Найти в Дзене

Очарование и свет Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Уважаемые читатели! В прошлой статье мы начали нашу прогулку по Петроградской стороне и побывали в церкви Святой Блаженной Ксении Петербургской на Лахтинской улице. Сегодня я расскажу о Князь-Владимирском соборе – храме, в котором мне довелось побывать впервые и испытать глубокое духовное умиротворение. Выйдя из храма святой Ксении Петербургской, мы направляемся по Лахтинской улице к Большому проспекту Петроградской стороны. В тот воскресный день Лахтинская показалась мне особенно уютной и тихой – возможно, дело было в немного меланхоличном и философском настроении, а может быть, во мне, как в исследователе городских улиц, проснулось особое чувство открытия и любопытства чего-то нового и неизведанного в этом старинном уголке Петербурга. Достигнув Большого проспекта Петроградской стороны, мы поворачиваем направо и идем прямо до самого конца – туда, где возвышается величественный Князь-Владимирский собор. Пешая дорога занимает около пятнадцати-двадцати минут. Здесь уже становится немного
Оглавление

Уважаемые читатели!

В прошлой статье мы начали нашу прогулку по Петроградской стороне и побывали в церкви Святой Блаженной Ксении Петербургской на Лахтинской улице. Сегодня я расскажу о Князь-Владимирском соборе – храме, в котором мне довелось побывать впервые и испытать глубокое духовное умиротворение.

Выйдя из храма святой Ксении Петербургской, мы направляемся по Лахтинской улице к Большому проспекту Петроградской стороны. В тот воскресный день Лахтинская показалась мне особенно уютной и тихой – возможно, дело было в немного меланхоличном и философском настроении, а может быть, во мне, как в исследователе городских улиц, проснулось особое чувство открытия и любопытства чего-то нового и неизведанного в этом старинном уголке Петербурга.

Лахтинская цлица
Лахтинская цлица

Достигнув Большого проспекта Петроградской стороны, мы поворачиваем направо и идем прямо до самого конца – туда, где возвышается величественный Князь-Владимирский собор. Пешая дорога занимает около пятнадцати-двадцати минут. Здесь уже становится немного шумно: машины мчатся по проспекту, горожане неспешно прогуливаются, туристы с интересом рассматривают окрестности. А я в этот момент ощущаю себя сразу в двух ролях – и петербурженкой, и туристкой, которая, казалось бы, в знакомом до мелочей городе на Неве снова находит что-то удивительно новое.

Большого проспект Петроградской стороны
Большого проспект Петроградской стороны

В Успенском сквере, образующем треугольник на пересечении улицы Блохина, проспекта Добролюбова и переулка Талалихина мы выходим на храм. Вход в храм находится в непосредственной близости от станции метро «Спортивная», фиолетовой ветки метро, со стороны проспекта Добролюбова. (если вдруг вы добираетесь до храма на метро).

И вот он – величественный Князь-Владимирский собор (Собор Святого равноапостольного великого князя Владимира) возвышается и призывает нас зайти и познакомиться с его наследием и отдохнуть душой и мыслями.

Немного истории

Историю храма принято отсчитывать с момента закладки в 1708 году деревянной церкви св. Николы на Мокруше (мокрушей назывался низинный, периодически затопляемый район первых городских кварталов Петербурга, расположенных к западу от Петропавловской крепости). В 1717 г. церковь св. Николы сменил мазанковый храм, имевший три престола, главный из которых был освящен в честь Успения Богородицы, а боковые приделы – получили имена Никольский и Предтеченский. В 1719-1724 гг. в соборе молился Петр Великий. В 1740 г. по указу Анны Иоановны на замену деревянному Успенскому собору начали закладку нового, каменного храма. Однако, дворцовые перевороты и другие исторические события помешали строительству. Только в 1765 г. во времена Екатерины Великой вновь вернулись к незавершенному проекту.

