обменную карту. После этого роженицу прикрепляют к конкретному родбоксу, и уже в конкретный родбокс заходит партнер. Это может быть дола, муж, мама, сестра, кто угодно. Они заходят непосредственно в тот родбокс, в котором женщина рожает.
Есть разные доллы в плане количества компетенций. Базовый минимум у доулы такой:
- встретиться с женщиной во время беременности.
Это нужно, чтобы понять, есть ли коннект. Доула рассказывает, что такое роды, какие есть фазы родов, проводит предродовую подготовку. - сопроводить в родовый процесс.
Как это происходит на практике? Женщина звонит и говорит «Люба, у меня отошли воды» или «Люба, у меня схватки, что делать?». Мы выясняем, как женщина себя чувствует, потому что роды это достаточно длительный процесс, и ехать сразу в роддом нет смысла. Вдруг это тренировочные схватки или раскрытия еще нет. Дальше мы приезжаем непосредственно в роддом. - помочь в самих родах.
После того, как девушка поступает в родовый бокс, мы приходим за ней буквально через 5 минут, переодетые в стерильный халат. Здесь идет телесная работа: массажные практики, грелки и так далее. То есть процесс может быть разный у каждой доулы, но это именно физическая помощь женщине в обезболивании. Немедицинские методы, естественно. Она помогает подобрать и принять удобную позу. Потому что женщине на поздних сроках беременности и непосредственно в родах это сделать сложнее, чем обычному человеку. Помочь встать с кровати, или наоборот, на нее лечь.
– Я припоминаю все эти сложности, даже спать было невозможно. А Доула становится в буквальном смысле опорой. Физической!
– Да-да, назову это экзоскелет. Женщина может повисеть на доуле, потому что это может быть удобнее. Спину растянуть. То, что женщина не может сейчас делать физически сама, доула делает за неё.
– Я хочу отметить, что в этом плане доула лучше, чем муж. Разумеется, он - это твоя родственная душа, с ним спокойнее. Но муж не знает, что ты чувствуешь. Он не знает, что нужно сделать, чтобы тебе было легче. Он спрашивает, как тебе помочь, а ты сама не знаешь!
– Тут еще важный момент - когда кто-то спрашивает "Как тебе помочь", либо любой другой вопрос, он выдергивает женщину из родового процесса.
Когда она начинает думать, то есть из тела уходит в голову. А рожает тело, а не голова.
Соответственно, как только женщину выдернули, родовый процесс замедлился, либо вообще остановился.
– Разве он может остановиться?
– Конечно! Вот здесь и начинается уйма медицинских манипуляций. Когда я слышу: "Ой, да мне там вот это сделали, вон то вкололи, капельницу поставили, все на свете сделали", я думаю, а кто был рядом с этой девушкой и как вообще происходил весь родовый процесс.
– Что важно при восстановлении после родов для женщины? И мне интересно не только с точки зрения физических упражнений, но и психологически.
– Во-первых, это подготовка. Мы не только учимся дышать, но и принимать правильную позу. Также важно настроиться на то, что жизнь изменится полностью. Структура семьи изменится, потому что появятся новые роли. Об этом мы обязательно с женщинами беседуем, потому что часто послеродовая депрессия возникает именно на фоне неготовности попрощаться со своей прошлой жизнью.
– А пап подключаете?
– Конкретно я подключаю. Думаю, это очень важная история. Муж будет находиться непосредственно рядом, он будет видеть, что с ней происходит. Он должен тоже заранее знать, а что может быть, какие есть красные флаги, на что обратить внимание.
Папа - точно такой же родитель. Абсолютно точно такой же.
И подгузник поменять, подмыть малыша – это не какая-то там вау-сфера, не материнский инстинкт. Мы все учимся быть родителями: и женщины, и мужчины.
– Что еще важно в послеродовом периоде?
Есть правило трех "Л": лежать, лениться и любить. Что это значит? После родов мама должна много отдыхать и восстанавливаться. Для этого ей надо лениться максимально, из разряда «пыль лежит, и я полежу». Все, что можно делегировать, женщина делегирует. Например, приготовить суп может ее мама или муж пусть закажет доставку еды. Прибраться поможет подруга или сестра и так далее. Не нужно лишний раз стоять у плиты и нагружать физически свое тело, поэтому все максимально передаем.
Ну и любовь... Для налаживания эмоциональной связи и привязанности нужно дать себе время на заботу и любовь к малышу. Окситоцин – гормон любви – помогает восстанавливаться организму очень быстро.
– Когда можно приступать к тренировкам, на твой взгляд?
В зависимости от того, о каких тренировках мы говорим, и как прошли роды...