Найти в Дзене
ARTПатруль

Степан Колесников: от Одесского "затишья" к Белградскому признанию

Будучи братом художника И. Ф. Колесникова, он продолжил обучение в Одесском художественном училище, куда поступил благодаря поддержке Славяносербского земства. Шесть лет, проведенные под руководством Ладыженского и Констанди, ознаменовались крепкой дружбой с Бродским и Бурлюком. В 1899 году Степан женился на Ирине Попандопуло, дочери греческого землевладельца, а два года спустя в семье родилась дочь. Обучение в Академии было прервано из-за студенческих волнений, и художник вместе с друзьями отправился на этюды в украинское имение Давида Давидовича. За полотно «В старой усадьбе» живописец получил возможность отправиться в пенсионерскую поездку, во время которой посетил Германию, Францию, Бельгию и Италию. В 1914 г. ему было присвоено звание академика. За победу на Десятой Всемирной выставке в Мюнхене с картиной «Весна» С.Ф. Колесников был награжден большой золотой медалью 1-го класса, благодарностью от правительства Российской империи и золотым портсигаром с бриллиантами от императора
Оглавление

Колесников Степан Фёдорович, выходец из крестьянской семьи, еще в юности получил ценные знания в области живописи от иконописцев.

Ранние годы биографии

Будучи братом художника И. Ф. Колесникова, он продолжил обучение в Одесском художественном училище, куда поступил благодаря поддержке Славяносербского земства. Шесть лет, проведенные под руководством Ладыженского и Констанди, ознаменовались крепкой дружбой с Бродским и Бурлюком. В 1899 году Степан женился на Ирине Попандопуло, дочери греческого землевладельца, а два года спустя в семье родилась дочь.

Колесников Степан Федорович. «На привале. Пасущиеся лошади». 1927
Колесников Степан Федорович. «На привале. Пасущиеся лошади». 1927

В 1903 году Степан стал студентом Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где его наставниками были такие выдающиеся художники, как Киселёв, Репин, Маковский и Куинджи.

Обучение в Академии было прервано из-за студенческих волнений, и художник вместе с друзьями отправился на этюды в украинское имение Давида Давидовича.

Колесников Степан Федорович. «Без названия». 1929
Колесников Степан Федорович. «Без названия». 1929

За полотно «В старой усадьбе» живописец получил возможность отправиться в пенсионерскую поездку, во время которой посетил Германию, Францию, Бельгию и Италию.

С 1910-х годов началась его активная выставочная деятельность, он участвовал в международных выставках в Мюнхене, Риме и Венеции. В 1912 году он совершил путешествие в Азию, посетив Туркменистан и Монголию, откуда привез множество работ, представленных на двух выставках в Санкт-Петербурге.

В 1914 г. ему было присвоено звание академика. За победу на Десятой Всемирной выставке в Мюнхене с картиной «Весна» С.Ф. Колесников был награжден большой золотой медалью 1-го класса, благодарностью от правительства Российской империи и золотым портсигаром с бриллиантами от императора Николая II. Это стало началом самого плодотворного, но, к сожалению, недолгого периода его творчества на родине. До революции его произведения часто экспонировались в залах Академии, Колесников пользовался признанием, а его картины пользовались большим спросом. Однако после 1918 года его карьера пошла на спад. Во время войны он, как и многие другие художники, создавал работы на военную тематику, репродукции которых публиковались в популярных журналах того времени, например, в «Летописи войны».

Первая мировая война и эмиграция

Впоследствии, С. Ф. Колесников предпринял попытку вместе с семьей переждать неспокойное время в Одессе или Александровке. Версия о его возвращении сюда колеблется между 1917-1918 и 1914 годами. Однако, еще в 1970-х годах Л. Н. Гурова, исследователь творчества художника из Одесского художественного музея, установила, что его приезд в Одессу состоялся в 1915 году, после чего он стал участником выставок Товарищества южнорусских художников.

Колесников Степан Федорович. «Церковь зимой» . 1937
Колесников Степан Федорович. «Церковь зимой» . 1937

Тем не менее, во всех биографиях художника отмечают период художественного затишья после его возвращения в Одессу, который длился почти до середины 1920-х годов. Известно, что художник оставался в Одессе до ноября 1919 года, участвуя в благотворительной лотерее в пользу Добровольческой армии на 29-й выставке Товарищества южнорусских художников в Художественном музее.

Колесников Степан Федорович. «Женский совет»
Колесников Степан Федорович. «Женский совет»

Остается неясным, как именно Степан Федорович с семьей оказались в Белграде. Предположительно, они прибыли в Сербию разными путями. С. Ф. Колесников покинул Россию в 1920 году, до того, как Одесса оказалась под контролем большевиков. Вероятно, он сумел уехать на корабле в Новороссийск. Это подтверждается тем, что в каталоге его работ, хранящихся в СССР, представленном в альбоме выставки, посвященной 100-летию со дня рождения художника (Одесса, 1983), отсутствуют полотна, датированные 1920 годом и позднее. В Королевстве сербов, хорватов и словенцев (позднее – Югославии) С. Ф. Колесников поселился в столице – Белграде.