Разработал проект и руководил возведением нового храма Антонио Ринальди, который выиграл конкурс на строительство среди лучших архитекторов того времени. Особенно оригинальным решением Ринальди стали кресты на маковках собора. Они несколько не вписываются в традиционное изображение русского православного креста, но являются не только интересным художественным решением, но и ориентиром для кораблей, входящих из Финского залива в Малую Неву.

Здание самого храма создавалось в стиле раннего классицизма, однако содержит элементы барокко в виде овальних окон и лучкових фронтонов в экстерьере. В интерьере стены украшают пилястры дорического ордера. А пилоны – характерные для классицизма элементы – делят храм на 3 нёфа.

В 1772 году, кода собор был почти готов, он сгорел во время случившегося пожара. Но главный Успенский придел освятили и стали вести богослужения в недостроенной церкви. Завершить строительство императрица Екатерина поручила своему любимому архитектору из Александро-Невского монастыря Ивану Егоровичу Старову.

В момент освящения отстроенного храма в 1789 году его посвятили не Успению Богоматери, как велось ранее, а Святому Равноапостольному князю Володимиру. Объяснение заключается в том, что в 1782 году Екатериной был учреждён орден святого Владимира, 8-миконечный крест которого в щите как раз напоминали контуры наверших крестов на куполах нового храма, созданного Ринальди.

-4

Кроме того, освещение новой городской церкви последовало за присоединением к России крымского Ханства, которое стало Таврической губернией и получило герб в виде византийского орла опять же с 8-миконечным Владимирским крестом. Так уже теперь Князь-Владимирский собор ознаменовал собой обретение Россией купели православного крещения.

-5

В 1845 году Николай I своим указом определил Князь-Владимирский собор храмом Кавалеров Ордена Князя Владимира. В связи с этим над главным входом собора появился знак Ордена, который поддерживают два ангела.

Вход в храм
Вход в храм

Интересные факты

  • После закрытия Исаакиевского собора в 1930-е годы, Князь-Владимирский стал главным кафедральным храмом Ленинграда. Здесь совершались важнейшие богослужения.
  • В 1938 году храму была передана икона Божией Матери «Скоропослушница» из разрушенной часовни на 2-й Рождественской улице, куда в свое время она была принесена со святой горы Афон. Этот образ сохранился в Князь-Владимирском соборе и почитается в настоящее время.
  • В 1940 году сюда была перенесена чудотворная Казанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых икон города, перенесенная из закрытого Казанского собора.
  • Храм чудом уцелел в советское время. Его пытались закрыть, но благодаря настойчивости прихожан и духовенства он ни разу не прекращал богослужений – редкий случай для советской эпохи.
  • В соборе хранятся мощи и иконы многих святых, в том числе икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и частицы мощей князя Владимира.
  • Писатель Фёдор Достоевский часто бывал в этом храме; именно здесь отпевали его после смерти в 1881 году.
  • С площадки перед собором открывается один из лучших видов на Петроградскую сторону – особенно красиво вечером, когда храм подсвечен.

Под небесно-голубыми сводами храма

Когда я вошла в собор, меня сразу окутало ощущение древности и тишины. Людей было немного, и большая часть внутреннего пространства сейчас находится на реставрации, но часть храма всё же открыта для горожан и паломников. Небесно-голубые своды, украшенные мягким светом, и старинные золотистые иконостасы словно хранят память о времени и событиях, свидетелями которых были эти иконы.

Я присела на скамью, чтобы ненадолго остановиться и прочувствовать особую атмосферу единения, молитвы и покоя. В этой тишине казалось, что само дыхание храма наполняет душу светом и тихой радостью, напоминая о вечности, присутствующей рядом с каждым, кто приходит сюда с открытым сердцем.

Если будете в Санкт-Петербурге, обязательно загляните в Князь-Владимирский собор – это место, где время будто замедляется, а душа обретает покой.