Найти в Дзене

Оторвало двигатель: крупнейшая авиакатастрофа в США

25 мая 1979 года. Пятница. Аэропорт Чикаго. 13:30. 53-летний капитан Уолтер Лакс шагает по зданию аэропорта О'Хара. Настроение у пилота авиакомпании American Airlines замечательное. Впереди выходные и это время он планирует провести вместе с сыном Майклом. До выхода из терминала остаётся совсем немного и скоро он будет дома. Но вдруг знакомый голос заставляет капитана забыть о своих мыслях и обернуться. Перед ним стоит его коллега-пилот. Он просит поменяться рейсами и слетать вместо него в Лос-Анджелес. Уолтер понимает, что эта просьба рушит все его планы, но отказать не может. Коллеги прощаются и Уолтер отправляется готовиться к рейсу. Капитан Лакс проработал в авиакомпании почти 30 лет и был очень опытным пилотом. Сегодня он возглавит рейс из Чикаго в Лос-Анджелес. Второй пилот и бортинженер тоже имели большой опыт и налёт. Втроём они узнали, что лайнер McDonnell Douglas DC-10, на котором им сегодня предстоит лететь, менее двух месяцев назад прошёл серьёзное техническое обслуживани

25 мая 1979 года. Пятница.

Аэропорт Чикаго. 13:30.

53-летний капитан Уолтер Лакс шагает по зданию аэропорта О'Хара. Настроение у пилота авиакомпании American Airlines замечательное. Впереди выходные и это время он планирует провести вместе с сыном Майклом. До выхода из терминала остаётся совсем немного и скоро он будет дома.

Но вдруг знакомый голос заставляет капитана забыть о своих мыслях и обернуться. Перед ним стоит его коллега-пилот. Он просит поменяться рейсами и слетать вместо него в Лос-Анджелес. Уолтер понимает, что эта просьба рушит все его планы, но отказать не может. Коллеги прощаются и Уолтер отправляется готовиться к рейсу.

Капитан Лакс проработал в авиакомпании почти 30 лет и был очень опытным пилотом. Сегодня он возглавит рейс из Чикаго в Лос-Анджелес. Второй пилот и бортинженер тоже имели большой опыт и налёт. Втроём они узнали, что лайнер McDonnell Douglas DC-10, на котором им сегодня предстоит лететь, менее двух месяцев назад прошёл серьёзное техническое обслуживание. Какие-либо записи о неполадках в бортовом журнале на 24 мая отсутствуют. Заправка топливом будет максимальной и общий вес лайнера составит 172 тонны. На борту ожидается 258 пассажиров. Их будут обслуживать 10 бортпроводников.

Тот самый борт
Тот самый борт

Во время предполётного осмотра техники не заметили ничего подозрительного. Пилоты выехали на ВПП и остановились. Впереди несколько часов спокойного полёта. Ещё раз всё проверив, командир передал управление второму пилоту, а сам связался с диспетчером и получил разрешение на взлёт.

В 15:02 РУДы переведены на максимальный режим и самолёт начал разгон. Спустя 50 секунд лайнер достиг скорости V1 (скорость приятия решения – 257 км/ч). Это та скорость, на которой пилот должен принять решение: продолжать взлёт или тормозить.

”Rotate!”, – произнёс командир и второй пилот потянул штурвал на себя. Но вдруг самолёт резко наклонило влево.

"Чёрт!", – выругался второй пилот, тем самым привлекая внимание командира. Отказ двигателя №1 (левого). Тормозить поздно, самолёт уже в воздухе.

Диспетчер, наблюдая взлёт DC-10 с вышки, увидел, что левый двигатель вместе с пилоном отделился крепления, перелетел через переднюю кромку левого крыла, оторвав при этом кусок крыла длиной около метра, и рухнул позади самолёта на ВПП. Из-за того, что двигатель пробил топливный бак, за самим крылом появился белый воздушный след от вытекающего авиатоплива. Также были повреждены электрическая и гидравлическая системы. Это привело к тому, что предкрылки на левом крыле начали медленно убираться, лишая самолёт нужной подъемной силы.

Реконструкция
Реконструкция

Лайнер в воздухе, но ведёт себя крайне неустойчиво. Они набирают высоту, но очень и очень медленно. Диспетчер, понимая всю критичность ситуации, пробует связаться с экипажем:

– ”American 191, ваше решение? Вы возвращаетесь в О'Хара? American 191?”.