В городе собрались эмигранты из бывшей Российской империи (в 1921 году их насчитывалось 42,5 тысячи человек). Среди них были известные деятели культуры, искусства, науки, а также военные, такие как А. Билимович, И. Бунин и другие.

Теперь - профессор Белградской Академии Художеств

Вскоре после приезда, в 1920 году, С. Ф. Колесников, по рекомендации критика Н. Н. Брешко-Брешковского, стал профессором Белградской Академии художеств, продолжая преподавать рисование в русско-сербской гимназии (1920–1924 гг.) и работать сценографом в Народном театре (1921–1926 гг.).

Колесников Степан Федорович. «Грозовое небо»
Колесников Степан Федорович. «Грозовое небо»

Затем он выполнил росписи для гостиницы «Палас» (1923 г.), Адриатическо-Придунайского банка (1925 г.), городской больницы Белграда (1927 г.) и других. Вскоре его картины украшали королевский дворец. Художник вернулся к пейзажу, хотя писал также жанровые сцены и натюрморты. Он продолжил выставочную деятельность в Европе в 1920-е годы.

Колесников Степан Федорович. «Весна. Март»
Колесников Степан Федорович. «Весна. Март»

Благодаря этому, он быстро адаптировался в новой стране и получил признание. Его работы стали востребованы, особенно после росписи потолка в городском театре в 1922 году. После этого Степан Колесников на 15 лет стал национальной гордостью Сербии.

Дар иконописца

В период пребывания в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (КСХС) талант художника в полной мере раскрылся в иконописи. Он вновь обратился к навыкам, усвоенным в детстве от народных иконописцев, создав такие значимые работы, как "Благословляющий Спаситель", "Тайная вечеря","Святой Николай Чудотворец" и другие. Особого внимания заслуживает икона Христа Спасителя, написанная в 1920 году и преподнесенная генералу А. И. Деникину. Сейчас она находится в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына в Москве.

На обратной стороне иконы имеется надпись: «Русскому вождю А. И. Деникину — спасающему Родину! От сотрудников добровольцев первого агитационного поезда». Вероятно, эта икона была создана Колесниковым еще в Александровке.

Уже в январе 1921 года часть его работ в жанре иконописи была представлена публике на выставке в Белграде. Большой популярностью пользовался триптих, изображающий Россию, страдающую под властью большевиков, процветающее Королевство СХС и будущее воскрешение объединенного славянства. В ноябре 1926 года в том же месте состоялась его персональная выставка, которую посетил король Александр с супругой. На новой родине художник добился всего, что имел ранее, и даже больше: признание, связи, дом в центре Белграда.

Несмотря на материальное благополучие, в семье художника возникли проблемы. После серьезной ссоры он оставил жену и дочь, оставив их в трудном положении. Супруга художника ушла из жизни через три года после разрыва.

Колесников Степан Федорович. «Рыбаки, ремонтирующие сети». 1944
Колесников Степан Федорович. «Рыбаки, ремонтирующие сети». 1944

Война принесла в семью лишь трагедию: сын художника совершил самоубийство, а дочь эмигрировала в Германию. Колесников же заболел болезнью Паркинсона, от которой и скончался. Однако даже в период болезни он не прекращал творить, привязывая кисть к руке. Художник умер в мае 1955 года и был похоронен в Белграде.

Колесников Степан Федорович. «Перед грозой». 1909
Колесников Степан Федорович. «Перед грозой». 1909

Критики разных стран и взглядов в целом положительно оценивали творчество Колесникова, отмечая его талант в пейзаже, жанровой живописи, натюрморте, батальных сценах, иконописи и монументально-декоративном искусстве. Особенно много он писал пейзажей, с драматичными серыми деревьями.

В 1930-е годы художник использовал тонированную лилово-серую бумагу для передачи сумерек и лунного света. Он смешивал гуашь, темперу и пастель, создавая бархатистую фактуру. Колесников создавал образы-воспоминания, отказываясь от реалистичного пейзажа. Репин восхищался его творчеством, но не все разделяли это мнение.

Художественное наследие

За свою карьеру Колесников создал около 6000 работ. В последние годы, чтобы заработать на жизнь, он нанимал молодых художников, которые писали картины по его эскизам, после чего он дорабатывал их и ставил свою подпись.В его пейзажах, особенно сербского периода, встречаются повторы сюжетов, персонажи в псевдорусских костюмах и другие штампы, пользовавшиеся спросом у зажиточных эмигрантов.

Понравился ли вам рассказ о жизненном пути художника? Ставьте лайки и пишите ответ в комментариях.