Пилоты не отвечают. Да им и некогда. Самолёт кренит влево, но второй пилот из-за всех сил пытается держать его ровно. Приборы показывают отказ двигателя №1, но на самом деле его просто нет. Пилоты этого не знают и действуют согласно инструкции по полёту на двух двигателях. Из-за асимметрии тяги второй пилот выравнивает самолёт с помощью руля направления. На высоте около 90 метров они снижают скорость до минимальной – 283 км/ч.

Пока всё не так страшно, ведь DC-10 может безопасно лететь и на двух двигателях. Но тут же возникает новая проблема. Механизация на левом крыле отсутствует и самолёт не получает нужной подъемной силы. На правом крыле механизация работает штатно, но это лишь усугубляет ситуацию. На левом крыле происходит срыв потока, и лайнер стремительно начинает уходить в левый крен. Пилоты полностью теряют управление над самолётом.

Кадр очевидца
Кадр очевидца

Вскоре крен достигает прямого угла. То есть крыло фактически заняло вертикальное положение относительно земли. Те, кто видел эту картину, обомлели от ужаса. В 15:04, примерно через минуту после отрыва от ВПП, лайнер левым крылом врезался в землю в пригороде Чикаго.

Реконструкция
Реконструкция

Самолёт упал прямо на трейлерный парк, где проживали сотни человек. Полностью заправленные топливные баки взорвались, образовав большой огненный шар. Обломки самолёта полетели в ближайшие дома трейлерного парка. Прибывшие спасатели позже отмечали, что на месте падения стояла абсолютная тишина. В катастрофе погибли 273 человека (271 человек на борту самолёта и 2 человека на земле). Ещё двое на земле получили серьёзные травмы.

На месте крушения
На месте крушения

Следствие установило, что за два месяца до катастрофы DC-10 проходил плановое техническое обслуживание. Во время одной из процедур механики должны были снять двигатель №1. Компания-производитель самолёта McDonnell Douglas рекомендовала вначале снять двигатель, а затем пилон. Эта процедура занимала более длительное время и стоила дорого.

Но сотрудники American Airlines решили сэкономить и время, и деньги. Двигатели стали снимать с крыльев вместе с пилонами при помощи обычного погрузчика. Ударные нагрузки в ходе этой операции приводили к образованию микротрещин в креплении пилона. Они увеличивались каждый раз, когда DC-10 совершал взлет и посадку в следующие два месяца. Во время взлёта 25 мая произошёл разрыв соединения, и двигатель отвалился.

С другой стороны, отделение двигателя от крыла не могло закономерно привести к крушению. Ситуацию сильно усугубили нарушения в работе гидравлической системы. Из-за убранной механизации на левом крыле подъемная сила уменьшилась, и это привело к сильному левому крену. В ходе расследования эксперты провели на симуляторе 70 взлетов, в точности воссоздав все условия, в которых находился DC-10 в тот день. Опытнейшие пилоты пытались вернуть контроль над самолётом, но раз за разом машина терпела крушение.

Части двигателя на полосе
Части двигателя на полосе

Решение снизить скорость до минимальной (283 км/ч) было правильным в случае отказа двигателя. Но в ситуации одновременного отказа и двигателя, и механизации это действие стало фатальной ошибкой. Однако ни второй пилот, ни командир этого знать не могли, их этому просто не обучали. Сын погибшего капитана Лакса Майкл позже скажет: "Это доказательство того, что в такой ужасной ситуации мой отец сделал все, что на его месте сделал бы другой опытный капитан".

47-летний начальник бригады технического обслуживания авиакомпании American Airlines в Талсе Эрл Р. Маршалл, который руководил последней процедурой технического обслуживания разбившегося самолёта, впоследствии покончил с собой за ночь до допроса. В процессе расследования ещё у 31 самолета нашли усталостное разрушение металла в том же месте на пилоне, что и у рухнувшего DC-10.

Через две недели после катастрофы Федеральное управление гражданской авиации США приостановило сертификат лётной годности всех самолётов DC-10. Авиакомпании несли огромные убытки. Лишь 13 июля, после многочисленных проверок технического состояния самолетов, американские DС-10 вновь начали выполнять регулярные рейсы.

Ещё один кадр катастрофы
Ещё один кадр катастрофы

Лайнер DC-10 долгое время имел плохую репутацию за большое количество громких инцидентов, произошедших по техническим причинам. Из-за этого самолёт получил неофициальное прозвище «Death Cruiser 10» (Смертельный крейсер 10).

Понравилась статья? Ставь лайк, подписывайся, пиши комментарий, это поможет в её продвижении. Заранее спасибо от всей команды!

Отрыв двигателя на взлёте, но всё закончилось благополучно: